Урок по теме Загадки
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока по теме "Загадки" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_zagadki_literaturnoe_chtenie_1_klass.docx72.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Загадки. «Секреты загадки»

Цель урока: познакомить с новым малым фольклорным жанром, получить первый опыт составления загадки.

Формируемые УУД:

предметные

  • получение представления о малом жанре детского фольклора;
  • развитие умения читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию;

метапредметные

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений;
  • формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • проведение сравнения по заданным критериям;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

        

Ход урока

  1. Организационный момент

-  Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

- У нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем.

-  Как называются слова, которые мы сейчас произносили? (Это слова вежливого обращения)

- Речевой этикет был и в старину. Как бы вы поприветствовали гостей 100 лет назад?

(Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйста! Давно мы вас ждем-поджидаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?)

-  Молодцы! А теперь сравним его с современным этикетом. Что скажите?

( Раньше слова были более вежливыми, видно отношение  хозяев к гостям, более ласковые слова.)

-  Ну вот, молодцы, верно заметили, а теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться.

  1. Введение в тему

- Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами. Что за странное слово зашифровано? (СЛАЙД 1)

III. Постановка цели

-  Перенесёмся в далёкое прошлое. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык.

- Из этой «тайной» речи родилась еще одна разновидность фольклора.

- Составьте название нового жанра. (буквы в слове перепутаны). Как он называется? ЗАГАДКА (СЛАЙД 2)

- Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет. - Попробуем сформулировать тему нашего урока и спланируем нашу работу.

- О чем мы будем говорить на уроке? (Будем говорить о ЗАГАДКЕ) (СЛАЙД 3)

Мы узнаем… (что такое загадка, как придумывать)

Мы узнаем… (секреты загадки)

Мы будем … (читать, отгадывать)

Мы попробуем… (сами сочинить)

Варианты ответов детей постепенно появляются на доске, если дети не смогли высказать предположение, то строчка остается без продолжения и к ней возвращаемся в конце урока при подведении итогов.

(СЛАЙДЫ 4-8)

IV. Работа над темой.  СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ   Девиз: «Загадка – ума зарядка»

- От какого слова произошло название жанра “загадка? (от слова “гадати”- думать, рассуждать) (СЛАЙД 9)

- Что такое ЗАГАДКА?  (варианты ответов детей)

Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснения слова «загадка». Загадок существует великое множество. Сегодня мы поближе познакомимся с загадками про животных. (СЛАЙД 10)

- Как «устроена» загадка? Каковы ее секреты?

 - Отгадайте загадки. (Слайд 11)

- Как вы догадались, как узнали? Какие слова – подсказки вам помогли?

На что мы обращаем внимание, отгадывая загадку?

Что помогло вам отгадать загадку.

  Проверим. «Секреты» появляются на доске по мере называния их детьми.

Секреты: (СЛАЙД 12)

  1. Предмет не называется
  2. Выделяются особенности (признаки, действия):

- какой? И что бывает таким же?

- что делает? И кто делает также?

  1. Рифма (может не быть)

V. Самостоятельная работа детей по отгадыванию загадок.

1 С бородой, а не старик, 
С рогами, а не бык, 
Доят, а не корова. ________

2 Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.

____________

3 Комочек пуха,

Длинное ухо,
Прыгает ловко,

Любит морковку. _________

  1. Сердитый недотрога, 
    Живёт в глуши лесной, 
    Иголок очень много, 
    А нитки ни одной._________

- Догадались, кто это?

(варианты детей могут быть ошибочными)

- Прочитаем загадку еще раз, и карандашом подчеркнем слова – подсказки.

- Назван ли сам предмет – отгадка?  

- А о каком предмете рассказывают?

- Почему вдруг такое сравнение?

- Попробуем словами нарисовать картинку с помощью найденных слов.

- Что помогло отгадать загадку? Выявление важных особенностей.

- Сделаем вывод: Что такое  ЗАГАДКА? В чем же особенность загадки? Как она устроена? Замысловатое высказывание, в котором предмет не называется, или называется похожий на него предмет; указываются важные признаки, действия этого предмета.

- Что помогло отгадать загадки?  (знание важных признаков)

-  Значит для того, чтобы отгадать загадку, надо уметь подбирать сравнения.

VI. Самостоятельное составление загадки.

- Вернемся к плану урока. Что мы уже сделали?

- Осталось попробовать составить загадку.

- Что нужно сделать, для того чтобы придумать загадку?

- Правильно надо уметь отвечать на вопросы:

Какой? Что (кто) бывает таким же?

Что делает? Кто (что) делает также?

- Используем слова ____________, НО НЕ

- Потренируемся. Поиграем. Я бросаю мяч и называю слово или выражение, описывающее животное – ЛЯГУШКУ. А тот, у кого мяч, говорит, что бывает таким же. Начинать надо со слов: «Но не …».

(СЛАЙД 13)

Зелёная, но не …

Холодная, но не …

Прыгает, но не …

Зимой спит, но не …

Ловит комаров, но не …

Живёт в воде, но не…

Язык длинный, но не…

- Выберем самые удачные сравнения и составим загадку.

(спросить несколько детей)

Попробуем составить загадку с рифмой: (СЛАЙД 14 - 15).

Живет в болоте  толстушка

Зеленая________________.

Она словно мячик

По кочкам ____________ .

-Мы составили загадку. Есть ли у нее автор?

 Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.

- Вам предлагаю выбрать любого животного и попробовать составить про него загадку. (СЛАЙД 17)

 Если учащиеся затрудняются, можно предложить собрать правильно деформированные загадки (строчки в них перепутаны).

- Заслушивание загадок, отгадывание.

  1. Рефлексия. (Возвратимся к плану урока)

На листочках у каждого ученика есть картинка Буратино и 3 золотых ключика.

 - Если на уроке у вас все получалось, значит ключ у вас в руках, тогда соедините Буратино с самым близким ключом. Если пока не все получалось, то  с ключом, который подальше. И т. д.

      http://muzican.ru/uploads/images/b/u/r/buratino_2.jpghttp://www.clipartkid.com/images/777/golden-key-man-made-objects-objects-uK5zhS-clipart.jpghttp://www.clipartkid.com/images/777/golden-key-man-made-objects-objects-uK5zhS-clipart.jpghttp://www.clipartkid.com/images/777/golden-key-man-made-objects-objects-uK5zhS-clipart.jpg

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (СЛАЙД 18).

  1. Сегодня я …
  2. У меня получилось …
  3. Было трудно…
  4. Я попробую…
  5. Мне захотелось…

- У меня в руках книга «ЗАГАДКИ». Но страницы в ней пока что пустые. Что я хочу предложить вам сделать? (вложить составленные нами загадки, нарисованные отгадки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»

В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...

Методическая разработка урока по детской риторике по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"

Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"...

Презентация к уроку по теме "Загадки"

Презентация к уроку по теме "Загадки". Данный ресурс создан для учащихся 1-4 классы УМК любой. Данный ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 с применением технолог...

Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России

Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...