Незнайка литературное чтение
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Организовать деятельность обучающихся по изучению сказочной повести Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neznayka_na_lune.docx | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Барановская СОШ»
Урок литературного чтения
Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»»
2-б класс
Учитель: Голикова В. В.
г. Кемерово
Класс: 2б
Тема урока: Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели деятельности педагога: организовать деятельность обучающихся по изучению сказочной повести Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»
Задачи: ознакомление со сказочной повестью Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»; формирование умений вычленять реплики персонажей из текста, умение определять причину поступков героя произведения; умение работать в парах, в группах; выполнять самоконтроль и самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнают об авторе Н.Н.Носове и о литературных героях сказки
- научатся читать произведение с листа и по памяти с соблюдением литературных норм, соотносить поступки героев с нравственными нормами; получат возможность учиться выборочному пересказу.
Метапредметные
Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные: – уметь ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому учебному материалу;
- ориентироваться в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: Э.Э. Кац. Литературное чтение. Учебник для 2-го класса (страница 38 – 44). Э.Э. Кац. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2 к учебнику «Литературное чтение (страница 12 – 13). Компьютер; проектор; презентация к уроку, карточки для работы в группе; выставка книг произведений Н.Н.Носова.
Этапы работы | Содержание этапа | |
I | Организационный момент Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать деятельность обучающихся для активной и плодотворной работы на уроке. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока: подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям. Задачи: - создать условия для положительного настроя обучающихся; - побудить обучающихся включиться в деловой ритм. Метод: словесный. | Вот и встретились мы снова - Я рада видеть вас на уроке литературного чтения. « Если есть труд – будет и успех» (слайд №1) - Как вы понимаете смысл этого высказывания? - Пусть эти слова будут девизом нашего урока. - Я желаю вам на уроке узнать о творчестве замечательного детского писателя Н.Н.Носова, познакомиться с героями написанной им сказки, научиться подбирать и находить рифмы в тексте. Итог. Учащиеся мотивированы на учебную деятельность. |
II III. | Постановка учебной задачи Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: - выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала; - организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие и осознание новых знаний. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока: - обучающиеся получат возможность определить учебную задачу; - сформулировать тему урока; осознать способы решения задачи. Задачи: - способствовать выявлению и устранению затруднений при постановке учебных целей; - помочь обучающимся в организации совместной познавательной деятельности. Методы: репродуктивный, наглядный. Изучение нового материала Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: - побудить обучающихся к активной деятельности при изучении нового материала; - создать группы обучающихся для совместной познавательной деятельности. - показать значимость изучаемой темы. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока: совершенствовать навыки работы со словарём; - получат возможность познакомиться с творчеством Н.Н.Носова, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме. Задачи: -помочь обучающимся научиться работать со словарём, ориентироваться в тексте, выделять в нём нужную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме; работать с пословицами. -помочь в систематизации новых знаний; -развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности. Методы по источнику передачи учебной деятельности: Репродуктивный, проблемный. | Организовать диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируется имя детского писателя, и название сказочной повести. Подвести к самостоятельному выводу. - Ребята, обратите внимание на выставку книг. Здесь находятся книги: «Фантазёры, «Приключение Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Незнайка на луне». - Как вы думаете, что объединяет все эти книги? (Все эти книги написал один автор: Николай Носов.) - Я не случайно принесла вам эти книги, спрогнозируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Сказочную повесть, какого автора мы будем сегодня изучать? (Мы будем изучать сказочную повесть Н.Н.Носова.) - А теперь попробуйте отгадать загадку и возможно узнаете главного персонажа. - Носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал. -Верно, имя этого сказочного персонажа – Незнайка. Назовите тему урока. (Обучающиеся формулируют тему урока) -Вы совершенно правильно определили тему урока. Вывод: Тема нашего урока: «Произведение детского писателя Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»» "(слайд №2) - Сформулируйте каждый для себя учебную задачу на урок. (Обучающиеся формулируют задачи на урок). Учитель обобщает задачи, поставленные на урок. (слайд №2) Сегодня на уроке вы получите возможность научиться: 1. Соблюдать правильную интонацию при чтении по ролям, ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы. 2. Работать со словарём, понимать и применять пословицы. 3. Оценивать поступки героя. Работа со шкалой самооценки. - В тетради на полях страницы начертите шкалу самооценки. Отметьте, каковы ваши знания по этой теме на начало урока. - Я знаю всё… -Знаю, но не всё… -Не знаю… (слайд 3) -Рассказ подготовленного ученика о творчестве Носова. (Приложение №1) Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть то, что по-настоящему смешно в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Николаевича Носова. Словарная работа. - Во время чтения вам встретятся новые слова: (авоська, издевательство, дразнилки, рифма). -Кто мне скажет, что они обозначают? -Дети отвечают на поставленные вопросы. - А теперь проверьте толкование этих слов словарю. (Слайд №4) (Приложение №2) Работа по учебнику, знакомство с текстом. -Для того чтобы познакомиться с героями произведения и ответить на последующие вопросы, вам нужно прочитать отрывок из сказки Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи» - Откройте учебники на странице 38. Прочитайте сказку шепотом. Беседа по содержанию. - Кто учил Незнайку сочинять стихи? - Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах? - Понравились ли эти стихи друзьям Незнайки? - Почему не понравились? Проверка умения ориентироваться в тексте. - Найди и прочитай слова, которые показывают, как Незнайка понимал поэзию. - Найди и прочитай абзацы, которые начинаются словами… - Он остановился посреди комнаты… - Незнайка пришёл домой… -Что общего в их содержании и почему? Вывод: чтобы писать стихи, нужно много трудиться, овладеть определёнными знаниями. Двигательная активность Игра «Микрофон» В нашей сказке Незнайка был поэтом, а я предлагаю вам стать Незнайкой—корреспондентом и взять интервью у своих товарищей о прочитанном произведении. Обучающиеся по очереди надевают шляпу, берут микрофон и задают друг другу вопросы. Например. Кто автор произведения? Чему нас учит произведение? Какие персонажи запомнились. Работа с иллюстрациями к тексту. - рассмотрите иллюстрации к тексту на страницах 40, 41, 42. Найдите описание изображённых ситуаций в тексте. |
IV. | Первичное закрепление Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: - помочь обучающимся в систематизации новых знаний; - развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности; умение аргументировать, обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого; - скорректировать работу в группах при составлении рифмы. - определить степень усвоения материала. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока. Обучающиеся могут проанализировать, объяснить и спланировать результат учебной задачи. Задачи: -применять полученные знания в работе по составлению рифмы; -находить ошибки при составлении стихотворных строк; - организовать взаимоконтроль, индивидуальный контроль; - построить логическую цепь рассуждений: уметь быстро читать и воспринимать информацию. Методы по источнику передачи учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, самоконтроля. | Работа в группах по карточкам. Памятка «Правила работы в группе» 1. Уважай различные мнения. 2. Выслушивай, не перебивая. 3.Помогайте друг другу в случае затруднений. 4.Избегай прямых указаний. 5. Тактично исправляйте ошибки друг друга. - Наш герой упражнялся в сочинении стихов, но стихи не принесли ему славы. Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки. -1 и 2 группы поработают сейчас в качестве редакторов, а 3,4 в качестве корректоров. - На партах 1 и 2 групп, задания. Тематика конвертов: Улетел орёл домой, Солнце скрылось под… Мы делили апельсин, Много нас, а он…… Доедая с маслом булку, Братья шли по… Шевелились у цветка, Все четыре… В небе плыли облака, (Слайд №5) (Приложение №3) Самостоятельная работа групп. Презентация работ. - отредактируй те стихотворные тексты так, чтобы не было ошибок. Подведение итогов презентации. - Молодцы, ребята, вы помогли Незнайке, он непременно научится писать стихи. Нужно только потрудиться. Тестирование (тестовая работа по карточкам) -Теперь я хочу определить степень усвоения вам прочитанного произведения. Предлагаю вам карточки. Приложение №3. №4. Выполняется взаимопроверка в парах по слайду №6. Работа над пословицами. Коллективная работа над пословицами (слайд №6)
Вывод: раскрывает смысл прочитанного произведения пословица: Плохая шутка до добра не доведёт. |
V. | Итог урока. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности. Цель для обучающихся: объективно оценить собственную деятельность на уроке. Задача: определить степень соответствия поставленной цели и результатов урока. Методы: диалогический Домашнее задание Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока. Создать условия для желания выполнить творческое задание. Задачи: - направить деятельность обучающихся на обобщение полученных знаний. | - Ребята, над каким произведением мы сегодня работали? - Кто его главный герой? - Каково ваше отношение к Незнайке? - Что бы вы посоветовали Незнайке? Девизом нашего урока были слова: « Если есть труд – будет и успех» Подведем итог нашего урока. -Какого успеха добился каждый из вас? -Какие новые учебные задачи были решены вами и реализованы на уроке? -Продолжите предложения. (слайд № 7) Я узнал… Я научился …. Я понял … Выставление отметок Домашнее задание по выбору. 1.Сочините и запишите стихотворение о любом герое Цветочного города. 2. Прочитайте произведение и подготовьте его пересказ (страница 38 -44). 3. Выполнить задание №1 на странице 12, №2 странице 13 рабочей тетради. |
VI. | Рефлексия. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: формировать у обучающихся способности к рефлексии. Цели, которые учитель ставит перед учениками: объективно оценить свою деятельность на уроке. Методы: словесный. | Рефлексия. У вас в оценочном листе есть кружок. Отметьте на самооценочной шкале, как изменились ваши знания к концу урока. Нарисуйте в нём смайлик, который отобразит ваше настроение на уроке. |
Приложение №2
Авоська- разговорное название сетки, используемой преимущественно для посещения магазинов.
Издевательство- злая насмешка, оскорбление, оскорбительный поступок.
Дразнилки- вид детского фольклора: вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), указывающие на физические недостатки и внешность.
Рифма- однозвучие конечных слогов в стихах.
Приложение №1
- Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе (слайд 3). Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок.
В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, наши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.
Приложение № 3.
Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.
- На партах каждой группы задания.
Тематика конвертов:
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под…горой
Мы делили апельсин,
Много нас, а он ….один
Доедая с маслом булку,
Братья шли по… переулку
Шевелились у цветка,
Все четыре…. лепестка.
В небе плыли облака,
Под горой … текла река.
На болоте стоит пень,
Обойти его мне … лень.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках … снегири.
Приложение №4.
1. Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:
…шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
- О Знайке
- Об Авоське
2. Укажи правильное утверждение.
- Стихи Незнайки очень понравились друзьям.
- Друзья стали просить Незнайку сочинить еще стихи.
- Друзья сказали, что у Незнайки не стихи, а какие-то дразнилки.
3. Соедини рифмы из стихов Незнайки.
- голодный
- ватрушка
- на речку
- овечку
- подушкой
- холодный
4. Укажи, кому принадлежат слова:
Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
- Незнайке
- Авоське
- Пилюлькину
5. Досочини стихотворение.
На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек …
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе. "Детская классика. Сказочная повесть Н. Носова «Как Незнайка сочинил стихи»."
Данный урок направлен на формирование умения осмысленного и выразительного чтения, развития первичных исследовательских навыков: умение анализировать и делать выводы, рассуждать, применять знания на п...
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс "Как Незнайка сочинял стихи"
Технологическая карта урока литературное чтение во 2 классе по повести Н.Носова "Как Незнайка сочинял стихи"...
Конспект урока по литературному чтению. Носов. Приключения Незнайки. 2 класс
Урок - обобщения по произведению Н.Носова .Цели урока:продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения;умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения,...
Литературное чтение. Тема урока : В гостях у Незнайки. Н.Носов «Фантазеры». 2 класс ПНШ
конспект урока по литературному чтению с презентацией....
Конспект игрового занятия по литературному чтению. Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Материал может быть использован на уроках литературного чтения, уроках внеклассного чтения, во время проведения викторин, предметных декад....
конспект урока и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по программе планета знаний. Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"
конспект урока и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по программе планета знаний. Н.Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей"...
урок литературного чтения УМК "Планета знаний" 2 класс по теме "Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи. Отрывок из книги "Приключения Незнайки и его друзей"
Урок роведен на региональном семинаре учителей начальной школы....