Михаил Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 4 классе | 27.21 КБ |
Урок литературного чтения "М.Пришвин "Выскочка"2 | 178.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение в 4 классе
Тема: М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык осознанного чтения.
Планируемые результаты:
УУД:
личностные : ценить и принимать такие базовые ценности как добро, Родина, природа.
регулятивные :определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
познавательные :овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
коммуникативные :участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач
Технология: здоровьесберегающая, ИКТ- технология, технология критического мышления.
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для групповой работы), УМК «Школа России» учебник литературного чтения 2 часть Л.Ф. Климановой , В.Г. Горецкого и др.
Ход урока
I.Организационный
(этап мотивации)
- Ребята, улыбнитесь друг другу и передайте своё хорошее настроение соседу.
- Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
II. Актуализация опорных знаний и умений
Ребята, послушайте отрывок из произведения и определите его название и автора
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.
-О творчестве, какого автора мы будем говорить сегодня на уроке? (слайд2)
«М.М. Пришвин и его произведение»
Составление на доске «Кластера» (слайд 4)
- Что мы знаем об этом человеке?
М.Пришвин – писатель – рассказы – очерк – сказки ––о детях – о природе – о Родине - вызывают чувства
Работа с текстом
- Сейчас вы прочитаете текст о жизни и творчестве писателя, вы должны будете найти подходящий пункт из составленного плана, поставить номер, по порядку
(слайд5)
1.Сведения из автобиографии
2.Тайны природы научился понимать с детства
3.Певец природы
Проверка (слайд 6-8)
- Прочитайте пункт, подходящий к первому номеру плана.
- Есть другие варианты?
М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году.
- Прочитайте пункт, подходящий ко второму номеру плана.
- Есть другие варианты?
В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
- Прочитайте пункт, подходящий к третьему номеру плана.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду.
III.Формулирование темы и цели урока.
-Посмотрите в лист с заданиями, найдите задание № 1. Работа в парах.
- Если вы правильно выполните задание, то узнаете названия произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (слайд9)
В | П | А | К 7 | Т |
В1 | С 3 | Л | Н | Е |
Ё | Ф | Ы 2 | Е | Л |
Л | М | Д | К 4 | Ш |
Ч 6 | И | А 8 | Ж | О 5 |
- Какое получилось слово? (выскочка) (слайд10)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью –
М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»
(слайд 11)
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель –
Совершенствовать знания о творчестве М. М Пришвина, учиться исследовать содержание произведения и правильно, выразительно его читать.
IV.Открытие нового знания
Прием «Предположение»
- Мы продолжим чтение рассказов М.М. Пришвина.
(слайд12)
- Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки).
Тема рассказа :о животных.
-Что знаете об этих животных?
- Катя поделится с нами своими знаниями о сороке.
Сообщение о сороке
У этой птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница.
Работа с пословицами
- Какие пословицы и поговорки вы знаете о собаке?(слайд13)
Собака, друг человека.
Живут, как кошка с собакой.
- Объясните, как вы их понимаете?
- Как вы думаете, кого в жизни люди называют выскочкой?
(Человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)
-Давайте послушаем Дашу, она обратится к «Толковому словарю» Ожегова, и расскажет, как там раскрыто значение этого слова. (слайд 14)
Выскочка – это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.
Словарно - лексическая работа.
- Найдите следующее задание № 2 и выполните в парах.
Соедините слова и выражения с их значением, подберите синонимы к словам. (слайд 15)
Соедините слова и выражения с их значением: | |
| - нашла подходящее время - родственники. - птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью. - не умная, глуповатая, странность в поведении - не попорядку, как попало, не думая |
Подберите синонимы к словам: | |
срам - разноцветный. бдительность - стыд, позор радужный - зоркость, настороженность |
Проверка.
Знакомство с текстом. Осмысление. (Слайд 16)
1. Прослушивание небольшого текста (… другая сорока с другой стороны – хвать! – и унесла косточку.)
- У вас на столе есть «Дерево предсказаний».
- Подумайте и дайте ответы на вопросы:
- Что будет дальше?
- Чем закончится текст?
- Как могут развиваться события?
-Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос).
-У кого другой вариант?
Физкультминутка.
2. Чтение текста до конца детьми хорошо читающими.
V. Первичная проверка понимания
Мозговой штурм.
-Совпали ли предположения?
-К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный
( художественный, так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)
-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека)
-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
Работа в группе (слайд17)
- Сейчас будете работать в группе, не забывайте, правила работы:
1.Распределите роли в группе.
2.Внимательно прочитайте задание.
3.При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
4. Не перебивай говорящего.
Найти средства художественной выразительности, которыми автор раскрывает образ героев
1 группа
Описание – ( ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
Крылатое выражение - С заскоком, в семье не без урода
Метафора - С пыльцой в голове, Воровка яиц
Эпитет - Хвост радужный, блестящая, проворная, веселая собачка, охотничья собака
2 группа
Какой эпизод рассказа изобразил художник на иллюстрации, найдите в тексте. Зачитайте его, передавая голосом своё отношение к героям
3 группа
Описание сороки после схватки
-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)
-Какой художественный приём автор использует (ирония)?
4 группа
Сравните, какая Выскочка была до схватки с Вьюшкой и после схватки
Выскочка до схватки с Вьюшкой
- Какая она была до схватки? (заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная, )
Выскочка после схватки После схватки - жалкая, общипанная , без хвоста
VI.Применение новых знаний
Ребята, давайте составим «пирамиду читателя».
Дети выполняют анализ произведения.
(слайд18)
Составьте пирамиду по плану.
- О чём рассказ? (Одно слово.)
- Место и время действия. (два слова.)
- Главные события в рассказе. (три слова.)
- Главные герои, какие они? (четыре слов.)
- Что хотел донести до читателя автор этим произведением? (5 слов)
- Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (шесть слов)
Дети презентуют свои пирамиды.
В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, словно своими глазами ты видишь, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.
VII.Рефлексия учебной деятельности
Чему мы научились, прочитав это произведение
(не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)
-Что такое природа для нас? (слайд19) Давайте прочитаем , как об этом сказал Пришвин.
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель - глазами доброго человека.
(слайд 20)
Закончите предложение:
Рассказ «Выскочка» ………………….
Сегодня на уроке я понял, что…………….
Мне захотелось……………...
Оцените свою работу на уроке, поставьте оценку.
(слайд 21) Домашнее задание
1. Составить синквейн про Вьюшку или про Выскочку (по выбору)
2. Читать рассказы М.М. Пришвина
Спасибо за урок!
Синквейн «Выскочка» (примерный)
1 Выскочка.
2. Легкомысленная, глупая.
3. Подскакала, извернулась
4. Да не тут-то было!
5 Где хвост?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Михаил Михайлович Пришвин 1873 —1954
Произведения М.М. Пришвина О природе О людях, о детях вызывают чувства рассказы сказки очерки О Родине художественные разножанровый документальные
План 1.Сведения из автобиографии. 2.Тайны природы научился понимать с детства. 3. Певец природы.
Михаил Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году.
В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. Мама научила вставать его рано, до восхода солнца, когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям. Он утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду.
В П А К 7 Т В1 С 3 Л Н Е Ё Ф Ы 2 Е Л Л М Д К 4 Ш Ч 6 И А 8 Ж О 5
Выскочка
Михаил М ихайлович Пришвин « Выскочка»
Собака, друг человека. Живут, как кошка с собакой.
Выскочка -это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или видное общественное положение не по заслугам.
Соедините слова и выражения с их значением: Выводок Сородичи Улучила Поскакала дуром С заскоком и с пыльцой в голове - нашла подходящее время – не умная, глуповатая, странность в поведении – родственники. – птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью. - не попорядку , как попало, не думая
« Дерево предсказаний» 1 в. Что будет дальше? 2 в. Чем закончится рассказ? 3 в. Как могут развиваться события после финала? с В
Правила работы в группе: 1.Распределите роли в группе. 2.Внимательно прочитайте задание. 3.При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого. 4. Не перебивай говорящего.
Составьте пирамиду по плану. 1.О чём рассказ? (Одно слово.) 2.Место и время действия. (два слова.) 3.Главные события в рассказе. (три слова.) 4.Главные герои, какие они? (четыре слов.) 5.Что хотел донести до читателя автор этим произведением? (5 слов) 6.Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (шесть слов)
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину. М.Пришвин . .
Закончите предложение: Рассказ «Выскочка» …………………. Сегодня на уроке я понял, что……………. Мне захотелось……………...
Домашнее задание Учебник с. 92 – 95 прочитать , составить рассказ о Вьюшке или о Выскочке
Составление « синквейна » 1. Написать имя существительное по теме. 2. 2-3 имени прилагательных 3. 2-3 слова-действия 4. Предложение 5. Слово-смысл темы.
Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса
Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
презентация "Архангел Михаил"
История Архангельска, об Архангеле Михаиле....
Презентация к уроку "Первый русский ученый Михаил Ломоносов"
Презентация к уроку "Первый русский ученый М.Ломоносов"Видеофильм о жизненном пути великого русского ученого....
Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"
Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....
Портфолио Ясмана Михаила Яковлевича
Разделы Портфолио...
Михаил Васильевич Ломоносов
Содержит различный материал...