Урок литературного чтения по разделу «Родина» в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения в 4 классе на тему: Обобщение раздела "Родина". Тип урока-урок-обобщение.
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода по формированию учебно-познавательных, коммуникативных и информационных компетенций обучающихся, технологии сотрудничества.
Содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности на уроке подчинены выполнению поставленных целей и задач образования, развития и воспитания обучающихся. На уроке применены различные формы работы с детьми: подводящий к теме диалог, фронтальная, групповая и парная работа.
При подготовке к уроку были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tehkarta.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Родина».
Ф.И.О. учителя: Васютина Виктория Владимировна
Учебный предмет: литературное чтение.
Класс: 4класс
Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 4класс («Школа России»).Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2013)
Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Родина».
Тип урока: урок - обобщение.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных ) учащихся 4 класса в предметной области литературное чтение по теме «Родина».
Учебные задачи :
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, умения работать в статичных группах.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение, чтение наизусть.
2) формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать сравнительную характеристику;
3) воспитание гражданственности и патриотизма;
4) развитие творческих способностей.
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению (УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий-М.:Просвещение (Учебник, 2013);
2)карточки с зашифрованными словами;
3)карточки с пословицами;
5)карточки с фамилиями авторов и названиями стихотворений:
3)проектор-компьютер;
4)листы А-3, фломастеры.
5) инструкционные карты, таблички с названиями групп, листы самооценки, заготовки для оценивания эмоциональной оценки учащихся.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД |
Эмоциональное начало урока. (ИКТ - приложение1) | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. (Слайд 1) - Встанем в круг и поприветствуем друг друга. - Пусть доброе и солнечное настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе взаимодействия. | Учащиеся встают в круг и произносят слова приветствия : - Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). - Доброе утро, небо! (аналогичное движение). - Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). Настраиваются на работу. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
Выход на тему урока, цель, учебные задачи в сотворчестве с учащимися а) прослушивание песни «С чего начинается Родина» б) диалог, основанный на предположениях детей в) игра «Расшифруй слова» г)словарная работа | Учитель предлагает прослушать 1 и 2 куплет песни Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: -Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? - Попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке? - Что мы знаем о нашей Родине? Учитель в проводит игру в парах - Возьмите на столе карточки, расшифруйте слова и выберите только те слова, которые по смыслу перекликаются с содержанием песни. Внцдтчюоызлродинадыцшщзхдлрстол Вапрпеноипапорлучебникэвцщродлук Свечаотчизнабауешджтематушказкур Савптполдпавптиотечестворвыроссия -Какие вы выбрали слова? Почему? -Какие карточки остались? Почему? Дети выбирают слова: родина, отчизна, матушка, отечество, Россия. -Как вы понимаете значение этих слов? Какая же тема нашего урока? (слайд 2) - Какую цель мы ставим перед собой? -Значит, сегодня на уроке мы будем вспоминать изученные в этом разделе стихотворения, делать их сравнительную характеристику, рассуждать о том, что же такое Родина, и чем она является для каждого из нас. -Какие учебные задачи предстоит решить? | Учащиеся прослушивают два куплета песни Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе прослушивания музыкального произведения. Вспоминают, систематизируют, осмысливают понятия по теме «Родина». Учащиеся взаимодействуют в парах, расшифровывают и отбирают слова. Учащиеся дают толкования слов. Учащиеся формулируют тему, учебные задачи урока. | Познавательные: Формирование умения выстраивать понятия по заданной теме в единую систему, устанавливать связи между ними, выявлять соподчинённость. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в статичных парах. Регулятивные: формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Организация взаимодействия с учащимися по теме урока «Обобщение по разделу «Родина» а) речевая разминка б)работа в парах в) «Узнай произведение» - работа с иллюстрациями (ИКТ), проверка д/з(чтение наизусть) подбор пословиц к текстам.
г) «Блиц – опрос» Физминутка д)Беседа о малой родине е) Работа в статичных группах. -Постановка проблемы -Планирование деятельности. -Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов. -Презентация результатов каждой группы. | Сегодня нам предстоит большая работа, в ходе которой нам необходимо будет высказывать свое мнение, вам предстоит через слова выражать свои мысли. А чтобы вы были готовы правильно высказывать свое мнение и вас понимали окружающие, мы должны подготовиться к работе на уроке литературного чтения. Начнем работу с речевой разминки.(слайд 3) Родина Если скажут слово родина, (З.Александрова)
- О чем стихотворение? - Как вы поняли смысл стихотворения? - Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел? Учитель предлагает учащимся задание «Собери пословицу» Человек без Родины, умей за нее постоять. Родина- мать, что соловей без песни. На чужбине ни сил, ни жизни не жалей. Для Родины своей родная землица во сне снится.
Родина- мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. На чужбине родная землица во сне снится. -Как вы понимаете смысл этих пословиц? Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: - Посмотрите на экран.(Слайд 5) -К какому произведению иллюстрация? (И.С.Никитин «Русь» -Прочитайте наизусть стихотворение.(Это было д/з) -Какая из пословиц выражает основную мысль этого стихотворения? Докажите. Аналогичная работа со стихотворениями С.Д. Дрожжина «Родине», А.В.Жигулина «О, Родина!» -Что общего у этих произведений? Чем они отличаются? -Проведем Блиц-опрос. -Вспомните материал по окружающему миру из истории нашей страны и скажите, в каком из стихотворений отражены эти события. Вопросы:
Инсценируется прогулка по лесу. -Мы с вами говорили о нашей Родине – России. Но у каждого из нас есть малая родина – место, где мы родились. -Кто из вас хочет рассказать о своей малой родине? (Дети отвечают) -Как мы услышали, большинство из вас родились в Кисловодске. А знаете ли вы стихи о Кисловодске, о Ставрополье? С некоторыми такими произведениями мы сегодня познакомимся. - Подойдите к столу, возьмите карточки с именами ставропольских поэтов и названиями написанных ими стихотворений о нашем городе и крае. Разбейтесь на 4 группы. 1 группа – стихотворение В.Авдеева «Ставрополье мое» 2 группа – стихотворение И.Кашпурова «Ставрополье» 3 группа – стихотворение В.Дуброва «Кисловодский магнит» 4 группа – стихотворение Г.Фатеева «Южный город» Задание для каждой группы: подготовить выразительное чтение стихотворения, составить модель сравнения предложенного стихотворения со стихотворениями из раздела «Родина». Подтвердить сходство стихотворений словами из текста, словесными зарисовками или сделать иллюстрации-картины к стихотворению. -Приступая к работе, давайте вспомним правила работы в группе. -Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.
Учитель в качестве эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Мотивирует учащихся, создаёт чувство успеха Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат. | Дети читают стихотворение, выбирая вид чтения в зависимости от заданной цели. Учащиеся взаимодействуют в парах, собирают пословицы, осуществляют самопроверку. Дети дают толкования пословиц. Учащиеся рассматривают иллюстрации, называют автора и название произведения, участвуют в беседе, читают наизусть, подбирают подходящую пословицу. Учащиеся отвечают на вопросы, определяют, в каком стихотворении описываются данные исторические события. Учащиеся рассказывают о своей малой родине. Учащиеся объединяются в группы. Учащиеся вспоминают правила работы в группе Обсуждают и принимают критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.
Учащиеся распределяют роли в группе; планируют свою деятельность. Учащиеся самостоятельно выполняют запланированные действия, консультируясь по мере необходимости с учителем-экспертом; анализируя тексты, составляют модель сравнения стихотворений. Учащиеся предоставляют модель сравнения стихотворений, осуществляют защиту своей работы. Демонстрируют: понимание проблемы, цели и задач; умения планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности результата. Учащиеся осуществляют оценивание деятельности и её результативности в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. | Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; строить монологическое высказывание; формулировать собственное мнение и позицию, Познавательные: выбирать вид чтения в зависимости от цели. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. Коммуникативные: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в статичных парах. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, обнаруживать отклонения от эталона. Личностные : Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного. Познавательные: Развитие навыка чтения наизусть, умения соотносить, сравнивать авторский текст с иллюстрацией. воспроизводить по памяти информацию. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; развитие навыка построения рассуждения. Коммуникативные: Формулирование собственного мнения, построение монологического высказывания. Регулятивные: Формулирование и удержание учебной задачи. Личностные : Умение выражать свое эмоциональное отношение к теме беседы. Познавательные: Развитие навыка осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме. Познавательные: Формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать), моделировать. Коммуникативные: Развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности своих товарищей, оценивать их адекватно в соответствии с критериями, разработанными коллективно, готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей. Личностные : Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного. Познавательные: Развитие навыка выразительного чтения, умения строить модель сравнительной характеристики стихотворений, делать словесные зарисовки и иллюстрации-картины к стихотворению. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения |
Подведение итогов в личностном, эмоциональном, академическом плане а)беседа б) заполнение листа самооценки. Рефлексия г )Домашнее задание | Учитель, организуя диалог с учащимися, предлагает ответить на вопросы: Над чем заставляют задуматься произведения этого раздела? - Какими качествами должен обладать настоящий патриот? - Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? Учитель предлагает заполнить лист самооценки. - Сегодня на уроке я … - Доволен работой, так как… - Не совсем доволен, потому что… - Хотел бы поделиться… Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение Ставропольского поэта о родном крае (по выбору); 2. Сделать аналитический комментарий (анализ) к стихотворению Ставропольского поэта (по выбору) | Взаимодействуют с учителем во время беседы систематизируют знания по теме. Учащиеся заполняют лист самооценки. | Личностные: формирование нравственных ценностей учащихся: любви к Родине, патриотизма. Познавательные: Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: Соблюдать правила общения, строить монологическое высказывание. Личностные: Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки. Личностные: формирование любви к родному краю. Познавательные: Совершенствование навыка чтения наизусть; формирование умения работать с информацией, текстами (отбирать, анализировать.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам литературного чтения по разделу"И в шутку и всерьёз" 3 класс "Школа России" ФГОС
Данный материал содержит речевую разминку к урокам литературного чтения, познавательный материал творчества Б.Заходера...
Презентация к обобщающему уроку литературного чтения по разделу "Русские писатели" во 2 классе
Материал презентации можно использовать как на уроке,так и во внеурочное время....
Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»
Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...
Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс тема обобщение по разделу "И в шутку и в серьез"
Цель урока: обобщение знаний учащихся по разделу «И в шутку и всерьез»;Дидактические:1. Умение ориентироваться в прочитанных произведениях2. Формирование умения анализировать текстРазвиваю...
Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Родина"
В этой проверочной работе проверяется уровень знаний содержания произведений по литературному чтению, входящих в раздел "Родина" (программа "Школа России")...