Игра по станциям "В гостях у сказки"
учебно-методический материал по чтению (1, 2 класс)
Игра проводится в виде путешествия с использованием игр, загадок и театрализации. Выявляется представления детей о жанре фольклора – народной сказкой. Ученикам дается возможность проявить свои знания и творческие способности. В классе обучаются дети разных национальностей , данная программа позволяет им познакомится с традициями русского народа через русские народные сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_stantsiyam_v_gostyah_u_skazki.docx | 44.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа №193
Центрального района
Санкт-Петербурга
Игра по станциям «В гостях у сказки»
(для учащихся 1-2-х классов)
Автор игры:
Учитель начальных классов
Металлова Е. В.
Пояснительная записка
Игра проводится в виде путешествия с использованием игр, загадок и театрализации. Выявляется представления детей о жанре фольклора – народной сказкой. Ученикам дается возможность проявить свои знания и творческие способности. В классе обучаются дети разных национальностей , данная программа позволяет им познакомится с традициями русского народа через русские народные сказки.
Цель: создать условия для формирования представления детей о разнообразии русских народных сказок.
Задачи:
- выявить, насколько дети знакомы со сказками; - развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память; - развивать словарный запас; - прививать любовь к сказкам; - через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувства товарищества; - через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.
Особенности реализации игры:
- участники - дети 1-2 класса в количестве 25 человек; - игра проходит в актовом зале, зал разделен на сектора, по стенам зала прикреплены красочные названия остановок; - зал оформлен в русском народном стиле; - все роли исполняют учащиеся 5-х классов; - продолжительность игры 45 минут
Подготовительные мероприятия:
- прочитать следующие сказки: « Машенька и медведь», «Петушок-золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», « Колобок», «Маша и медведь», « Гуси лебеди», « Лисичка со скалочкой», «По щучьему велению», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и волк», «Кот и лиса»;
Музыкальное сопровождение: в игре используются фонограммы песен: « Паровозик из Ромашково» , « Приходите в гости к нам»(слова Ю. Кима, музыка Дашкевича) ; «Здравствуй детство»( слова М. Яснова, музыка И. Космачева);
Оборудование:
- карточки с отрывками из сказок; - пазлы со сказками; - вещи из сказок (см. приложение); - иллюстрации к русским народным сказкам; костюмы к сказкам и фрагменты костюмов; - магнитофон, магнитные доски, магниты; - костюмы героев: Сказочница, Баба Яга, Аленушка; - кроссворд; - памятные медали « Знатоку сказок».
План проведения:
1.Организационный момент 2. Выход Сказочницы 3.Выход Паровозика из Ромашкова 4. Игра-разминка «Угадай сказку» 5. Игра «Укрась березку» 6. Выход Алёнушки 7.Инсценирование сказок 6. Выход Сказочницы Отгадывание загадок 7. Выход Бабы Яги Викторина по героям сказок Из какой сказки эти вещи? 8.Выход Паровозика 9. Выход Сказочницы Собрать из пазлов иллюстрацию к сказке Что перепутал в сказках художник 10. Игра «Баба Яга» 11.Выход Машеньки Конкурс «Исправь ошибки в названиях сказок» Конкурс « Восстанови последовательность» Сделай кроссворд 12. Подведение итогов
Результативность: добиться от детей эмоционально- положительного отклика, вызвать интерес к русским народным сказкам, провести выставку рисунков по сюжетам русских народных сказок.
Действующие лица (ребята из 5 класса):
Сказочница Паровозик из Ромашкова Баба Яга Алёнушка Машенька
Сказочница встречает детей
Сказочница. Здравствуйте, ребята! Что-то недружно отвечаете? Давайте еще раз дружно и весело скажем друг-другу «Здравствуйте! А теперь давайте познакомимся, меня зовут Сказочница. Я знаю много сказок. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А кто скажет, почему их называют русскими – народными? А вы знаете русские народные сказки?
У сказки чистая душа, Она приходит не спеша В прохладный час ночной. Родной народ ее творец, Народ-хитрец, народ-мудрец, В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец.
И сегодня, я предлагаю вам, отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, людей посмотреть, встретиться с русскими народными сказками. Дороженька нам предстоит дальняя и пешком путешествовать сложно. Давайте послушаем песенку и угадаем, кто ее исполняет и в каком мультфильме?
(смотреть приложение 1)
Появляется Паровозик из Ромашкова
Паровозик. Здравствуйте ребята, я рад вас видеть. Я знаю, что вам нужна моя помощь. Но я должен убедиться, что я повезу детей, которые знают русские народные сказки.
Сказочница. Ребята, давайте докажем Паровозику, что вы разбираетесь в сказках?
Ребята отвечают на вопросы Паровозика. Разминка
(смотреть приложение 2)
Паровозик. Вы хорошо справились с заданием, и мы можем ехать. В дороге мы будем делать остановки. Названия станций будут подсказывать нам названия наших конкурсов.
Осталось проговорить правила игры:
- слушать внимательно; - не уверен в ответе – лучше подумай; - за правильные ответы игроки получают жетоны и в конце игры мы определим лучших знатоков сказок.
Дети встают друг за другом и вместе с Паровозиком отправляются в путь. Звучит фонограмма песенки Паровозика.
Внимание! Паровозик прибыл на станцию «Литературная»
Сказочница. Итак, мы прибыли на место. Узнайте сказку.
Дети читают отрывки сказок и называют сказку.
(смотреть приложение 3)
Дети играют в игру «Укрась березку»
(смотреть приложение 4)
Паровозик. Поезд отправляется, прошу занять свои места.
Звучит фонограмма песенки Паровозика из Ромашкова.
Паровозик. Внимание! Следующая станция «Театральная»
На этой станции детей встречает Аленушка
Аленушка. Добро пожаловать гости дорогие! Я очень люблю сказки, надеюсь, что и вы их любите. Вы меня узнали? Я из сказки «Гуси-лебеди» На нашей станции много театральных костюмов. Догадались, что от вас потребуется? Разделимся на три команды. Дети инсценируют сказки «Колобок», «Теремок» и «Репку»
Паровозик. Поезд отправляется, прошу занять свои места. Звучит фонограмма песенки Паровозика из Ромашкова.
Паровозик. Внимание! Поезд прибывает на станцию «Угадайка»
Сказочница. Что-то нас никто не встречает. Попробуйте отгадать загадку.
Я обаятельна жутко И обладаю нюхом чутким, Прической славлюсь неземной, Летать умею над землей. Железные зубы, костяная нога, Все люди знают – я …(Баба Яга)
Выходит Баба Яга
Баба Яга. Здравствуйте детки, чего приехали? Я никого не ждала. Сказочница. В гости мы к тебе бабушка приехали. Сказками интересуемся. Баба Яга. Так вы можете ехать обратно, так как современные дети сказок не читают. Сказочница. Эти дети очень хорошо знают сказки. Баба Яга. А давайте проверим? Я буду загадывать вам загадки, а вы мне называете сказочных героев. Эти сказочные герои использовали волшебные предметы. Отгадайте их. (смотреть приложение5) Дети отгадывают загадки
Баба Яга. Вот у меня есть сказочная шкатулка, а в ней – волшебные предметы. Вот вам задание: надо угадать из какой сказки этот предмет.
( яйцо, щука, кувшин и тарелка, перо птицы, скатерть, метла, репа, пирожок, топор, стрела, клубок ниток, игла, зеркальце)
Паровозик. Поезд отправляется, прошу занять свои места. Звучит фонограмма песенки Паровозика из Ромашкова. Внимание!
Паровозик. Поезд прибывает на станцию « Художественная».
Сказочница. Ребята, а вы внимательно читаете сказки? Сейчас вам предстоит выполнить очень трудное задание. Надо разделиться на группы.
Детям предлагается собрать пазлы к сказкам, рассмотреть иллюстрации к сказкам и найти ошибки художника.
Звучит фонограмма песни «Здравствуй детство»
Игра: «Баба Яга» (смотреть приложение 6)
Паровозик. Поезд отправляется, прошу занять свои места. Звучит фонограмма песенки Паровозика из Ромашкова.
Паровозик. Внимание! Поезд прибыл на станцию «Познавательная» Детей встречает Машенька
Машенька. Добрый день. Меня зовут Машенька. Я живу с дедушкой и бабушкой. Однажды я была в гостях у медведя…Ой, что я рассказываю, ведь вы и так знаете из какой я сказки? Я вам тоже приготовила задание: 1. Надо исправить ошибки в названиях сказок . 2.Вы должны восстановить правильный порядок событий в сказках. Разгадать кроссворд. Звучит песня «Приходите в гости к нам».
(смотреть приложение 7.8.9)
Паровозик. Поезд отправляется, прошу занять свои места. Звучит фонограмма песенки Паровозика из Ромашкова.
Паровозик. Внимание! Поезд прибыл на конечную станцию.
Сказочница. А теперь подведем итоги. Посчитайте свои жетоны.
Подведение итогов игры. Подсчитать жетоны и наградить лучших знатоков русских народных сказок памятными медалями.
Приложение 1. Слова песни из мультфильма - Паровозик из Ромашкова - Песня паровозика
сл.Г.Сапгира, Г Циферова .
муз.В. Юровский
Поле большое,
Зеленый лесок
Сколько весною
Путей и дорог
Припев:
Хорошо на свете
Солнышко свети
Пожелай нам, ветер,
Доброго пути
Доброго, доброго,
Доброго пути
Самого, самого
Доброго пути
Все интересно,
На что ни взгляни
Дружная песня
Над миром звени.
Припев.
Хорошо на свете
Солнышко свети
Пожелай нам, ветер,
Доброго пути
Доброго, доброго,
Доброго пути
Самого, самого
Доброго пути
Слова из песни «Приходите в гости к нам» муз. В. Дашкевича
сл. Ю. Кима (Михайлова)
Если вы не так уж боитесь Кащея,
Или Бармалея и Бабу-Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет черный Котище ученый,
Пьет он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий, кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Припев:
Приходите в гости к нам
Поскорей, приходите в гости к нам,
Кот про все расскажет вам, потому что он
Видел все сам.
Ах, как тихо и темно,
Ах, как чудно и чудно,
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо.
Ты узнаешь много волшебных историй,
Тут тебе и репка и ключ золотой,
Тут и Черномор, тот самый которой,
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты веселым как Буратино,
И очень умным как Иван-дурак.
Припев:
Приходите в гости к нам
Поскорей, приходите в гости к нам,
Кот про все расскажет вам, потому что он
Видел все сам.
Ах, как тихо и темно,
Ах, как чудно и чудно,
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо.
Слова песни «Здравствуй детство»
сл.М.Яснова, муз.И.Космачева
м/ф "Чучело-мяучело"
Утро начинается, начинается.
Город улыбается, улыбается.
Открываются окошки,
Выбегая на дорожки,
Громко хлопая в ладошки,
Запели звонко дети:
Раз, два, утро!
Три, четыре, пять!
Выходи играть!
Выходи играть!
Вместе с нами
Выходи играть!
Здравствуй, утро!
Город улыбается, улыбается.
Солнце поднимается, поднимается.
Мы на солнечных качелях
Прокатиться захотели,
Прямо в небо полетели-
Вперед, навстречу солнцу!
Раз, два, солнце!
Три, четыре, пять!
Выходи играть!
Выходи играть!
Вместе с нами
Выходи играть!
Здравствуй, солнце!
Солнце поднимается, поднимается.
Детство продолжается, продолжается.
Всюду радостные лица,
Вместе будем веселиться,
С целым миром подружиться
Поможет эта песня.
Раз, два, детство!
Три, четыре, пять!
Выходи играть!
Выходи играть!
Вместе с нами
Выходи играть!
Здравствуй, детство!
Приложение 2 Разминка
1. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (ступа)
2. Предмет, благодаря которому царевич нашел жену? (стрела)
3.Медведь нес девочку с пирожками в чем? (в коробе)
4. Кто помог девочке убежать от Бабы Яги, когда старуха пошла баню топить, чтобы зажарить свою гостью? (мышка)
5. На ее кончике смерть одного из сказочных героев? (игла)
6. В какой сказке за непослушание мальчик превратился в козленочка? (« Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
7. Из какой сказки слова: «Куры клюют, петухам не дают?» («Петушок – Золотой гребешок»)
8.Из-за чего у мужика с медведем вражда пошла? (из-за вершков и корешков)
9. В какой сказке серый волк помогает Ивану-царевичу? («Иван-царевич и серый волк»)
Приложение 3. «Узнай сказку»
1.– Я-Мышка – норушка, а ты кто? - А Я – Лягушка – квакушка - Иди ко мне жить. И стали они жить вдвоем. (Теремок)
2. …. Тянут- потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку…(Репка)
3. –Речка, матушка, спрячь меня! - Поешь моего простого киселька с молочком! Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла её бережком.(Гуси-лебеди)
4.– По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, вёдра, домой сами!(По щучьему веленью)
5.–Несёт меня лиса, за синие леса! Котик, братик, помоги! (Кот, петух и лиса)
6. Солнце высоко, колодец далеко, жара донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.(Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
7.– Спасибо, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.(Иван-царевич и серый волк)
8.–Вижу, вижу! Не садись на пенёк, Не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! (Маша и медведь)
9.– Козлятушки, ребятушки, Отопритеся, отомкнитеся Я коза, на лугу была, Ела травку шелковую, Пила воду студёную….(Волк и семеро козлят)
10.Жили- были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек и говорит. («Девочка Снегурочка»)
11. Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:- Петя, не торопись. Петя, не торопись.(«Петушок и бобовое зёрнышко»).
12. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсток. («У страха глаза велики»)
13. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок. -Доченька, - говорила мать, - мы пойдём на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.(«Гуси- лебеди»)
Приложение 4. Игра « Укрась березку»
На листе ватмана нарисованы 2 березы. Дети делятся на две команды. Детям раздаются листья ,они пишут названия русских народных сказок и приклеивают на свою березку. У кого березка окажется наряднее тот и выиграл.
Приложение 5.
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
из русской народной сказки "Репка "
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
из русской народной сказки "Волк и семеро козлят"
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народой сказки
"По щучьму веленью"
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть - самобранка)
из русских народных сказок
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)
из русских народных сказок
Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.
(Игла)
из русских народных сказок
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
(Ступа)
из русских народных сказок
Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам того не ведая, Несет ее домой. (Маша и медведь)
Нет ни речки, ни пруда Где воды напиться. Очень вкусная вода В ямке от копытца! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Не лежалось на окошке —
Покатился по дорожке. (Колобок)
Приложение 6. Игра «Баба Яга»
Реквизит: 3 ступы(3 ведра), 3 метлы.
Одна нога в ведро, другая- на земле, одна рука поддерживает ведро, другая – метлу, пройти дистанцию.
Приложение 7. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
* «У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».
* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
Приложение 8. Восстановить последовательность событий в сказках
Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.
«Лиса и заяц».
* Зайчик встретился с медведем.
* Петушок выгнал лису.
* У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.
* Зайчик встретился с собакой.
* Лиса выгнала зайца.
* Зайчик живёт с петушком.
* Зайчик встретил петушка.
«Гуси-лебеди».
* Машенька встретилась с речкой.
* Девочка в избушке бабы-яги.
* Сестрица приводит братца домой.
* Девочка встретилась с печкой.
* Гуси-лебеди унесли Иванушку.
* Мышка помогает Машеньке.
* Девочка встретилась с яблоней.
* Машенька бросилась догонять гусей.
Приложение 9. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Курочка -….
- Баба-…
- Жар-…..
- Иванушка- ….
- Царевна - …..
- Гуси - …
- Ковёр - ….
- Скатерть- …
- Сапоги - ….
- Сивка - …..
Список литературы
1. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок /авт.- сост. О. В. Калашникова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 70 с.
2.Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий, библиотечные уроки. 1-4 классы / авт. сост. З. А. Чурикова, М. А. Багаева, И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 173 с.
3. С. М. Курганский. Путешествие на планету знаний. Организация досуговой деятельности младших школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 1-4 классы. – 2-е изд. – М. : «5 за знания», 2007. – 192с. – (Классному руководителю)
4. «Сказки для детского театра».// Педсовет № 8, 2004.
5. Сценарий КВНа по сказкам http://scenario.fome/ru/ras-6-12/html
6. Урок чтения во 2 классе http://krasnoflotckay.narod.ru/nahl.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-викторина "В гостях у сказки"
Игра-викторина "В гостях у сказки"Цель: заинтересовать детей в чтении книг; расширить их кругозор и словарный запас; воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение люби...
Игра- викторина "В гостях у сказки"
Сценарий праздника разработан для учащихся 2 класса,которые проводят викторину - игру для учащихся 1 класса . Разработка может быть полезна как учителям начальных к...
Методическая разработка игры-занятия "В гостях у сказки"
Помощь педагогам для закрепления умения с детьми готовить, используя пиктограммы....
Презентация к игре-викторине "В гостях у сказки" ( 4 класс).
Игра-викторина " В гостя у сказки" ( 4 класс). Можно использовать на уроках внеклассного чтения в 4 классе....
Игра-викторина "В гостях у сказки"
Игра-викторина "В гостях у сказки"....
Методическая разработка игры-путешествия "В гостях у сказки"
Сценарий игры-путешествия по любимым сказкам для учащихся начальной школы....
Презентация для иллюстрации занятия по внеурочной деятельности Игра-викторина: "В гостях у сказки"
Данная презентация – наглядный сопроводительный материал к занятию, проводимому в форме литературной викторине «В гостях у сказки». (ссылка на конспект занятия)Дети вспомнят любимых ...