Предметная неделя по литературному чтению в 1 - 4 классах по теме "Басни И.А. Крылова - книга народной мудрости"
методическая разработка по чтению

Ляпина Елена Викторовна

В состав методического материала вошли: план предметной недели по литературному чтению в 1 - 4 классах, сценарий  и презентация викторины "Путешествие по басням И.А. Крылова", отчет о проведении предметной недели литературного чтения в 1 - 4 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Криушинская средняя общеобразовательная школа»

План проведения

предметной недели литературного чтения

«Басни И.А. Крылова – книга народной мудрости»

 (06 –10 декабря 2021 года)

Подготовила: Ляпина Елена Викторовна, учитель начальных классов

Цель проведения: повысить уровень мотивации к изучению литературного чтения и способствовать повышению образовательного уровня.

Задачи:

  • привить любовь к литературному чтению, углубить интерес к нему как учебному предмету;
  • повысить общую литературоведческую культуру;
  • углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
  • развивать интерес к глубокому изучению литературного чтения, как на уроках, так и во внеурочное время.

План проведения недели по литературному чтению

Дата

Мероприятия

Участники

06.12.2021

  • Выпуск стенгазеты.
  • Объявление конкурсов в рамках предметной недели.
  • Виртуальная экскурсия в библиотеку.

Учащиеся 3 класса

Учащиеся 1 – 4 кл

Учащиеся 3 класса

07.12.2021

  • Конкурс «Крылатые выражения из басен И.А.Крылова»

Учащиеся 1 - 4 кл

08.12.2021

  • Конкурс по технике чтения «Лучший чтец»
  • Конкурс-операция «Живи, книга!» (конкурс на лучшую сохранность и аккуратное использование школьных учебников)

Учащиеся 1 – 4 кл

09.12.2021

  • Конкурс рисунков «Иллюстрируем басни И.А. Крылова»

Учащиеся 1 – 4 кл

10.12.2021

  • Викторина «Путешествие по басням И.А. Крылова»
  • Подведение итогов предметной недели, награждение победителей и призёров конкурсов

Учащиеся 3 кл

Учащиеся 1 – 4 кл

ФИ_________________________________ класс _____

Конкурс «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова»

 Соотнесите крылатые выражения с названием басни, расставьте соответствующие цифры в кружочки.

1. «Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона» 

      Ворона и Лисица

2. «Да только воз и ныне там»

 1.    Слон и Моська

3. «Мартышка к старости слаба глазами стала»

       Мартышка и очки

4. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»

      Лебедь, Щука и Рак

5. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

       Квартет

6. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»

      Пустынник и медведь

7. «От радости в зобу дыханье спёрло»

      Кукушка и Петух

  1. 8. «А Васька слушает да ест»

      Волк и Ягненок

  1. 9. «Ты всё пела, это дело, так поди же попляши!»

      Зеркало и Обезьяна

  1. 10. «Услужливый дурак опаснее врага»

       Стрекоза и муравей

  1. 11. «У сильного всегда бессильный виноват»

        Кот и повар



Предварительный просмотр:

Викторина

«Путешествие по басням И.А. Крылова»


Цель мероприятия: расширить знания учащихся о жизни и творчестве
И.А.Крылова.
Задачи:

  • познакомить с биографией и произведениями великого баснописца;
  • передать сложность смысловой и идейной стороны басни;
  • формировать читательский интерес;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать у детей навык общения, культуры поведения и чувства взаимопомощи.

Подготовительный этап:

 Организация выставки книг И.А.Крылова в библиотеке школы.

Чтение басен во время самоподготовки.

Работа над учебным проектом «Мы рисуем басни И.А.Крылова».



                                                     Сценарий праздника


На доске – портрет поэта, иллюстрации к его произведениям, выполненные учащимися, плакаты «Поэт и мудрец слились в нём воедино»(Н.В.Гоголь), «Его басни переживут века»(К.Н.Батюшков).
Праздник сопровождает  презентация.


1. Приветствие детей. Объявление о заключительном дне предметной недели.

2. Отгадайте загадку: (СЛАЙД)

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль… О ком идет речь? Об   И.А. Крылове

Начинаем викторину «Путешествие по басням И.А. Крылова» (СЛАЙД)

     1) Разделимся на команды: каждый ученик берет часть разрезанной картинки иллюстрация к басне) и на двух столах составляют из частей картинку.

1 команда – Стрекоза

2 команда – Муравей

3. Рассказ биографии И.А. Крылова  (СЛАЙДЫ)

! Слушаем внимательно, в ходе викторины будут вопросы по биографии автора.

- Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. (СЛАЙД) Отец был постоянно занят, и маленького Ваню воспитывала мать, простая женщина, без всякого образования, но умна и добрая.

-После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С десяти лет мальчик вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги.

- Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
(СЛАЙД)

- В 11 лет у Ивана Крылова появляются первые наброски басен.  В 18-летнем возрасте Крылов пишет уже свои первые серьезные басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии.


- Нужда и служба рано познакомили Крылова с бедственным положением простого народа. Он видел, как богатые дворяне плохо относятся к бедным крестьянам.

(СЛАЙД)- Иван Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку и работает там около 30 лет.  Первая книга с баснями была издана, когда И.А. Крылову было 40 лет. Поэт основал журналы «Почта духов», «Зритель», в которых писал сатиру. Был также переводчиком с французского языка.

(СЛАЙД) -Из-под пера И. А. Крылова вышло больше 200 басен. Герои басен – животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки. Его басни очень народны и общепонятны. Еще при жизни   И.А. Крылов был очень популярен. Умер писатель в ноябре 1844 года.

4. Начинаем викторину!

1 тур «Разминка»

Каждой команде по очереди задаются вопросы. Нужно по строчке отгадать название басни. За каждый правильный ответ жюри ставит один балл. Победит команда, получившая большее количество баллов.

1 к - Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;                            Стрекоза и муравей  

2 к – Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.                  Ворона и лисица

1 к – «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое С песком и с илом?                         Волк и ягненок

2 к  -  О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.                       Мартышка и очки

1 к - Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!                   Ворона и лисица

2 к - Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».                  Волк и ягненок

1 к - То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;                                     Мартышка и очки

2 к - В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,                        Стрекоза и муравей  

             

2 тур «Точное слово»  (СЛАЙДЫ)

                      Кто быстрее поднимет руку! Выбрать правильное слово

(СЛАЙД)- В басне «Ворона и лисица» где льстец отыщет уголок: В душе, в сердце, в животе

- Чья с похвал вскружилась голова: колдуньина, болтуньина, вещуньина

(СЛАЙД)- В басне Мартышка очки хватила: о камень, о дорогу, о дерево

- Плохое зрение Это зло еще не так большой: руки, ноги, головы

(СЛАЙД)- Стрекоза просила Не оставь меня: брат милый, кум милый, жених милый

- Стрекоза к муравью: бежит, идет, ползет

Физкультминутка   

-Итак, мы вспомнили героев басен И.А. Крылова. Если этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).

Муравей, Волк, Стрекоза, Лисица, Мартышка, Ягненок, Свинья.

Качества героев басен: лесть, невежество, доброта, упрямство, злость, смирение, хамство, трудолюбие, легкомыслие, ум.

3 тур «Продолжи строчку»

Нужно продолжить строчку из басен.

1 к - Вороне где то бог……………….. (послал кусочек сыру)

2 к – Да призадумалась ……………….(а сыр во рту держала)

1 к – Помертвело чисто поле………..(нет уж дней тех светлых боле)

2 к – Злой тоской удручена…………(к муравью ползет она)

1 к – Что это зло еще не так большой руки……(лишь стоит завести очки)

2 к – Мартышка к старости…………(слаба глазами стала)

1 к - Когда в товарищах согласья нет –…….. (на лад их дело не пойдет)

2 к- Из кожи лезут вон……………….(а возу всё нет ходу!)

4 тур «Потерянные вещи» (доска)

Определить, какому герою принадлежат вещи. Представитель от команды подходят к доске и берут картинку с предметом. Нужно назвать героя и басню.

  1. Очки («Мартышка и очки»)
  2. Сыр («Ворона и Лисица»)
  3. Воз с поклажей («Лебедь, щука и рак»)
  4. Зима («Стрекоза и  Муравей»)
  5. Ноты («Квартет»)
  6. Ручей («Волк и ягненок»)

5 тур «Новые басни»

Басни взяли представители команд. Нужно командой самостоятельно прочитать басни и ответить на вопрос: какую черту характера высмеивает автор? (команды читают басни)

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым

Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу во́рон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею». —

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жолуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

ЗМЕЯ И ОВЦА

Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о Змее совсем не помышлял.
Вот, выползши, она в него вонзает жало:
В глазах у бедняка туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» Змее он говорит. —
«Кто знает? Может быть, ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня», шипит ему Змея:
«Из осторожности тебя караю я». —
«Ах, нет!» он отвечал, — и с жизнью тут расстался.
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает,
Тот всякого своим злодеем почитает.

Невежество, глупость        Злость, ненависть

6 тур «Актёрский»

Кто лучше разыграет отрывок из басни «Стрекоза и муравей» (раздать картинки героя на голову)

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»


7 тур «Биография И.А. Крылова»

1 к – В каком городе родился баснописец? (Москва)

2 к – Кем был отец ? (Армейский офицер)

1 к – Юного Ивана берут работать в канцелярию, за какое умение? (почерк)

2 к – В каком возрасте Крылов пишет первые басни? (11 начал, 18 пишет)

1 к – Где проработал И.А. Крылов большую часть своей жизни? (библиотека)

2 к -  Чем еще прославился И.А. Крылов, кроме сочинения басен?

8 тур «Словодом»

Нужно составить как можно больше слов из букв слова: БАСНОПИСЕЦ

 

Подводим итоги (СЛАЙД)

Пока жюри подводит итоги, мы вспомним, что И.А. Крылов – великий русский баснописец. Своими небольшими произведениями, баснями, он высмеивал большие пороки людей и общества в целом: невежество и невоспитанность, хамство и лживость, лень и эгоизм. Мы читаем эти басни и не просто смеёмся над другими, мы стараемся сами измениться и стать лучше. Мы учимся трудолюбию, умению дружить, вежливости и доброте, порядочности и отзывчивости.

Слово жюри. Победила команда «,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,»

Фото и призы


Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Работа жюри викторины «Путешествие по басням И.А. Крылова»

Команда «……………………………..»

Команда «……………………………..»

«Разминка»

«Разминка»

«Точное слово»

«Точное слово»

«Продолжи слово»

«Продолжи слово»

«Потерянные вещи»

«Потерянные вещи»

«Актерский»

«Актерский»

 «Биография И.А. Крылова»

«Биография И.А. Крылова»

«Словодом»

«Словодом»

БАСНОПИСЕЦ

………………………………………………………………………………………………………

БАСНОПИСЕЦ

СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ

Свинья под Дубом вековым

Наелась жолудей до-сыта, до-отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит»,

Ей с Дубу во́рон говорит:

«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —

«Пусть сохнет», говорит Свинья:

«Ничуть меня то не тревожит;

В нем проку мало вижу я;

Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;

Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею». —

«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:

«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было,

Что эти жолуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

ЗМЕЯ И ОВЦА

Змея лежала под колодой

И злилася на целый свет;

У ней другого чувства нет,

Как злиться: создана уж так она природой.

Ягненок в близости резвился и скакал;

Он о Змее совсем не помышлял.

Вот, выползши, она в него вонзает жало:

В глазах у бедняка туманно небо стало;

Вся кровь от яду в нем горит.

«Что сделал я тебе?» Змее он говорит. —

«Кто знает? Может быть, ты с тем сюда забрался,

Чтоб раздавить меня», шипит ему Змея:

«Из осторожности тебя караю я». —

«Ах, нет!» он отвечал, — и с жизнью тут расстался.

В ком сердце так сотворено,

Что дружбы, ни любви не чувствует оно

И ненависть одну ко всем питает,

Тот всякого своим злодеем почитает.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Криушинская СОШ» Отчет о проведении предметной недели литературного чтения в начальных классах «Басни И.А. Крылова – книга народной мудрости!» Подготовила: Ляпина Елена Викторовна учитель начальных классов МБОУ « Криушинская СОШ» Вознесенского района Нижегородской обл. 2021г.

Слайд 2

Цель проведения: повысить уровень мотивации к изучению литературного чтения и способствовать повышению образовательного уровня. Задачи: привить любовь к литературному чтению, углубить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую литературоведческую культуру; углубить и расширить знания о баснописце И.А. Крылове; развивать интерес к глубокому изучению литературного чтения, как на уроках, так и во внеурочное время.

Слайд 3

В соответствии с планом работы ШМО учителей начальных классов с 06 декабря по 10 декабря 2021 года в школе прошла неделя литературного чтения в начальных классах «Басни И.А. Крылова – книга народной мудрости». В предметной недели приняли участие все учащиеся 1 – 4 классов. Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.

Слайд 4

Выпуск стенгазеты. Виртуальная экскурсия в библиотеку. Объявление конкурсов в рамках предметной недели: 6 декабря Конкурс «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова» Конкурс-операция «Живи, книга!» Конкурс по технике чтения «Лучший чтец» Конкурс рисунков «Иллюстрируем басни И.А. Крылова»

Слайд 5

7 декабря Конкурс «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова» Итоги конкурса: 3 класс 1 место – Кузнецова А. 1 место – Бузденкова К . 2 место – Епишкова А. 3 место – Аниськина А. 4 класс 1 место – Борданова Д. 2 место – Лебедева М. 3 место – Баландина К.

Слайд 6

8 декабря Конкурс-операция «Живи, книга!» Итоги конкурса: 1 класс 1 место – Золотов А. 2 класс 1 место – Гудкова И. 2 место – Дубровский А. 3 место – Кузнецов А. 3 класс 1 место – Аниськина А. 1 место – Купцова А. 2 место – Бузденкова К. 4 класс 1 место – Баландина К. 2 место – Скворцов Г. 2 место – Левушкин Я. 3 место – Назарова С. Итоги конкурса: 1 класс 1 место – Золотов А. 2 класс 1 место – Константинова В. 2 место – Дубровский А. 3 место – Ляпин М. 3 класс 1 место – Кузнецова А. 1 место – Аниськина А. 2 место – Скворцова К. 4 класс 1 место – Лебедева М. 2 место – Назарова С. 2 место – Новикова В. 3 место – Зорин К. «Лучший чтец»

Слайд 7

9 декабря Конкурс рисунков «Иллюстрируем басни И.А. Крылова» Итоги конкурса: 3 класс 2 место – Кондрашин А. 2 место – Купцова А. 4 класс 1 место –Назарова С. 2 место – Золотов А. 2 место – Новикова В. 3 место – Зорин К.

Слайд 8

Викторина «Путешествие по басням И.А. Крылова» 10 декабря Вступительное слово учителя Деление на команды «Стрекоза» и «Муравей» «Определи басню по отрывку» «Потерянный предмет»

Слайд 9

Викторина «Путешествие по басням И.А. Крылова» Инсценировка отрывка басни «Сочини новые слова из слова: БАСНОПИСЕЦ» Победила команда «Стрекоза»!!!

Слайд 10

Подведение итогов предметной недели В рамках проведения недели литературного чтения были охвачены все учащиеся начальной школы через вовлечение в конкурсы. Все внеклассные мероприятия отличались высоким организационно – методическим уровнем и способствовали формированию познавательного интереса учащихся к учебе. Происходит развитие интереса к глубокому изучению литературного чтения, как на уроках, так и во внеурочное время. Такие предметные недели нужны как детям, так и учителям. Они вносят свежую струю в учебную и внеклассную жизнь школьного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметная неделя по литературному чтению для обучающихся начальной школы

В разработке представлены задания разного уровня сложности. Всю неделю дети активно работали. С более сложными заданиями им помогали родители. По итогам мероприятия в каждом классе определились победи...

Предметная неделя по литературному чтению

Данный материал является проведением предметной недели по литературному чтению в коррекционной школе VIII вида....

Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе.

Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе, общие положения о проведении предметных недель, задачи предметной недели, принципы проведения недели,...

План проведения предметной недели по литературному чтению

В рамках предметной недели составлен план проведения....

Предметная неделя по литературному чтению

Предметная неделя в начальной школе по литературному чтению...

Предметная неделя по литературному чтению 3 класс

Учащимся даётся план на неделю чтобы познать мир литературы в соответствии с возрастом...

Предметная неделя по литературному чтению в 1-4 классе

В предметной неделе даны различные задания викторины, олимпиады  с разными заданиями для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса. Дети отгадывали загадки, сказки. Записывали фразеологизмы, вставля...