2 класс. Адаптированная РП по литературному чтению
рабочая программа по чтению (2 класс)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._zpr-rp_literaturnoe_chtenie_102_chasa.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
общеобразовательная область «Русский язык и литературное чтение»
предмет «Литературное чтение»
2 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Жданова И.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
город Черняховск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана в соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. М: Просвещение, 2009, - 317с.
- авторской программы по литературному чтению. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 - М.: Просвещение, 2014. —128 с.
- положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;
- учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- учебно-методического комплекта «Школа России»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели курса:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетичен отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, ума вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости, честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется;
- владением техникой чтения;
- приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- знанием книг и умением их выбирать;
- сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
В содержание программы включены различные разделы.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование);
- учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом во 2 классе на изучение литературного чтения отводится 136 часов в год, по 4 часа еженедельно в течение 34 учебных недель. Из них 34 часа отводится на внутрипредметный модуль «Школа развития речи», который будет способствовать формированию читательской компетенции младшего школьника, а значит более глубокому изучению предмета «Литературное чтение».
В содержании модуля акцент сделан на эстетическое воспитание учащихся, на формирование читательской культуры младших школьников, углубление их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы, формирование умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. Модуль «Школа развития речи» будет способствовать повышению мотивации чтения у младших школьников.
Для реализации программного содержания используется учебное пособие: Литературное чтение. 2 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение,2013: Литературное чтение. 2 класс. Электронное приложение/ Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с высоконравственными художественными произведениями, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и народов других стран, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается совершенствование техники чтения, дети начинают осмысленно воспринимать текст. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Самое великое чудо на свете.
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя
Проект: «О чём может рассказать школьная библиотека».
Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темы «Старинные книги Древней Руси», «О чём может рассказать старинная книга».
Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.
Напутствие читателю Р. Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов.
Устное народное творчество
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице.
Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.
Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.
Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.
Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зёрнышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений.
Люблю природу русскую. Осень
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений
Русские писатели
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н.Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.
О братьях наших меньших
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За- ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Слалкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Оценка планируемых достижений
Из детских журналов
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.
Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.
Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью. Ритм стихотворного текста. Выразительное чтение на основе ритма.
Проект: «Мой любимый детский журнал».Оценка своих достижений
Люблю природу русскую. Зима
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений
Писатели детям
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создании образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение но ролям.
С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. 'Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основе картинного плана. Оценка достижений
Я и мои друзья
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В.Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение
названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Оценка достижений
Люблю природу русскую. Весна
Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись
И в шутку и всерьёз
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова. И.Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе ритма. Инсценирование стихотворения.
Весёлые рассказы для детей Э. Успенского. Г. Остера,В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов.Оценка планируемых достижений
Литература зарубежных стран
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова. Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок.
Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.
Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.
Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».
Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» (34 часа).
Слово. Значение слова, Многозначные слова, Омонимы, Омофоны, омоформы, Синонимы, Антонимы, Фразеологизмы, Пословицы, Загадки,Изобразительные средства языка. Сравнение, Изобразительные средства языка.Олицетворение, Связь между предложениями в тексте, Связь между частями текста, Работа с деформированным текстом, Текст. Тема текста. Заглавие, Текст. Опорные слова, Проверочная работа, План. Составление плана, Виды плана, Редактирование текста, Типы текста. Описание, Текст – сравнительное описание, Типы текста. Повествование, Типы текста. Рассуждение, Сочинение на тему «Мой выходной день». Редактирование текста, Повторение пройденного, Материал для КВН, викторин, конкурсов.
Содержание курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературного чтения, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» интегрирован в учебный предмет «Литературное чтение» предметной области «Русский язык и литературное чтение» в целях обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Важнейшими задачами курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение обучающихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; - приобщение к литературному наследию русского народа;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс «Литературное чтение на родном (русском) языке» опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его.
Форма промежуточной аттестации по литературному чтению - административная контрольная работа (итоговая).
Тематическое планирование
по литературному чтению (136 ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Самое великое чудо на свете | 1 | ||
1 | Р.С. Сеф «Читателю». | 1 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержание текста или главы. Работа по индивидуальному маршруту. |
Раздел 2. Устное народное творчество Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 9 2 | ||
2 | Русские народные песни. Потешки и прибаутки, считалки и небылицы. | 1 | Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте. Работа по карточке. Находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме. Работа по памятке. |
3 | Загадки, пословицы и поговорки. Сказки. Ю.П. Мориц «Сказка по лесу идёт». | 1 | Знакомство с русскими народными пословицами. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице и соотносить содержание рассказа с пословицей. Анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки. Моделировать загадки. Работа по шаблону. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Работа по алгоритму. |
4 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, передавая настроение героя. Читать по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Работа по индивидуальному маршруту |
5 | Административная контрольная работа(входная) | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Систематизировать и проверить свои знания. Отвечать на вопросы, формулировать выводы. Работа по карточке. |
6 | Анализ контрольной работы Русская народная сказка «У страха глаза велики». | 1 | Читать, передавая настроение героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Работа по карточке. |
7 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». «Лиса ижуравль». | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. Работа по памятке. |
8 | «Школа развития речи» Слово. Значение слова. | 1 | Знакомить со словарями: толковым, орфографическим. |
9 | Русская народная сказка «Каша из топора». | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. Работа по шаблону. |
10 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. Работа по алгоритму. |
11 | А.А. Шибаев «Вспомни сказку». Обобщение по теме «Устное народное творчество». Тест | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Соотносить пословицы со сказками. Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Работа по индивидуальному маршруту |
12 | «Школа развития речи» Многозначные слова. | 1 | Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. |
Раздел 3. Люблю природу русскую. Осень Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 4 1 | ||
13 | Нравится ли вам осень? Осенние загадки. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила …» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. Составлять загадки, используя свои знания сезонных изменений в природе. Работать в парах. Работа по памятке. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
14 | А. Фет «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень». | 1 | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы. Работа по алгоритму. |
15 | «Школа развития речи» Омонимы | 1 | Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. |
16 | С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник». В.Д. Берестов «Хитрые грибы». | 1 | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Работа по индивидуальному маршруту |
17 | М.М. Пришвин «Осеннее утро». | 1 | Читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора. Иллюстрировать рассказ. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Работа по памятке. |
Раздел 4. Русские писатели Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 9 3 | ||
18 | «Школа развития речи» Омофоны, омоформы | 1 | Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. Работа по индивидуальному маршруту |
19 | А.С. Пушкин. Викторина по сказкам поэта. «У лукоморья дуб зелёный …» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать авторские и народные произведения, отгадывать загадки, отвечать на вопросы викторины. Познакомиться с биографией А.С. Пушкина. Работа по шаблону. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. |
20 | А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зима! Крестьянин торжествуя…» | 1 | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Работа по карточке. |
21 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Работа по памятке. |
22 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Работа по шаблону. |
23 | «Школа развития речи» Синонимы | 1 | Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. |
24 | И.А. Крылов «Лебедь, рак ищука», «Стрекоза и муравей» | 1 | Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. Работа по карточке. |
25 | Л.Н. Толстой «Филиппок» | 1 | Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Работа по алгоритму. |
26 | Л.Н. Толстой «Правда всего дороже» | 1 | Пересказывать текст, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Работа по индивидуальному маршруту |
27 | Л.Н. Толстой «Котёнок» | 1 | Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. Работа по карточке. |
28 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели» | 1 | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Работа по памятке. |
29 | «Школа развития речи» Антонимы | 1 | Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. |
Раздел 5. О братьях наших меньших Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 6 3 | ||
30 | Н.И. Сладков «Они и мы». А.А. Шибаев «Кто кем становится?» Б. Заходер «Плачет киска …» И. Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Работа по шаблону. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. |
31 | «Школа развития речи» Фразеологизмы | 1 | Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. |
32 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Работа по индивидуальному маршруту |
33 | М.М. Пришвин «Ребята и утята» | 1 | Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных. Работа по карточке. |
34 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». Б.С. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении. Работа по памятке. |
35 | «Школа развития речи» Пословицы | 1 | Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
36 | В.В. Бианки «Музыкант», «Сова» | 1 | Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. Работа по шаблону. |
37 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». | 1 | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Работа по индивидуальному маршруту |
38 | «Школа развития речи» Загадки | 1 | Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса. |
Раздел 6. Из детских журналов Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 6 1 | ||
39 | Знакомство с детскими журналами. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов Работа по карточке. |
40 | Д. Хармс «Игра», «Вы знаете?..», «Весёлые чижи». «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | Отличать журнал от книги. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Находить интересные и нужные статьи в журнале, создавать свой журнал и устно его описывать. Выразительно читать. Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала. Работа по памятке. |
41 | Ю.Д. Владимиров «Чудаки». А.И. Введенский «Учёный Петя» | 1 | Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Работа по индивидуальному маршруту |
42 | А.И. Введенский «Лошадка». Д. Хармс «Весёлый старичок» | 1 | Планировать работу на уроке. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом про себя, отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале. Работа по карточке. |
43 | Обобщающий урок по теме «Из детских журналов». Тест | 1 | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Работа по памятке. |
44 | Административная контрольная работа (промежуточная) | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Работа по индивидуальному маршруту |
45 | «Школа развития речи» Изобразительные средства языка. Сравнение. | 1 | Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
Раздел 7. Люблю природу русскую. Зима Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 7 1 | ||
46 | Проверка техники чтения. | 1 | Анализировать свои успехи / неуспехи. Работа по карточке. |
47 | Анализ контрольных работ. Нравится ли вам зима? Зимние загадки. И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…» К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Работа по шаблону. |
48 | Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Работа по индивидуальному маршруту |
49 | С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза» Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Классификация, исправления допущенных ошибок. Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики Работа по карточке. |
50 | С.В. Михалков «Новогодняя быль» | 1 | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Работа по шаблону. |
51 | А.Л. Барто «Дело было в январе …» С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет …» Разноцветные страницы | 1 | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Работа по алгоритму. |
52 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». | 1 | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Работа по индивидуальному маршруту |
53 | «Школа развития речи» Изобразительные средства языка. Олицетворение. | 1 | Уметь сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. |
Раздел 8. Писатели – детям Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 12 4 | ||
54 | К.И. Чуковский. Биография. К.И. Чуковский «Путаница» | 1 | Познакомиться с биографией К.И. Чуковского, совершить обзор по произведениям писателя. Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Работа по памятке. |
55 | К.И. Чуковский «Радость» | 1 | Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Работа по шаблону. |
56 | К.И. Чуковский «Федорино горе» | 1 | Воспринимать на слух художественный текст. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям. Работа по алгоритму. |
57 | «Школа развития речи» Связь между предложениями в тексте | 1 | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. |
58 | С.Я. Маршак. Биография. «Кот и лодыри» | 1 | Познакомиться с биографией С.Я. Маршака, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения. Работа по памятке. |
59 | С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок» | 1 | Знакомиться с биографией С.В. Михалкова, сделать обзор произведений писателя. Работа в группах. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. Работа по алгоритму. |
60 | «Школа развития речи» Связь между частями текста | 1 | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. |
61 | А.Л. Барто «Верёвочка» | 1 | Познакомиться с биографией А.Л. Барто. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок и прочувствовать ритм стихотворения. Вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением. Работа по индивидуальному маршруту |
62 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа» | 1 | Анализировать заголовки стихотворений, подобрать свои; выразительно читать. Работа по карточке. |
63 | «Школа развития речи» Работа с деформированным текстом | 1 | Уметь работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст. Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. |
64 | Н.Н. Носов «Затейники» | 1 | Познакомиться с биографией Н.Н. Носова. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Работа по памятке. |
65 | Н.Н. Носов «Живая шляпа» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Работа по шаблону. |
66 | Н.Н. Носов «На горке» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана Работа по алгоритму. |
67 | «Школа развития речи» Текст. Тема текста. Заглавие. | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
68 | Скороговорки | 1 | Знакомство с понятием «скороговорка». Работа над выразительностью чтения, ритмом. Участие в коллективном рассуждении о значении обучения и умения читать. Определение темы текста. Работа по индивидуальному маршруту |
69 | Обобщающий урок по теме «Писатели – детям» Проверочная работа | 1 | Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. Работа по карточке. |
Раздел 9. Я и мои друзья | 6 | ||
70 | В.Д. Берестов «За игрой» Э.Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду» | 1 | Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Работа по памятке. |
71 | В.Д. Берестов «Гляжу с высоты» В.В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Работа по шаблону. |
72 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Ю.И. Ермолаев «Два пирожных» | 1 | Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Работа по индивидуальному маршруту |
73 | В.А. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее». «Почему?» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Составление плана. Характеристика персонажа. Работа по карточке. |
74 | Е.А. Благинина «Простокваша» В.Н. Орлов «На печи» | 1 | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Работа по шаблону. |
75 | Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья» Проверочная работа | 1 | Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. Работа по алгоритму. |
Раздел 10. Люблю природу русскую. Весна Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 6 2 | ||
76 | Нравится ли вам весна? Весенние загадки Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды» А.Н. Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. Работа по индивидуальному маршруту |
77 | А.А. Блок «На лугу» С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 | Анализировать заголовки стихотворений, подбирать свои, выразительно читать. Работа по памятке. |
78 | И.А. Бунин «Матери» Проверка техники чтения | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. Работа по шаблону. |
79 | «Школа развития речи» Текст. Опорные слова. | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
80 | А.Н. Плещеев «В бурю» Е.А. Благинина «Посидим в тишине» | 1 | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Работа по алгоритму. |
81 | Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | Определение темы произведения. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности, стремления прийти на помощь, смелости, скромности. |
82 | И.М. Пивоварова «Здравствуй». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна». Проверочная работа | 1 | Обобщение прочитанных произведений по заданным параметрам. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. Работа по алгоритму. |
83 | «Школа развития речи» Текст. Опорные слова. | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
Раздел 11. И в шутку, и в серьёз Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 7 2 | ||
84 | Б.В. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» Песенки Винни-Пуха | 1 | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Пополнение словарного запаса. Работа по памятке. |
85 | Э.Н. Успенский «Чебурашка» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Работа по алгоритму. |
86 | «Школа развития речи» Проверочная работа | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
87 | Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Работа по индивидуальному маршруту |
88 | В.Д. Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка» | 1 | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Работа по карточке. |
89 | И.П. Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Работа по памятке. |
90 | «Школа развития речи» План. Составление плана. | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
91 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Работа по шаблону. |
92 | Ю. Тувим «Про пана Трулялянского» Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз» Проверочная работа | 1 | Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Проверка предметных и универсальных учебных умений. Работа по алгоритму. |
Раздел 12. Литература зарубежных стран Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» | 9 1 | ||
93 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы» | 1 | Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Работа по индивидуальному маршруту |
94 | «Школа развития речи» Виды плана | 1 | Уметь распознавать типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов. |
95 | Административная контрольная работа(итоговая) | 1 | Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
96 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» | 1 | Формирование осознанности и выразительности чтения. Работа по памятке. |
97 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | 1 | Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. Работа по шаблону. |
98 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Работа по алгоритму. |
99 | Ш. Перро «Красная Шапочка» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному. Работа по индивидуальному маршруту |
100 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. Работа по карточке. |
101 | Э. Хогарт «Мафин и паук» | 1 | Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса. Работа по памятке. |
102 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран» | 1 | Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). Работа по шаблону. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа по литературному чтению для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида 2класс
Программа расчитана на учащихся специальных коррекционных классов...
Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...
Адаптированная программа по литературному чтению 4 класс
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образо...
1 класс.Адаптированная РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа 2020-2021...
1 класс. Адаптированная РП по литературному чтению
РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"...
2 класс. Адаптированная РП по литературному чтению на родном языке
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Феде...
Рабочая адаптированная программа по литературному чтению в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс
Рабочая адаптированная программа по литературному чтению в 1 классе (вариант 70.2) 1 класс составлена в рамках реализации ФГОС 2021 года...