КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМ 2 КЛАСС умк ПНШ
план-конспект занятия по чтению (4 класс)
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМ 2 КЛАСС УМК ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dary_tereka_yusupova_ch.g.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Педагог Юсупова Чулпан Гомаровна
Предмет литературное чтение Класс 4 Д
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека»
Характеристика класса. В классе 24 учащихся 11 девочек, 13 мальчиков. Большинство детей обладают хорошей работоспособностью и успеваемостью. В классе 10 хорошистов. Неуспевающих нет. Уровень учебной мотивации у большинства ребят класса средний, высокий у двух учащихся, еще у двоих учащихся низкий уровень
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: 1) учебник «Литературное чтение». 4 класс. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; 2) компьютер, проектор, слайдовая презентация; 3) физическая карта России.
Подготовка: учащиеся готовят наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова по рекомендации учителя, оформляется выставка книг из семейной и школьной библиотек.
Ход урока
Цель: проверить готовность учащихся и классного оборудования к уроку; психологически настроить учащихся на деятельность. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
Выполняют просьбы учителя, отвечают на вопросы учителя. -Руки? На месте! - Ноги? На месте! - Локти? У края! - Спина? Прямая! | Предлагает детям создать хорошее, дружелюбное настроение, улыбнуться друг другу. Для активизации внимания учащихся и настроя на деятельность задает вопросы: -Руки? (На месте!) - Ноги? (На месте!) - Локти? (У края!) - Спина? (Прямая!) | Коммуникативные | |||||
Цель: упражнение в чтении стихотворения «птичьим базаром», хором, по рядам с интонационным выделением слов тех или иных частей речи. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
Читают на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес» -хором ( тихо) - по рядам: 1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения, 2 ряд - весело Отвечают на вопрос учителя, что вариант прочтения стихотворения с интонационным выделением существительных и местоимений более правильный. | Предлагает прочитать на экране стихотворение М.Ю. Лермонтова «Утес»»: - «птичьим базаром», -хором, - по рядам: 1 ряд - выделяя голосом существительные и местоимения, 2 ряд – весело Далее спрашивает учащихся, какой вариант прочтения стихотворения является наиболее правильным. | Коммуникативные | |||||
Цель: познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека», его биографией. Задачи: - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; - закрепить знания о средствах художественной выразительности (метафорах, эпитетах, сравнениях); - отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений; - развивать поэтический слух детей, воображение и образное мышление, речь, творческие способности; - воспитывать уважительное отношение к природе. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
| |||||||
Трое учащихся читают выразительно стихотворения М.Ю. Лермонтова «Узник», «Ночевала тучка золотая…», «Листья в поле пожелтели…» Отвечают на вопрос учителя, что прозвучали стихотворения М.Ю. Лермонтова. Высказывают предположения о теме урока, пользуясь учебником. Читают название темы на экране и убеждаются в правильности своих предположений. Один ученик читает задачи урока. | Сообщает, что во время речевой разминки работали над стихотворением замечательного русского поэта, прозаика и драматурга. Предлагает послушать другие его стихи и ответить, о каком поэте идет речь. Спрашивает, чьи стихотворения прозвучали. Предлагает учащимся самостоятельно определить тему урока, пользуясь учебником. Выслушивает предположения детей, открывает слайд с названием темы урока. Затем открывается слайд с задачами урока для учащихся | Коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка) Регулятивные (целеполагание) | |||||
| |||||||
Один ученик показывает на карте Кавказ. Дети отвечают, что Кавказские горы - самые высокие горы России. Слушают рассказ учителя. | Обращается к детям: -Ребята, вы знакомы уже с некоторыми фактами из биографии М. Лермонтова. Мы читали воспоминания о его детстве, юности. Я хочу напомнить вам о том, что Лермонтов долгое время жил на Кавказе. Кто из вас может показать на карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах. Учитель рассказывает о годах жизни Лермонтова, проведенных на Кавказе: - Впервые Л. побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских гор. Позднее, он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой, смелый и отважный человек. Посмотрите картины Л. , посвященные Кавказу (демонстрирует слайд). Л. навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений, одно из которых «Дары Терека». В ваших учебниках сокращенный вариант этого стихотворения, на самом деле оно гораздо длиннее. | ||||||
| |||||||
Пытаются объяснить значение непонятных слов. Заранее подготовленный ученик дает географическую справку о реке Терек (рассказ ученика сопровождается показом географических объектов на карте и слайдов «Терек в горах», «Терек на равнине»): - Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море. Название реки Терек в переводе с карачаево-балкарского языка означает «быстрая вода». Длина реки 623 км. В верхнем своем течении Терек прокладывает себе путь по горным ущельям и склонам. Здесь он очень стремительный и бурный. Но, приближаясь к морю, Терек течет уже по равнине, где становится спокойным и широким. Знакомятся с правильным значением непонятных слов. | Предлагает учащимся перед чтением стихотворения провести словарную работу, чтобы лучше понять его содержание.
Просит детей самостоятельно объяснить значение слов, записанных на доске (Терек, дары, Казбек, Дарьял, валун) Предлагает заранее подготовленному ученику выступить с географической справкой о реке Терек (рассказ ученика сопровождается показом географических объектов на карте и слайдов «Терек в горах», «Терек на равнине») Демонстрирует слайды с фотографиями г. Казбек, Дарьяльского ущелья, валунов. Демонстрация слайдов сопровождается объяснением значения данных слов: Казбек – вторая по высоте гора Кавказа. Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека. Валун – большой обломок горной породы (камень), который под воздействием воды и ветра из остроугольного превратился в круглый. | Познавательные общеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) и логические. Коммуникативные. | |||||
| |||||||
Воспринимают стихотворение, читаемое учителем. Говорят о своих впечатлениях от услышанного стихотворения. Читают стихотворение 2-3 раза. | Читает наизусть стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека» под музыку Н.А. Римского-Корсакова (Симфоническая сюита «Шехерезада». «Море и корабль Синдбада») После паузы спрашивает ребят, понравилось ли им стихотворение, какие чувства, эмоции оно вызвало. Предлагает учащимся прочитать стихотворение самостоятельно 2-3 раза | Коммуникативные | |||||
| |||||||
Один ученик читает первые 4 строки стихотворения. Отвечают на вопросы учителя: - Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит. - С диким, злым зверем, олицетворяет ее. - Дикий, злобный. - Горы, скалы. - Метафору – скрытое сравнение. - Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы. - Сравнение, олицетворение – плакать может только человек. - Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная. | Просит прочитать ученика первые 4 строки стихотворения. Беседует с учащимися: - Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…» - С кем автор сравнивает реку? - Какие эпитеты он при этом использует? - Что такое утесистые громады? - Какое средство художественной выразительности здесь использует поэт? - Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…» - Какие выразительные средства здесь использовал поэт? - Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? | Коммуникативные, познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) | |||||
Один ученик читает следующие 4 строки. Отвечают на вопросы учителя: - Река на равнине становится спокойной, ласковой. - Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит. - Хитрый. - Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер. Один ученик читает следующие 4 строки: «Расступись, о старец-море, Дай приют моей волне! Погулял я на просторе, Отдохнуть пора бы мне…» Ответ детей: - Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение. | Предлагает прочитать следующие 4 строки стихотворения. Задает вопросы: - Как меняется характер реки на равнине? - Какие слова и выражения указывают на это? - Что означает слово «лукавый»? - Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым? - О чем же журчит Терек старому Каспию? Прочитаем следующие 4 строки. Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки? С кем сравнивается море? | Коммуникативные, познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) | |||||
Один ученик читает вслух последние 8 строк стихотворения. Отвечают на вопросы учителя: - Терек берет свое начало у горы Казбек. - С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение. - Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку. - Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью. - Куча камней сравнивается со стадом. - Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит. - Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь. - Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера. | Предлагает прочитать последние 8 строк стихотворения. Для анализа задаются следующие вопросы: - Где Терек берет свое начало? - С кем сравниваются облака? - Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? - Как поняли, о чем идет речь в следующих строках? - Найдите метафору в этих строках. - Чем является выражение «разорил Дарьял»? - В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? - Какой вывод можем сделать о характере реки. | Коммуникативные. Познавательные общеучебные (умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме). Познавательные логические (анализ объектов с целью выделения признаков) | |||||
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | |||||||
Читают стихотворение: Летит по небу шар, По небу шар летит, Но знаю: до неба шар Никак не долетит. Одновременно выполняют движения. Первый раз читают с обычной интонацией, второй раз – с восхищением, третий раз – ласково, четвертый – с сердитой интонацией. | Предлагает учащимся поиграть в игру «Летит по небу шар». Дети должны читать стихотворение каждый раз с разной интонацией и одновременно выполнять движения. | Коммуникативные | |||||
| |||||||
Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения. Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде. | Просит учащихся расставить в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения. Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями | Познавательные. Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном) | |||||
Отвечают, что первые 4 строки нужно читать громко, сердито. Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией, а последние 8 строк – горделиво. | Обращается к учащимся с вопросами: - С какой интонацией будем читать первые 4 строки? - Как будем читать следующие 8 строк? С какой интонацией будем читать последние 8 строк? | Коммуникативные | |||||
| |||||||
Читают памятку с экрана: Выразительно читать стихотворение, это значит: - читать с чувством; - читать эмоционально; - соблюдать нужную интонацию; - правильно выдерживать паузы; - правильно ставить логические ударения; - не допускать ошибок в словах. | Проецирует слайд - памятку, как правильно читать стихотворение. | Познавательные общеучебные (смысловое чтение) | |||||
Выбирают в жюри 2-х человек. Дети-члены жюри занимают свои места. Остальные учащиеся по желанию участвуют в конкурсе по прочтению стихотворений. Жюри подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор | Проводит конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся. | Коммуникативные. Познавательные общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности) | |||||
Цель: познакомить учащихся с продолжением стихотворения; сформулировать выводы о теме и основной мысли стихотворения подвести итог проделанной на уроке работе. | |||||||
Выражают желание узнать, чем закончилось стихотворение. Слушают чтение учителя. - Да, они ему понравились. - Терек, и его непостоянный характер. - Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку. - С уважением, с восхищением, с опасением. - Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек. | Напоминает, что в учебнике сокращенный вариант стихотворения и предлагает узнать, что было дальше. - Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого воина кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с томно-бледными плечами, светло-русою косой. Далее предлагает послушать конец стихотворения. Читает концовку стихотворения. Проводит обобщающую беседу: -Как принял старый Каспий дары Терека? - Какова тема стихотворения? - Какова основная мысль? - Как человек должен относиться к такой реке? - Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке? | Коммуникативные Личностные (нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания) | |||||
Самооценка | |||||||
Поднимают карточки с отметками «4» или «5», давая самооценку своей деятельности. | - Ребята, у вас на партах лежат карточки с отметками «4» и «5». Поднимите ту, которую, по вашему мнению, вы заслуживаете за работу на уроке. | Регулятивные (умение оценивать свои действия) | |||||
Домашнее задание дифференцированное (по выбору учащихся):
| Коммуникативные, познавательные (поиск и выделение необходимой информации) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2 класс Контрольная работа по матем за 2 триместр
Контрольная работа по матем за 2 триместр...
Итоговая контрольная работа за 4 класс Итоговая контрольная работа по математике за 4 класс
Итоговая контрольная работа по математике за 4 класс...
Входная контрольная работа по матем. (Петерсон Л.Г.) 2 класс
Входная контрольная работа матем 2 кл.УМК Перспектива...
Контрольная работа по матем. 1 класс
Контрольная работа по математике за 1 полугодие 1 класса 1 вариант...
Контрольная работа по матем. 1 класс 2 вариант
Контрольная работа по матем. 1 класс 2 вариант...
3.2)контрольные работы по матем 2 класс. Система оценивания
3.2)контрольные работы по матем 2 класс. Система оценивания...
Сборник контрольных работ по матем.
**********************************...