Урок по теме Загадки
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Конспект урока по теме "Загадки" для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_zagadki_literaturnoe_chtenie_1_klass.docx | 72.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Загадки. «Секреты загадки»
Цель урока: познакомить с новым малым фольклорным жанром, получить первый опыт составления загадки.
Формируемые УУД:
предметные
- получение представления о малом жанре детского фольклора;
- развитие умения читать плавно по слогам или целыми словами, осознанно выбирать интонацию;
метапредметные
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемным вопросом, поставленным учителем или возникшим на уроке;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений;
- формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- проведение сравнения по заданным критериям;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
- У нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем.
- Как называются слова, которые мы сейчас произносили? (Это слова вежливого обращения)
- Речевой этикет был и в старину. Как бы вы поприветствовали гостей 100 лет назад?
(Пожалуйте, гости дорогие! Пожалуйста! Давно мы вас ждем-поджидаем! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Удобно ль вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли места хватило?)
- Молодцы! А теперь сравним его с современным этикетом. Что скажите?
( Раньше слова были более вежливыми, видно отношение хозяев к гостям, более ласковые слова.)
- Ну вот, молодцы, верно заметили, а теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться.
- Введение в тему
- Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное слово, и эта преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, мечтать о будущем, ценить прошлое. Сегодня мы с вами соприкоснёмся с чудесами. Что за странное слово зашифровано? (СЛАЙД 1)
III. Постановка цели
- Перенесёмся в далёкое прошлое. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык.
- Из этой «тайной» речи родилась еще одна разновидность фольклора.
- Составьте название нового жанра. (буквы в слове перепутаны). Как он называется? ЗАГАДКА (СЛАЙД 2)
- Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет. - Попробуем сформулировать тему нашего урока и спланируем нашу работу.
- О чем мы будем говорить на уроке? (Будем говорить о ЗАГАДКЕ) (СЛАЙД 3)
Мы узнаем… (что такое загадка, как придумывать)
Мы узнаем… (секреты загадки)
Мы будем … (читать, отгадывать)
Мы попробуем… (сами сочинить)
Варианты ответов детей постепенно появляются на доске, если дети не смогли высказать предположение, то строчка остается без продолжения и к ней возвращаемся в конце урока при подведении итогов.
(СЛАЙДЫ 4-8)
IV. Работа над темой. СЕКРЕТЫ ЗАГАДКИ Девиз: «Загадка – ума зарядка»
- От какого слова произошло название жанра “загадка? (от слова “гадати”- думать, рассуждать) (СЛАЙД 9)
- Что такое ЗАГАДКА? (варианты ответов детей)
Чтение читающим ребенком из словаря С.И.Ожегова объяснения слова «загадка». Загадок существует великое множество. Сегодня мы поближе познакомимся с загадками про животных. (СЛАЙД 10)
- Как «устроена» загадка? Каковы ее секреты?
- Отгадайте загадки. (Слайд 11)
- Как вы догадались, как узнали? Какие слова – подсказки вам помогли?
На что мы обращаем внимание, отгадывая загадку?
Что помогло вам отгадать загадку.
Проверим. «Секреты» появляются на доске по мере называния их детьми.
Секреты: (СЛАЙД 12)
- Предмет не называется
- Выделяются особенности (признаки, действия):
- какой? И что бывает таким же?
- что делает? И кто делает также?
- Рифма (может не быть)
V. Самостоятельная работа детей по отгадыванию загадок.
1 С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова. ________
2 Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
____________
3 Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. _________
- Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной._________
- Догадались, кто это?
(варианты детей могут быть ошибочными)
- Прочитаем загадку еще раз, и карандашом подчеркнем слова – подсказки.
- Назван ли сам предмет – отгадка?
- А о каком предмете рассказывают?
- Почему вдруг такое сравнение?
- Попробуем словами нарисовать картинку с помощью найденных слов.
- Что помогло отгадать загадку? Выявление важных особенностей.
- Сделаем вывод: Что такое ЗАГАДКА? В чем же особенность загадки? Как она устроена? Замысловатое высказывание, в котором предмет не называется, или называется похожий на него предмет; указываются важные признаки, действия этого предмета.
- Что помогло отгадать загадки? (знание важных признаков)
- Значит для того, чтобы отгадать загадку, надо уметь подбирать сравнения.
VI. Самостоятельное составление загадки.
- Вернемся к плану урока. Что мы уже сделали?
- Осталось попробовать составить загадку.
- Что нужно сделать, для того чтобы придумать загадку?
- Правильно надо уметь отвечать на вопросы:
Какой? Что (кто) бывает таким же?
Что делает? Кто (что) делает также?
- Используем слова ____________, НО НЕ
- Потренируемся. Поиграем. Я бросаю мяч и называю слово или выражение, описывающее животное – ЛЯГУШКУ. А тот, у кого мяч, говорит, что бывает таким же. Начинать надо со слов: «Но не …».
(СЛАЙД 13)
Зелёная, но не …
Холодная, но не …
Прыгает, но не …
Зимой спит, но не …
Ловит комаров, но не …
Живёт в воде, но не…
Язык длинный, но не…
- Выберем самые удачные сравнения и составим загадку.
(спросить несколько детей)
Попробуем составить загадку с рифмой: (СЛАЙД 14 - 15).
Живет в болоте толстушка
Зеленая________________.
Она словно мячик
По кочкам ____________ .
-Мы составили загадку. Есть ли у нее автор?
Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. И мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.
- Вам предлагаю выбрать любого животного и попробовать составить про него загадку. (СЛАЙД 17)
Если учащиеся затрудняются, можно предложить собрать правильно деформированные загадки (строчки в них перепутаны).
- Заслушивание загадок, отгадывание.
- Рефлексия. (Возвратимся к плану урока)
На листочках у каждого ученика есть картинка Буратино и 3 золотых ключика.
- Если на уроке у вас все получалось, значит ключ у вас в руках, тогда соедините Буратино с самым близким ключом. Если пока не все получалось, то с ключом, который подальше. И т. д.
Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (СЛАЙД 18).
- Сегодня я …
- У меня получилось …
- Было трудно…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
- У меня в руках книга «ЗАГАДКИ». Но страницы в ней пока что пустые. Что я хочу предложить вам сделать? (вложить составленные нами загадки, нарисованные отгадки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Видеоурок. Тема "Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку»
В основе проектной деятельности лежит самостоятельность учащихся, которая способствует развитию интереса, познавательной активности, формированию положительной учебной мотивации. Основываясь на личнос...
Методическая разработка урока по детской риторике по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"
Разработка урока по детской риторике для 2 класса по теме "Загадки-описания. Сочини загадку"...
Презентация к уроку по теме "Загадки"
Презентация к уроку по теме "Загадки". Данный ресурс создан для учащихся 1-4 классы УМК любой. Данный ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 с применением технолог...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме:"Загадки. Словесная игра в загадках- шутках. К.Чуковский «Радость».
Урок разработан для учащихся 2 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока литературного чтения Тема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки», 1 класс, Школа России
Конспект урока литературного чтенияТема: Загадки, песенки потешки, небылицы. Н.Пикулева «Загадки» Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о жанрах устного народ...