Литературная игра "Вопросы и ответы"
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Мартынова Ольга Валерьевна

Игра способствует развитию интереса к произведениям народных и литературных сказок, помогает повторить и обобщить знания о сказках и сказочных героях, формирует  умение рассуждать и делать выводы, развивает образное мышление, речь, память, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosy_i_otvety.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект литературной игры 

  «Вопросы и ответы»

  1 класс

    Цели: способствовать развитию интереса к произведениям народных и литературных сказок, повторить и обобщить знания о сказках и сказочных героях, формировать умение рассуждать и делать выводы, развивать образное мышление, речь, память, внимание.

Оборудование:

  1. Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Царевна- лягушка», «Гуси-лебеди».
  2. Отрывки из произведений- сказок.
  3. Иллюстрации к конкурсу «Поезд со сказочными героями».
  4. Загадки о сказочных героях.
  5. Иллюстрации сказочных героев для конкурса «Кто с кем дружит? »
  6. Аудиозапись песни из мультфильма «Антошка».
  7. Шоколадные медальки для награждения.
  8. Сказка «Чёрный омут».

9.Открытки с иллюстрациями к сказкам для конкурса капитанов.

         

                                              Ход урока-игры:

1.ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.

а) Чтение стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать!»

- Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

 И прочитать!

б) Беседа о роли чтения в жизни человека.

-Почему хорошо уметь читать? (Ответы детей)

-Кто уже умеет читать? Молодцы!

-Кому дома читают книги?

-Что вы любите слушать?

-Правильно ли говорят: «Книга- источник знаний»? Как вы это понимаете ? (Ответы детей).

Вывод учителя: - Книги раскрывают перед нами весь жизненный мир, учат разбираться в том, что хорошо, а что плохо, рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Из книг мы узнаём о прошлом и настоящем, заглядываем в будущее. И первая наша книга- «Азбука» учит нас читать и познавать мир. Но больше всего на свете мы любим читать и слушать сказки, потому что в них происходят невероятные волшебные приключения, в них интересные и любимые нами герои.

в) Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дорогам сказок, встретимся с разными литературными героями и поиграем в игры.

           2.Литературная игра- викторина «По страницам сказок».

Сообщение правил игры.

(  Дети выбирают названия и командиров команд .  За каждый правильный ответ команды получают 1 очко. Выигрывает  та команда, которая получила больше очков ) .

Конкурс № 1.Узнай сказку по иллюстрации и назови главных героев.

Учитель показывает иллюстрации- фрагменты сказок. Дети должны узнать сказку и назвать её главных героев. ( Используются иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Царевна-лягушка».)

Конкурс № 2. Узнай сказку по отрывку.

1 отрывок: « Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положили туда несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе». ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка» ).

2 отрывок: «У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с её волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса ». ( Х.К.Андерсен. «Принцесса на горошине»).

3 отрывок: «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошёл старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить …» («Колобок»).

4 отрывок: «- Вот что, сынки. Возьмите по стреле. Выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу. Взяли по стреле , вышли в чисто поле. Натянули луки и выстрелили…»

( «Царевна- лягушка»).

Конкурс №3. «Поезд со сказочными героями».

На доске: поезд , состоящий из вагонов, в которых находятся сказочные герои. Они закрыты. Спрятаны. Учитель загадывает загадки- дети угадывают, кто едет в поезде.

Загадки: 1) Над простым моим вопросом

                      не потратишь много сил:

                      папа парня с длинным носом

                      из полена смастерил. ( Буратино)

2) Какой самый известный кот добился успехов хитростью и женил своего хозяина на принцессе?( Кот в сапогах)

3) Он дружок зверям и детям,

     Он- живое существо,

     Но таких на белом свете

     Больше нету никого.

     Но заснята для кино

     И известна всем давно

     Эта милая мордашка,

     А зовётся - …. (Чебурашка).

4) В речке плавает бревно и зелёное оно. ( Крокодил).

5) Бабушка девочку очень любила.

     Шапочку красную ей подарила.

     Девочка имя забыла своё.

     Ну, отгадайте, как звали её? ( Красная Шапочка).

6) Всем по сказке интересной

     Мальчик- луковка знаком.

     Очень просто и недлинно

     Он зовётся …. ( Чиполлино).

7) Она легко, как по канату,

     Пройдёт по тоненькой верёвочке.

     Она жила в цветке когда- то.

     Ну, а зовут её …. ( Дюймовочка).

8) Встаёт на заре,

     Поёт во дворе,

     На голове гребешок.

     Кто это?... (Петушок).

Конкурс № 4. «Кто с кем дружит?»

Выходят по 2 человека от команды. Учитель раздаёт иллюстрации сказочных героев . Задание: найти каждому герою свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Малыш и Карлсон и т.д.

Пока 4 человека работают, остальные дети поют песню из мультфильма «Антошка».

Конкурс № 5. Блиц- опрос по сказкам.

Вопросы команде №1:

-Самая первая книга ученика.(Букварь).

-У кого смерть на конце иглы? ( У Кощея Бессмертного).

-В кого превратился Гадкий утёнок? (В лебедя).

-Мальчик-луковка?( Чиполлино).

-Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт? (Ступа).

-Продавец лечебных пиявок.(Дуремар).

Вопросы команде №2:

-Жилище Бабы-Яги? (Избушка)

-Кто из обитателей болота стал женой царевича?(Лягушка).

-Что вы попросили бы у Буратино?(Ключик).

-Кто пишет книги?(Писатель).

-Из какой травы для лебедей вязали свитера?(Из крапивы).

-Имя мальчика, который стал козлёночком?(Иванушка).

Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди берут открытку с иллюстрацией к сказке и угадывают к какой сказке эта иллюстрация. Последнюю иллюстрацию они угадать не могут, т.к. она к редко читаемой сказке «Чёрный омут».

Далее учитель читает сказку «Чёрный омут», предупреждая детей, что после чтения учитель задаст командам 3 «внимательных» вопроса по содержанию сказки.

                    Сказка «Чёрный омут»

          Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья, - боялся.

          Пришёл Заяц к Чёрному омуту.

   - Чёрный омут,- говорит, - я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех боятся!

- Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся!

- Как это?

- А так. Чего тебе боятся, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди- и не бойся!

          Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка.

- Вот кого я сейчас съем!- обрадовался Волк.

А Заяц идёт себе, посвистывает.

- Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – зарычал Волк.

- А чего мне тебя боятся? Я у Чёрного омута был. Чего мне тебя, серого боятся?

Удивился Волк, поджал хвост, задумался.

Встретил Заяц Лису.

- А-а-а!..- разулыбалась Лиса.- Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем.

     Но Заяц пошёл, даже головы не повернул:

- Я у Чёрного омута был, серого Волка не испугался,- уж не тебя ли мне, рыжая, боятся?..

     Свечерело. Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему важный Филин в меховых сапожках.

- Сидишь? – спросил Филин.

- Сижу,- сказал Заяц.

- Не боишься сидеть?

- Боялся бы – не сидел.

- А что ты такой важный стал? Или охрабрел к ночи- то?

- Я у Чёрного омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл- не заметил, а про тебя, старая птица- и думать не хочу.

- Ты уходи из нашего леса, Заяц, - подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя все зайцы такими станут.

- Не станут, - сказал Заяц. – Все- то…

       Пришла осень. Листья сыплются… Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает: «Волка серого не боюсь, Лисы красной- ни капельки, Филина мохноногого- и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются- страшно мне…»

       Пришёл к Чёрному омуту, спросил:

-Почему, когда листья сыплются, страшно мне?

- Это не листья сыплются- это время шуршит,- сказал Чёрный омут, - а мы слушаем. Всем страшно.

       Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.

Вопросы: 1.Как назвала Лиса Зайца, когда он её встретил?

2.В чём был Филин, когда Заяц вечером сидел на пеньке посреди поляны?

3. Что ответил Чёрный омут Зайцу, когда он спросил: «-Почему, когда листья сыплются, страшно мне?»

3. Подведение итогов. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе Тема: Мы в ответе… Спешите делать добро. В.А.Сухомлинский «Обыкновенный человек».

Цель: осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного качества человека. Задачи:1. Формировать у детей:представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;умение правильн...

Ответы к олимпиаде по литературному чтению 4 класс.

Ответы к олимпиаде по литературному чтению 4 класс, школьный тур....

Тесты с выбором ответа по литературному чтению (1-4 класс )

ФГОС НОО в планируемых результатах требуют, чтобы в ходе изучения предметов начальной школы, выпускники приобрели первичные навыки работы с информацией.  Любая информация предполагает работу с те...

Олимпиадные задания по литературному чтению с ответами для 2-4 классов

Олимпиадные задания по литературному чтению для 2-4 классов с ответами...

Приложение к уроку внеклассного чтения в 3 классе. Литературная викторина с ответами по рассказам Н.И. Сладкова для младших школьников.

Данный материал можно использовать учителям начальных классов для проведения уроков литературного чтения для учащихся младших классов, внеклассных мероприятий....

Литературная викторина для младших школьников 4 класса с ответами

1. На каком музыкальном инструменте больше всего понравилось играть Незнайке и почему? (Труба, потому что она по словам Незнайки громко играет)2. Вспомни, как был одет музыкант Гусля? (Бархатная тужур...

Олимпиада по литературному чтению 4 класс с ответами

Олимпиада по литературному чтению 4 класс с ответами...