3 класс. Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс)

Вольтмарова Наталья Александровна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_-_literaturnoe_chtenie_3v_klass.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза

Ивана Даниловича Черняховского» 

 (МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)

Рабочая программа

основной общеобразовательной программы начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Русский язык и литературное чтение»

предмет «Литературное чтение»

3 класс

на 2021 – 2022 учебный год

Составитель:

Вольтмарова Н.А.,

 учитель начальных классов

                               первой квалификационной категории

город Черняховск

2021 год

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 класса

составлена на основе:

- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;

-  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;

-  Федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373;

-  Примерной программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд.  –

М: Просвещение, 2009,-317с. – (Стандарты второго поколения)

-  Авторской программы по литературному чтению.  Климанова Л. Ф., Бойкина

М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников

«Школа России». 1-4 - М.: Просвещение, 2014. —128с.

-  Учебного плана МАОУ «СОШ № 5 им.  И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;

-  Учебно – методического комплекта «Школа России» Литературное чтение. 3

класс.  Учебник  общеобразовательных  учреждений.   В  2  ч./  Климанова  Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.  –  М.: Просвещение,2013: Литературное чтение. 3 класс. Электронное приложение

-  Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесёнными изменениями в санитарно–эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметные результаты:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

-освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и    условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуация неуспеха;

- использование знаково-символических средств, представления информации о книгах;

- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации всоответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

-  овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания всоответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения иоценку событий;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

-  готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

- формирование необходимого уровня читательской компетентности;

- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;

- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;

- умение пользоваться словарями и справочной литературой;

- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

-умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

-владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 75 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 3-4 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- уметь полноценно слушать, осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы;

- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

- пользоваться библиотечным фондом;

- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

- пользоваться справочной литературой;

- осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения предметам и в дальнейшей жизни;

-  бегло, выразительно читать текст;

-  выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов устного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70-80 слов в минуту);

-  улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые рационные связи в тексте;

-  описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

-  самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделят главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

-  составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

-  устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

-  ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по темам;

-  научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

-  оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания;

- осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

-  воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

-  применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

-  испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

-  уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

-  бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

-  развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

-  определять сходство и различие произведений разных жанров;

- использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

-  высказывать и пояснять свою точку зрения;

-  применять правила сотрудничества;

-  выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

-  делать устную презентацию книги (произведения);

- пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

-  работать с детской периодикой;

- расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание учебного предмета, курса

Вводный урок по курсу литературного чтения.

Самое великое чудо на свете.

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество.

Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1.

Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»; И.С.Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»; И.З.Суриков. «Детство», «Зима».

         Великие русские писатели.

А.С.Пушкин. «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…». И.А.Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица». М.Ю.Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

         Поэтическая тетрадь 2.

Н.А.Некрасов. «Славная осень!...»,«Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

         Литературные сказки.

Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказкапро храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин. «Лягушка – путешественница». В.Ф.Одоевский. «Мороз Иванович».

         Были и небылицы.

М.Горький. «Случай с Евсейкой».К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». А.И.Куприн. «Слон».

         Поэтическая тетрадь 1.

С.Черный. «Что ты тискаешь утенка…», «Воробей», «Слон». А.А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С.А.Есенин. «Черемуха».

         Люби живое.

М.М.Пришвин. «Моя родина». И.С.Соколов-Микитов. «Листопадничек». В.И.Белов. «Малька провинилась», «Еще проМальку». В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Б.С.Житков. «Про обезьянку». В.Л.Дуров. «Наша Жучка». В.П.Астафьев. «Капалуха». В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится».

         Поэтическая тетрадь 2.

С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной». А.Л.Барто. «Разлука», «В театре». С.В.Михалков. «Если…». Е.А.Благинина. «Кукушка», «Котенок».

         Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Б.В.Шергин. "Собирай по ягодке – наберешь кузовок». А.П.Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». М.М.Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н.Н.Носов. «Федина задача», «Телефон». В.Ю.Драгунский. «Друг детства».

         По страницам детских журналов.

Ю.И.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели». Г.Б.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р.Сеф. «Веселые стихи».

         Зарубежная литература.

«Храбрый Персей». Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок».

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи» (20 часов)

Многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны. Фразеологизмы. Сравнения. Олицетворение. Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. Слова нейтральные и эмоционально-окрашенные. Откуда приходят слова. Этимология. Топонимы. Устаревшие слова. Типы текстов. Темы текстов. Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте. Единый временной план. Стили речи. Культура общения. Научный стиль. Словари.

Форма промежуточной аттестации по литературному чтению – административная контрольная работа (итоговая)

        

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1. Вводный урок по курсу литературного чтения

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

2

1

1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

1

2

« Школа развития речи»

Многозначные слова.

1

Раздел 2. Самое великое чудо на свете

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

4

1

3

Рукописные книги Древней Руси.

1

4

Первопечатник Иван Фёдоров.

1

5

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».

1

6

«Школа развития речи»

Омонимы, омоформы, омофоны.

1

Раздел 3. Устное народное творчество

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

9

1

7

Устное народное творчество. Русские народные сказки,

песни, заклички. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская игрушка.

1

8

Административная контрольная работа (входная)

1

9

«Школа развития речи»

Фразеологизмы.

1

10

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».

1

11

Характеристика героев сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

12

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

1

13

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

Составление плана сказки.

1

14

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

15

Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».

1

Раздел 4. Поэтическая тетрадь 1

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

8

3

16

«Школа развития речи»

Олицетворение

1

17

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

1

18

А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

19

«Школа развития речи»

Изобразительно-выразительное средство языка. Эпитеты.

1

20

И.С. Никитин. «Полно, степь моя…», «Встреча зимы».

1

21

«Школа развития речи»

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

22

 И.З. Суриков. «Детство», «Зима».

1

23

Обобщающий урок по теме « Проверим себя и оценим свои достижения».

1

Раздел 5. Великие русские писатели

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

19

4

24

«Школа развития речи»

Откуда приходят слова.

1

25

А.С. Пушкин «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…».

1

26

А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета», « Зимнее утро».

1

27

«Школа развития речи»

Этимология.

1

28

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

1

29

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».Язык народной и литературной сказки.

1

30

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

1

31

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

1

32

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

33

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс».

1

34

М.Ю. Лермонтов «Осень».

1

35

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения

1

36

Л.Н. Толстой «Акула».

1

37

«Школа развития речи»

Топонимы.

1

38

Л.Н. Толстой «Прыжок».

1

39

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

1

40

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

41

«Школа развития речи»

Устаревшие слова.

1

42

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

1

Раздел 6. Поэтическая тетрадь 2

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

6

1

43

Административная контрольная работа (промежуточная)

1

44

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», «Славная осень!»

1

45

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

1

46

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».

1

47

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

1

48

«Школа развития речи»

Типы текстов.

1

Раздел 7. Литературные сказки

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

6

1

49

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкинымсказкам»

1

50

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

1

51

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

52

«Школа развития речи»

Темы текстов

1

53

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

1

54

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

1

Раздел 8. Были-небылицы

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

5

1

55

М. Горький «Случай с Евсейкой».

1

56

«Школа развития речи»

Связь предложений в тексте.

1

57

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

1

58

А.И. Куприн «Слон».

1

59

А.И. Куприн «Слон».

1

Раздел 9. Поэтическая тетрадь 1

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

4

1

60

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»

1

61

А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

1

62

«Школа развития речи»

Цепная связь предложений в тексте.

1

63

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

1

Раздел 10. Люби живое

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

14

2

64

М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

1

65

«Школа развития речи»

Параллельная связь предложений в тексте

1

66

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

67

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1

68

В.И. Белов «Малька провинилась».

1

69

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

1

70

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

1

71

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

72

Б.С. Житков «Про обезьянку».

1

73

В.Л. Дуров «Наша Жучка».

1

74

В.П. Астафьев «Капалуха».

1

75

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

1

76

«Школа развития речи»

Единый временной план текста

1

77

Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

1

Раздел 11. Поэтическая тетрадь 2

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

6

1

78

С.Я. Маршак «Гроза днём».

1

79

А.Л. Барто «Разлука».

1

80

«Школа развития речи»

Стили речи.

1

81

С.В. Михалков «Если».

1

82

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

83

Проект: «Праздник поэзии»

1

Раздел 12. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

10

2

84

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

85

А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама».

1

86

«Школа развития речи»

Культура общения.

1

87

М.М. Зощенко «Золотые слова».

1

88

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

1

89

Н.Н. Носов «Федина задача».

1

90

Н.Н. Носов «Телефон».

1

91

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

1

92

«Школа развития речи»

Научный стиль.

1

93

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

Раздел 13. По страницам детских журналов

Внутрипредметный образовательный модуль «Школа развития речи»

4

1

94

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

1

95

Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

1

96

«Школа развития речи»

Словари.

1

97

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

Раздел 14. Зарубежная литература

5

98

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

1

99

Административная контрольная работа (итоговая)

1

100

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

101

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

102

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России. 3 класс

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, определенных в ФГОС начального общего образования.     Рабочая программа по литературному чтению составлена на основ...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку и тематическое планирование.Программа расчитана на 102 часа (3 часа в неделю)....

Рабочая программа по литературному чтению," Школа России",3 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса  составлена на основе авторской программы Климановой, Горецкий, " Школа России". Содержит пояснительную записку,календарно-тематическое план...