Конспект урока литературного чтения "Каша из топора"
методическая разработка по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 91»
Конспект
урока по предмету «Литературное чтение»
по теме:
«Каша из топора (русская народная сказка)»
в 1 классе
Учитель:
Страхова Вера Юрьевна
Ульяновск
2021 год
Цель занятия: познакомить с новым видом сказки (бытовая) на примере сказки «Каша из топора»
Задачи:
1. Образовательная: совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; закреплять умение самостоятельно работать с текстом; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;
2. Развивающая: развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки; расширять и обогащать словарный запас; развивать творческие способности и воображение обучающихся; способствовать развитию мыслительных процессов; развивать связную речь обучающихся; развивать умение аргументировать свою точку зрения; развивать личностную оценку.
3. Воспитательная: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе, уважительное отношение друг к другу; воспитывать правильное отношение к отрицательным и положительным поступкам; развивать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; уважение к защитнику отечества.
Формируемые УУД:
Личностные:
эстетически относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведений искусства, собственных поступков, действий других людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции, проявлять сопереживание; оценивать собственную учёбную деятельность и выражать положительное отношение к процессу познания; мотивировать свои действия.
Регулятивные:
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, внесения корректив; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; учиться работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.
Познавательные:
прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентироваться в учебнике, в словаре; находить нужные книги в библиотеке; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничать с одноклассниками, аргументировать собственную позицию, выслушивать мнение партнёра, вырабатывать общую позицию; получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: «Планета знаний»
Оборудование урока: таблички с устаревшими словами, презентация, компьютер, проектор, учебник, аудиозапись сказки.
Формы работы: фронтальная, парная.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
- Поскорей проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
Много сказочных событий
Поджидает нынче нас.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие.
- Итак, уважаемые путешественники, сядьте поудобнее. Наш ковёр-самолёт поднимает нас в облака (мультик, как ковёр поднимается), проигрыш мелодии.
– Ребята, а кто из вас догадался куда мы сегодня будем путешествовать? У кого побываем в гостях? (У сказки.)
- Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение.
- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
- Да, сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса. Есть сказки о животных. В таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизнь простых людей. Бытовые сказки появились позже всех. События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях. Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий. (Рассказ учителя сопровождается презентацией)
III. Подведение к теме урока и постановка учебной задачи
- Сегодня мы побываем в гостях у новой сказки. Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, отгадайте загадки:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (Каша)
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы и клены,
И березы бьют поклоны. (Топор)
- Каша и топор!? Кто догадался, в какую сказку мы попали? Правильно! Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»
Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку? Почему?
- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?
IV. Открытие нового знания
- Словарная разминка.
- На уроке литературного чтения мы много читаем. Чтобы подготовить наши язычки, проведём речевую разминку: сначала читаем медленно, постепенно убыстряя темп, затем читаем с шёпота, переходя к громкому чтению, теперь читаем громко, переходя к шёпоту. Начинаем читать быстро, постепенно переходим к медленному чтению.
- Итак, наши язычки готовы к уроку чтения? (Да, готовы)
- Прочтение сказки.
- Ребята, потрудились вы не плохо. Пора и честь знать – сказку надо нам читать. Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными. Итак, давайте же поработаем с этими словами.
Словарная работа.
служивый - солдат, военнослужащий;
побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
притомиться - устать;
изба - деревянный, крестьянский дом;
вдоволь - достаточно;
варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;
чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;
котел - большой металлический сосуд для варки пищи;
коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.
- Теперь усаживайтесь поудобнее, откройте, пожалуйста, в учебнике нашу сказку. Прослушайте и попутно следите за ее содержанием по учебнику. А после прослушивания скажите, чем вам понравилась это сказка.
Музыкальная физкультминутка
«Стойкий солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри - не упади.
А теперь постой на левой,
Будто ты солдатик смелый.
- Анализ литературного текста после прочтения.
-Понравилась сказка? Чем понравилась?
-Удивило ли вас название сказки?
- Куда шел солдат?
- Почему постучал именно в эту избу?
- Как же старуха встретила солдата? Зачитайте.
- Как сказитель относится к солдату? Почему?
- Как к старухе? Почему?
- Почему солдат решил проучить старуху?
- Действительно ли солдат сварил кашу из топора?
- Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)
- Что солдату помогло в приготовлении каши? (смекалка, выдумка)
- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите.(сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)
- Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?
-Поняла ли старуха, что солдат обхитрил её?
- Кто из героев вам больше понравился и почему?
- Подберите слова, которые характеризуют старуху/ солдата.
- Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа над пословицами.
- Ребята, прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
- Догадка и смекалка не хуже разума.
- Сметка дороже всего.
- Глупый киснет, а умный все промыслит.
2. Работа с иллюстрациями к сказке
- На доске сюжетные иллюстрации к сказке. Они
перепутаны. Нужно расставить иллюстрации походу развития событий
сказки.
3. Предлагаю вам поиграть. Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)
4. Выразительное чтение
- Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.
- Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.
Выходят двое детей из класса. Им даётся задание, атрибуты. Дети готовятся к инсценировке.
- Как вы будете читать слова солдата? (бодро, весело)
- А слова старухи? (злобно, неприветливо, где-то жалостливо)
-Я предлагаю вам минуту времени, потренируйтесь.
Слова автора читает учитель.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
- Что нового мы узнали на уроке?
- Назовите особенности бытовой сказки?
- Кто из героев положительный, почему?
- Кто отрицательный, почему?
- Какая главная мысль сказки?
- Чему учились на уроке?
- Что было легко на уроке?
- С какими трудностями столкнулись?
VII. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам дома, по выбору:
1) Пересказать сказку родителям.
2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.
3) Найти и прочитать другие бытовые сказки.
- Наше путешествие подошло к концу, но оно не последнее. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Урок окончен. Вы хорошо поработали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/17/picture-19523.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)
Урок построен на основе телевизионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 команды(на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. На столах у ребят не должно быть ни уче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/23/picture-283999-1377258974.jpg)
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-430585-1449418295.jpg)
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770054-1458378980.jpg)
Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"
Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с...
конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)
конспект урока литературное чтение (2 класс) по теме Каша из топора (РНС)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/02/picture-1368787-1638468418.jpg)
Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"
Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....