Предметная неделя по литературному чтению в 1 - 4 классах по теме "Басни И.А. Крылова - книга народной мудрости"
методическая разработка по чтению
В состав методического материала вошли: план предметной недели по литературному чтению в 1 - 4 классах, сценарий и презентация викторины "Путешествие по басням И.А. Крылова", отчет о проведении предметной недели литературного чтения в 1 - 4 классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Криушинская средняя общеобразовательная школа»
План проведения
предметной недели литературного чтения
«Басни И.А. Крылова – книга народной мудрости»
(06 –10 декабря 2021 года)
Подготовила: Ляпина Елена Викторовна, учитель начальных классов
Цель проведения: повысить уровень мотивации к изучению литературного чтения и способствовать повышению образовательного уровня.
Задачи:
- привить любовь к литературному чтению, углубить интерес к нему как учебному предмету;
- повысить общую литературоведческую культуру;
- углубить и расширить знания, получаемые на уроках;
- развивать интерес к глубокому изучению литературного чтения, как на уроках, так и во внеурочное время.
План проведения недели по литературному чтению
Дата | Мероприятия | Участники |
06.12.2021 |
| Учащиеся 3 класса Учащиеся 1 – 4 кл Учащиеся 3 класса |
07.12.2021 |
| Учащиеся 1 - 4 кл |
08.12.2021 |
| Учащиеся 1 – 4 кл |
09.12.2021 |
| Учащиеся 1 – 4 кл |
10.12.2021 |
| Учащиеся 3 кл Учащиеся 1 – 4 кл |
ФИ_________________________________ класс _____ Конкурс «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова» Соотнесите крылатые выражения с названием басни, расставьте соответствующие цифры в кружочки. | |
1. «Ай, моська! Знать, она сильна, что лает на слона» | Ворона и Лисица |
2. «Да только воз и ныне там» | 1. Слон и Моська |
3. «Мартышка к старости слаба глазами стала» | Мартышка и очки |
4. «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» | Лебедь, Щука и Рак |
5. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» | Квартет |
6. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь» | Пустынник и медведь |
7. «От радости в зобу дыханье спёрло» | Кукушка и Петух |
| Волк и Ягненок |
| Зеркало и Обезьяна |
| Стрекоза и муравей |
| Кот и повар |
Предварительный просмотр:
Викторина
«Путешествие по басням И.А. Крылова»
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о жизни и творчестве
И.А.Крылова.
Задачи:
- познакомить с биографией и произведениями великого баснописца;
- передать сложность смысловой и идейной стороны басни;
- формировать читательский интерес;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать у детей навык общения, культуры поведения и чувства взаимопомощи.
Подготовительный этап:
Организация выставки книг И.А.Крылова в библиотеке школы.
Чтение басен во время самоподготовки.
Работа над учебным проектом «Мы рисуем басни И.А.Крылова».
Сценарий праздника
На доске – портрет поэта, иллюстрации к его произведениям, выполненные учащимися, плакаты «Поэт и мудрец слились в нём воедино»(Н.В.Гоголь), «Его басни переживут века»(К.Н.Батюшков).
Праздник сопровождает презентация.
1. Приветствие детей. Объявление о заключительном дне предметной недели.
2. Отгадайте загадку: (СЛАЙД)
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль… О ком идет речь? Об И.А. Крылове
Начинаем викторину «Путешествие по басням И.А. Крылова» (СЛАЙД)
1) Разделимся на команды: каждый ученик берет часть разрезанной картинки иллюстрация к басне) и на двух столах составляют из частей картинку.
1 команда – Стрекоза
2 команда – Муравей
3. Рассказ биографии И.А. Крылова (СЛАЙДЫ)
! Слушаем внимательно, в ходе викторины будут вопросы по биографии автора.
- Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье небогатого армейского офицера. (СЛАЙД) Отец был постоянно занят, и маленького Ваню воспитывала мать, простая женщина, без всякого образования, но умна и добрая.
-После смерти отца семья оказалась в крайней нужде. С десяти лет мальчик вынужден работать. У него хороший почерк, и его берут в канцелярию переписывать бумаги.
- Жизнь сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
(СЛАЙД)
- В 11 лет у Ивана Крылова появляются первые наброски басен. В 18-летнем возрасте Крылов пишет уже свои первые серьезные басни. Позднее появляются сатирические стихи и комедии.
- Нужда и служба рано познакомили Крылова с бедственным положением простого народа. Он видел, как богатые дворяне плохо относятся к бедным крестьянам.
(СЛАЙД)- Иван Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку и работает там около 30 лет. Первая книга с баснями была издана, когда И.А. Крылову было 40 лет. Поэт основал журналы «Почта духов», «Зритель», в которых писал сатиру. Был также переводчиком с французского языка.
(СЛАЙД) -Из-под пера И. А. Крылова вышло больше 200 басен. Герои басен – животные, вещи, растения. Но под их видом изображаются всё те же люди: добрые и злые, умные и глупые, трудолюбивые и ленивые, имеющие власть и бесправные. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки. Его басни очень народны и общепонятны. Еще при жизни И.А. Крылов был очень популярен. Умер писатель в ноябре 1844 года.
4. Начинаем викторину!
1 тур «Разминка»
Каждой команде по очереди задаются вопросы. Нужно по строчке отгадать название басни. За каждый правильный ответ жюри ставит один балл. Победит команда, получившая большее количество баллов.
1 к - Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает; Стрекоза и муравей
2 к – Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Ворона и лисица
1 к – «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое С песком и с илом? Волк и ягненок
2 к - О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали. Мартышка и очки
1 к - Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки! Ворона и лисица
2 к - Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Волк и ягненок
1 к - То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет; Мартышка и очки
2 к - В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час, Стрекоза и муравей
2 тур «Точное слово» (СЛАЙДЫ)
Кто быстрее поднимет руку! Выбрать правильное слово
(СЛАЙД)- В басне «Ворона и лисица» где льстец отыщет уголок: В душе, в сердце, в животе
- Чья с похвал вскружилась голова: колдуньина, болтуньина, вещуньина
(СЛАЙД)- В басне Мартышка очки хватила: о камень, о дорогу, о дерево
- Плохое зрение Это зло еще не так большой: руки, ноги, головы
(СЛАЙД)- Стрекоза просила Не оставь меня: брат милый, кум милый, жених милый
- Стрекоза к муравью: бежит, идет, ползет
Физкультминутка
-Итак, мы вспомнили героев басен И.А. Крылова. Если этот персонаж отрицательный, дети вытягивают прямые руки вперед перед собой (отталкиваем героя), если положительный – руки скрещиваются на груди (обнимаем героя).
Муравей, Волк, Стрекоза, Лисица, Мартышка, Ягненок, Свинья.
Качества героев басен: лесть, невежество, доброта, упрямство, злость, смирение, хамство, трудолюбие, легкомыслие, ум.
3 тур «Продолжи строчку»
Нужно продолжить строчку из басен.
1 к - Вороне где то бог……………….. (послал кусочек сыру)
2 к – Да призадумалась ……………….(а сыр во рту держала)
1 к – Помертвело чисто поле………..(нет уж дней тех светлых боле)
2 к – Злой тоской удручена…………(к муравью ползет она)
1 к – Что это зло еще не так большой руки……(лишь стоит завести очки)
2 к – Мартышка к старости…………(слаба глазами стала)
1 к - Когда в товарищах согласья нет –…….. (на лад их дело не пойдет)
2 к- Из кожи лезут вон……………….(а возу всё нет ходу!)
4 тур «Потерянные вещи» (доска)
Определить, какому герою принадлежат вещи. Представитель от команды подходят к доске и берут картинку с предметом. Нужно назвать героя и басню.
- Очки («Мартышка и очки»)
- Сыр («Ворона и Лисица»)
- Воз с поклажей («Лебедь, щука и рак»)
- Зима («Стрекоза и Муравей»)
- Ноты («Квартет»)
- Ручей («Волк и ягненок»)
5 тур «Новые басни»
Басни взяли представители команд. Нужно командой самостоятельно прочитать басни и ответить на вопрос: какую черту характера высмеивает автор? (команды читают басни)
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу во́рон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жолуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
ЗМЕЯ И ОВЦА
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о Змее совсем не помышлял.
Вот, выползши, она в него вонзает жало:
В глазах у бедняка туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» Змее он говорит. —
«Кто знает? Может быть, ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня», шипит ему Змея:
«Из осторожности тебя караю я». —
«Ах, нет!» он отвечал, — и с жизнью тут расстался.
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает,
Тот всякого своим злодеем почитает.
Невежество, глупость Злость, ненависть
6 тур «Актёрский»
Кто лучше разыграет отрывок из басни «Стрекоза и муравей» (раздать картинки героя на голову)
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
7 тур «Биография И.А. Крылова»
1 к – В каком городе родился баснописец? (Москва)
2 к – Кем был отец ? (Армейский офицер)
1 к – Юного Ивана берут работать в канцелярию, за какое умение? (почерк)
2 к – В каком возрасте Крылов пишет первые басни? (11 начал, 18 пишет)
1 к – Где проработал И.А. Крылов большую часть своей жизни? (библиотека)
2 к - Чем еще прославился И.А. Крылов, кроме сочинения басен?
8 тур «Словодом»
Нужно составить как можно больше слов из букв слова: БАСНОПИСЕЦ
Подводим итоги (СЛАЙД)
Пока жюри подводит итоги, мы вспомним, что И.А. Крылов – великий русский баснописец. Своими небольшими произведениями, баснями, он высмеивал большие пороки людей и общества в целом: невежество и невоспитанность, хамство и лживость, лень и эгоизм. Мы читаем эти басни и не просто смеёмся над другими, мы стараемся сами измениться и стать лучше. Мы учимся трудолюбию, умению дружить, вежливости и доброте, порядочности и отзывчивости.
Слово жюри. Победила команда «,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,»
Фото и призы
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» —
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило». —
«А, так ты...» — «Я без души
Лето целое всё пела». —
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!»
Работа жюри викторины «Путешествие по басням И.А. Крылова» | |
Команда «……………………………..» | Команда «……………………………..» |
«Разминка» | «Разминка» |
«Точное слово» | «Точное слово» |
«Продолжи слово» | «Продолжи слово» |
«Потерянные вещи» | «Потерянные вещи» |
«Актерский» | «Актерский» |
«Биография И.А. Крылова» | «Биография И.А. Крылова» |
«Словодом» | «Словодом» |
БАСНОПИСЕЦ
………………………………………………………………………………………………………
БАСНОПИСЕЦ
СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ
Свинья под Дубом вековым
Наелась жолудей до-сыта, до-отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу во́рон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». —
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жолуди: ведь я от них жирею». —
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жолуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
ЗМЕЯ И ОВЦА
Змея лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж так она природой.
Ягненок в близости резвился и скакал;
Он о Змее совсем не помышлял.
Вот, выползши, она в него вонзает жало:
В глазах у бедняка туманно небо стало;
Вся кровь от яду в нем горит.
«Что сделал я тебе?» Змее он говорит. —
«Кто знает? Может быть, ты с тем сюда забрался,
Чтоб раздавить меня», шипит ему Змея:
«Из осторожности тебя караю я». —
«Ах, нет!» он отвечал, — и с жизнью тут расстался.
В ком сердце так сотворено,
Что дружбы, ни любви не чувствует оно
И ненависть одну ко всем питает,
Тот всякого своим злодеем почитает.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проведения: повысить уровень мотивации к изучению литературного чтения и способствовать повышению образовательного уровня. Задачи: привить любовь к литературному чтению, углубить интерес к нему как учебному предмету; повысить общую литературоведческую культуру; углубить и расширить знания о баснописце И.А. Крылове; развивать интерес к глубокому изучению литературного чтения, как на уроках, так и во внеурочное время.
В соответствии с планом работы ШМО учителей начальных классов с 06 декабря по 10 декабря 2021 года в школе прошла неделя литературного чтения в начальных классах «Басни И.А. Крылова – книга народной мудрости». В предметной недели приняли участие все учащиеся 1 – 4 классов. Одним из средств привития любви и внимания к предметам является предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальные способности. Предметная неделя даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов, а также является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
Выпуск стенгазеты. Виртуальная экскурсия в библиотеку. Объявление конкурсов в рамках предметной недели: 6 декабря Конкурс «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова» Конкурс-операция «Живи, книга!» Конкурс по технике чтения «Лучший чтец» Конкурс рисунков «Иллюстрируем басни И.А. Крылова»
7 декабря Конкурс «Крылатые выражения из басен И.А. Крылова» Итоги конкурса: 3 класс 1 место – Кузнецова А. 1 место – Бузденкова К . 2 место – Епишкова А. 3 место – Аниськина А. 4 класс 1 место – Борданова Д. 2 место – Лебедева М. 3 место – Баландина К.
8 декабря Конкурс-операция «Живи, книга!» Итоги конкурса: 1 класс 1 место – Золотов А. 2 класс 1 место – Гудкова И. 2 место – Дубровский А. 3 место – Кузнецов А. 3 класс 1 место – Аниськина А. 1 место – Купцова А. 2 место – Бузденкова К. 4 класс 1 место – Баландина К. 2 место – Скворцов Г. 2 место – Левушкин Я. 3 место – Назарова С. Итоги конкурса: 1 класс 1 место – Золотов А. 2 класс 1 место – Константинова В. 2 место – Дубровский А. 3 место – Ляпин М. 3 класс 1 место – Кузнецова А. 1 место – Аниськина А. 2 место – Скворцова К. 4 класс 1 место – Лебедева М. 2 место – Назарова С. 2 место – Новикова В. 3 место – Зорин К. «Лучший чтец»
9 декабря Конкурс рисунков «Иллюстрируем басни И.А. Крылова» Итоги конкурса: 3 класс 2 место – Кондрашин А. 2 место – Купцова А. 4 класс 1 место –Назарова С. 2 место – Золотов А. 2 место – Новикова В. 3 место – Зорин К.
Викторина «Путешествие по басням И.А. Крылова» 10 декабря Вступительное слово учителя Деление на команды «Стрекоза» и «Муравей» «Определи басню по отрывку» «Потерянный предмет»
Викторина «Путешествие по басням И.А. Крылова» Инсценировка отрывка басни «Сочини новые слова из слова: БАСНОПИСЕЦ» Победила команда «Стрекоза»!!!
Подведение итогов предметной недели В рамках проведения недели литературного чтения были охвачены все учащиеся начальной школы через вовлечение в конкурсы. Все внеклассные мероприятия отличались высоким организационно – методическим уровнем и способствовали формированию познавательного интереса учащихся к учебе. Происходит развитие интереса к глубокому изучению литературного чтения, как на уроках, так и во внеурочное время. Такие предметные недели нужны как детям, так и учителям. Они вносят свежую струю в учебную и внеклассную жизнь школьного коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметная неделя по литературному чтению для обучающихся начальной школы
В разработке представлены задания разного уровня сложности. Всю неделю дети активно работали. С более сложными заданиями им помогали родители. По итогам мероприятия в каждом классе определились победи...
Предметная неделя по литературному чтению
Данный материал является проведением предметной недели по литературному чтению в коррекционной школе VIII вида....
Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе.
Предметная неделя по литературному чтению в начальной школе, общие положения о проведении предметных недель, задачи предметной недели, принципы проведения недели,...
План проведения предметной недели по литературному чтению
В рамках предметной недели составлен план проведения....
Предметная неделя по литературному чтению
Предметная неделя в начальной школе по литературному чтению...
Предметная неделя по литературному чтению 3 класс
Учащимся даётся план на неделю чтобы познать мир литературы в соответствии с возрастом...
Предметная неделя по литературному чтению в 1-4 классе
В предметной неделе даны различные задания викторины, олимпиады с разными заданиями для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса. Дети отгадывали загадки, сказки. Записывали фразеологизмы, вставля...