Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н.Носов «Фантазеры». Ф. Галас «Мир наоборот».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. УМК "Занкова Л.В." Учебник Свиридова В. Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosov_fantazyory.docx | 18.72 КБ |
tema_raznaya_priroda_vymysla.docx | 20.6 КБ |
nosov.pptx | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н.Носов «Фантазеры». Ф. Галас «Мир наоборот». Урок 1
Цель: первичное знакомство с произведением Н Носова «Фантазёры»;
выявить различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом.
задачи урока:
Образовательные:
- формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста;
- обучать умению давать характеристику героям.
Развивающие:
- создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;
- развивать умение объективно оценивать свои знания;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
- создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
- воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
- проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
- совершенствовать умения работы с текстом: извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её.
метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
личностные:
- мотивировать себя на изучение литературного чтения.
Формируемые УУД:
- познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ художественного текста на первоначальном уровне, структурирование знаний при сопоставлении текстов; поиск информации, представление найденной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- коммуникативные — участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творческих; участие в проектах, спектаклях;
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; - регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; умение менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; ориентирование в принятой системе учебных знаков; участие в обсуждении плана выполнения заданий; оценивание качества и уровня усвоения материала;
- личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Методы и формы обучения:
- Методы: словесный, наглядный, практический.
- Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, презентация;
I.Сообщение цели и темы урока
Страна Вообразилия
-Такую мы все знаем.
И с Николаем Носовым
Там снова побываем.
Неправда и фантазия.
Как их нам распознать?
Для этого и будем сегодня мы читать.
-Ребята, сформулируйте цель нашего урока. (Чем отличается
неправда от фантазии.)
II. Работа по новой теме
- Откройте учебник на стр. 85. Прочитайте название и фамилию автора. (Николай Носов. «Фантазеры».)
- Что знаете об этом писателе?
Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В этом году 23 ноября ему исполнилось бы 100 лет. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. После окончания института Николай Носов работал режиссёром, снимал мультфильмы. Он был отзывчивым, добрым, очень честным человеком. Николай Носов не сразу стал писателем. Первые рассказы сочинял для своего сына. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает что-нибудь интересное и полезное, легко, с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках.
- О ком и для кого писал Носов? Какие у него рассказы?
- Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть. Произведения Носова учат понимать шутку, посмеяться над собой.
-Послушайте текст и познакомьтесь с героями этого произведения
(Чтение с ориентиром)
- Поделитесь впечатлениями.
- Кто герои? (Мишутка и Стасик.)
- Что можете о них сказать? (Они наши ровесники, любят фантазировать.)
- А вы иногда так играете? Давайте поиграем.
III. Продолжение работы по теме
- Прочитайте текст самостоятельно и найдите их фантазии. Что вам это напоминает? (Соревнование, игру, кто лучше придумает и удивит другого своей фантазией.)
- Найдите подтверждение в первом абзаце.
- Что такое небылицы? (То, чего не бывает.)
- А как они называли свои фантазии? (Вранье.)
- Подберите синонимы к этому слову. (Обман, ложь, неправда.)
- Что же получается, что вранье и фантазия одно и то же? (Нет, фантазия — это выдумка, никому не проносящая вреда. Это творческое воображение.)
IV. Итог урока
- С каким произведением познакомились? Понравилось оно вам?
- А хочется ли вам еще раз прочитать?
- А кому бы вы хотели прочитать?
VДомашнее задание
Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно.
Предварительный просмотр:
Тема Разная природа вымысла. Фантазия и неправда: это одно и то же? Н.Носов «Фантазеры». Ф. Галас «Мир наоборот».
Урок № 2
задачи урока:
Образовательные:
- формировать умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста;
- обучать умению давать характеристику героям.
Развивающие:
- создать условия для развития мышления, речи, творческих способностей детей;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;
- развивать умение объективно оценивать свои знания;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
- создать условия для формирования читательского интереса, желания совершенствовать красоту и правильность своей речи;
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
- воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
- проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.
- Определение темы урока.
Словарная работа. Деление слов на группы (в группах).
Предлагаю, ребята, поработать в группах и разделить слова на две группы.
(Карточки со словами лежат на партах). После обсуждения решение выносится на доску или на слайд.
лгать | фантазировать |
клеветать | сочинять |
обманывать | выдумывать |
врать | изобретать |
- Ребята, слова должны быть связаны друг с другом по смыслу.
- Ребята, какой рассказ Н. Носова поможет нам отличить фантазию от лжи?
- «Фантазёры».
- Значит, как будет звучать тема нашего урока?
- Какие цели мы сегодня перед собой поставим?
- Чтобы достичь цели, которые мы перед собой поставили, что нам надо уметь и знать?
Сегодня снова наш рассказ
С тобою прочитаем.
Характеры друзей
Поближе мы узнаем.
Неправду от фантазии
Мы сможем отличить
И пик воображения
Сумеем покорить.
II. Работа по теме урока. Осмысление прочитанного.
- Мы познакомились с текстом рассказа на предыдущем уроке и прочитали его дома.
- Посмотрите на слайд. В правильной ли последовательности я записала план рассказа. Если нет, то исправьте ошибку.
- Работа над I частью рассказа до слов: «Тут пришёл соседский Игорь». Выборочное чтение.
Скажите, какие чувства вы испытали, когда прочитали этот рассказ? - Кто главные герои рассказа? -Скажите, фантазии мальчиков можно сравнить с каким видом устного народного творчества? - С небылицами. А для чего сочиняли небылицы? - Для развлечения. - Значит, ребята, мальчики фантазировали с какой целью? - Чтобы им было интересно и весело проводить друг с другом время. А может, для того, чтобы обмануть? - А как мальчики сами называют свои фантазии? – Враки. - В чем разница между обманом и фантазией? (прием контраста)
- Сейчас мы прослушаем аудиозапись первой части рассказа.
- Ваша задача не только внимательно слушать и следить за читающим, но и подчеркнуть карандашом все фантазии Мишутки и Стасика.
- Какая выдумка на ваш взгляд вам кажется наиболее интересной, зачитайте.
У кого другая точка зрения?
- Выдумывать, так чтобы было интересно слушать, это сложно или нет?
- У кого из героев получалось фантазировать, а у кого нет?
Работа над II частью рассказа. Чтение по ролям.
Читают три ученика разговор Игоря, Мишутки и Стасика со слов «Тут пришёл соседский Игорь…» и до слов «Игорь встал и ушёл».
Прочитаем нужный фрагмент по ролям.
- Какой ещё персонаж присутствует в этом рассказе? – Игорь.
- Кто он? – Соседский мальчик.
- Как он относится к игре Мишутки и Стасика? – Найдите и прочитайте. («Сказки!- презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»)
- Как понимаете слово «презрительно»?
Презрение- чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения к кому-нибудь.
- А зачем он стал с ними играть? – Чтобы доказать, что придумывать, фантазировать очень легко.
- Как автор показал, что Игорю фантазировать было сложно? – Многоточия и междометия «э», «гм», «кхм».
- Какую же историю он рассказал?
- Что можете о ней сказать? – Это было на самом деле. Игорь поступил нечестно, от его вранья пострадала сестрёнка.
III. Физминутка.
IV. Работа по теме урока. Осмысление прочитанного.
Моделирование. - Давайте попробуем определить, какие взаимоотношения были у героев рассказа. Назовите всех действующих лиц. (На доске в процессе работы появляется модель.)
- Что теперь мы знаем о Мишутке и Стасике?
- Какие слова можем подобрать, подписать под этой парой имен?
- Что можете сказать об Игоре?
- С какой целью Мишутка и Стасик рассказывали небылицы? (Кто сочинит невероятную историю, развлекались.)
- С какой целью лгал Игорь? (Для собственной выгоды.)
- Что вышло из этого вранья? (Пострадал другой человек, его сестра Ира.)
- Мишутка и Стасик свои выдумки рассказывают Ире. Зачем? (Развеселить ее.)
Мальчики обманывают Иру, когда говорят ей, что не хотят мороженого? Бывает ли так, что приходится обманывать, чтобы не расстраивать друзей, родителей?
- Как вы думаете, зачем Н.Носов рассказал эту историю?
V. Обобщение.
- Работа в группах.
- Давайте охарактеризуем поступки всех героев. Отгадайте шифровку, это поможет вам понять замысел автора
- 3, 29, 14, 29, 19,6, 13. (Вымысел.)
- 21, 14, 29, 19, 6,13 (Умысел.)
- Какие слова получились? А знаете ли вы их значение?
Вымысел - то, что создано воображением, фантазией.
Умысел - заранее обдуманное тайное намерение, обычно заслу
живающее осуждения.
- Чей поступок можно назвать вымыслом, а чей умыслом?
Обоснуйте свой ответ.
- Так почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики»? (Героями являются Мишутка и Стасик, а не такой мальчик, как Игорь. В слове «фантазёры» не содержится осуждения, а указывается лишь на то, что у мальчиков хорошо развито воображение.)
- Кто из героев часто бывает стране «Вообразилии»?
- Как автор относится к своим героям? (Мишутку и Стасика называет ласково, а Игоря - нет)
- Творческое задание. Работа в группах. Составление синквейна со словом «фантазёры».
Фантазёры.
Интересные, весёлые.
Сочиняют, изобретают, играют.
Приносят радость людям.
Выдумщики.
Фантазёры.
Классные, удивительные.
Мечтают, развлекают, спасают.
Делают людей счастливыми.
Друзья.
Фантазёры.
Замечательные, жизнерадостные.
Шутят, веселят, угощают.
Порадовали маленькую Иру.
Волшебники.
- Ребята, так кто такие фантазёры? Для чего они сочиняют свои истории?
- Фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.
VI. Итог урока.
- Как вы думаете, почему рассказы Носова не стареют? Почему их с удовольствием читали ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы и с удовольствием читаете вы?
- Можно ли жить, совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя?
- А каков же замысел Николая Носова?
- Выдумки и фантазии не должны приносить людям зло.
VII. Домашнее задание.
1. Прочитать стихотворение Ф. Галаса «Мир наоборот».
2. Попробовать придумать свои фантазии.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3, 29 , 14 , 29 , 19 ,6,1 3 . Вымысел 21 , 14 , 29 , 19 ,6 ,13 и Умысел
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 1 классе. Учимся уму-разуму. Н.Носов "Фантазеры"
Урок литературного чтения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века" по учебнику Ефросининой Л.А. учит детей глубокому осмысленному чтению...
Фантазия и неправда – это одно и то же? Н. Носов «Фантазеры».
Презентация к уроку чтения во 2 классе....
Литературное чтение. Тема урока : В гостях у Незнайки. Н.Носов «Фантазеры». 2 класс ПНШ
конспект урока по литературному чтению с презентацией....
Поурочный план Н.Н. Носов «Фантазеры».
Поурочный план к уроку чтения 2 класс Н.Н. Носов «Фантазеры»....
презентация Носов "Фантазеры"
презентация Носов "Фантазеры"...
Урок литературное чтение. Н.Носов "Фантазеры"
На уроке дети познакомятся с понятиями "Фантазия и обман"...
Фантазия и неправда. А. Кушнер "Кто разбил большую вазу?"
Урок чтения во 2 классе...