Конспект урока литературного чтения Н.Н. Носов "Фантазёры"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Смирнова Елена Александровна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Н.Н.Носов "Фантазёры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fantazyory.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Образовательное учреждение: ГБОУ Гимназия № 587 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Учитель: Смирнова Елена Александровна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Н. Н. Носов «Фантазёры.                                                           Тип: комбинированный

Цель урока: Знакомство с произведением Н. Н. Носова «Фантазёры»

Задачи урока:

  • продолжать работу над развитием беглого, выразительного чтения,
  • учить находить нужный ответ из текста,
  • совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям,
  •  проводить работу по обогащению словарного запаса обучающихся,
  •  развивать речь, мышление, память,
  • прививать интерес к книге.

Планируемые результаты (урока)

Предметные

  • Познакомить с произведением                 Н. Н. Фантазёры,                                                   его назначением, автором.
  • уметь передавать содержание и определять основную мысль произведения.
  • описывать особенности                      поведения и характера героев.

Метапредметные

  •  Познакомить с понятием учебной задачи урока,
  • овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
  •  осваивать первоначальные формы познавательной рефлексии,
  •  отвечать на итоговые вопросы урока

Личностные

  • Проявлять интерес к чтению,
  • создавать ситуации формирования опыта сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях
  • прививать положительное отношение к литературному чтению  как к предмету изучения.

Основные ресурсы урока: презентация, книги Н. Н. Носова, рассказ Н. Н. Носова «Фантазёры», толковый словарь школьника, карточки, дерево настроения, смайлики.

Ход урока:

Для учителя

Рабочая программа

Технологическая карта

Пособие для учителя «Уроки внеклассного чтения 1-4 класс».                                                            

Презентация.

Для учащихся:

Книга Н. Н. Носова «Фантазёры»

Рисунки детей для создания книги - иллюстрации к произведениям  Н. Н. Носова.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация деятельности

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.

Слайд 1. «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей», «Автомобиль»

        -Прочитайте записи на слайде. Что в них общего?

Слайд 2. Прочитайте только красные буквы и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ

Учащиеся рассматривают слайд и пытаются определить, что в нем общего.

Ответы детей:

(Это весёлые, смешные произведения Н.Носова).

«Фантазёры».

Актуализация необходимых знаний

3. Слово  учителя об авторе. Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: «Затейники», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Веселая семейка», «Приключения Незнайки и его друзей» и др.

Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды.

Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.

Учитель обращает внимание детей на выставку книг (выставка книг)

Покажите те книги, которые вы читали или вам читали. Узнаете ли вы вот эту книгу? В ней есть очень интересный рассказ «Фантазёры».

-Отгадайте кроссворд.

Слайд 4.

  • В каком рассказе герои учили азбуку Морзе? Зачем?  
  • Что проще всего сварить, по мнению Мишки?
  • Кто напугал мальчиков в рассказе «Живая шляпа»?  
  • Чем швырял Володя в шляпу?
  • Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»?
  • Самый знаменитый житель Цветочного города?
  • В каком городе родился Носов?
  • Как звали коротышку музыканта?

Организация познавательной деятельности.

5.Анализ произведения «Фантазёры».

-Какое слово получилось по вертикали?                                                                                             -А что обозначает слово «ФАНТАЗИЯ»?

-Уточните значение этого слова, подберите близкие по смыслу слова.

-Как называют человека, который любит фантазировать? (Фантазёр)

Слайд 5. На доске запись: фантазировать – фантазёр

-Сегодня мы поразмышляем над рассказом Носова «Фантазёры».

-Кто так назван в рассказе?

-Что делали ребята? Прочитайте.

-Прочитайте, что придумывал Миша, а что Стасик.

-Кто, по-вашему, лучший сочинитель? Почему?

- Когда вы читали произведение в тексте вам встретилось слово «(Врать)». Как называют человека, который врёт? (Врун).

-Почему рассказ называется «Фантазёры», а не «Вруны»?

 

-Чем отличается врун от фантазёра?

-Получали ли мальчики удовольствие от фантазий друг друга?

- Как развивались события дальше? (Тут пришёл соседский Игорь…)

- Что сказал ребятам Игорь?

-Что ответили ребята?

-Какое новое слово появилось для обозначения того, что делают мальчики? (Обманывать.) Что значит обманывать? Как называют человека, который обманывает? (Обманщик.)

- Игорь считает, что ребята врут, а они считают, что выдумывают. С кем вы согласны?

- Почему Стасик и Миша обрадовались, когда Игорь решил сочинить историю?

(слайд 7)

- Как Игорь придумывал? Прочитайте.

- Зачем автор использует такие слова, как гм, кхм?

- Смог ли Игорь сочинить интересную историю? Почему? (слайд8).

- Прочитайте отрывок о том, как Игорь поступил с Ирой.  Как ребята отнеслись к поступку Игоря?

- Как вы относитесь к поступку мальчика?

- Почему ребята не захотели сидеть с Игорем? А что бы сделали вы?

- Что произошло, когда Игорь ушёл?

- Кого встретили мальчики?

- Какое настроение было у Иры? Какие слова помогли вам это понять?

- Почему плакала Ира?

- Как ребята утешали Иру? Прочитайте.

Слайд 9.

-Как вы считаете, в этом эпизоде Стасик врёт или фантазирует?

- Зачем он это делает?(

- Давайте сделаем вывод, чем врун отличается от фантазёра 

- Как вы считаете, удалось ли Мише и Стасику утешить Иру? Какие слова в тексте подтверждают это? (Засмеялась Ира.)

7. Закрепление изученного.

Работа в группах.

Ученики получают карточки с заданием:

- Какие из предложений, характерны для фантазёров, а какие -  для врунов.

8. Обобщающая беседа.

-Какие герои рассказа вам понравились? Встречались ли вам в жизни ребята, похожие на этих героев?

- Как вы думаете, смогут ли Мишутка и Стасик помириться с Игорем?

- Как бы вы объяснили Игорю, чем отличается ложь от фантазии?

На карточках зачеркните слова, обозначающие действия, как не следует поступать в жизни.

Слайд 10. ВЫДУМЫВАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ.

10. Итог урока.

Слайд 19.

«Все герои Николая Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру».

Рефлексия деятельности.                                                                                                                               Цель - осознание своей деятельности, самооценка своей деятельности.

- Что нового вы сегодня узнали?

- А для чего мы это делали?

- Что нового вы сегодня узнали?

- А для чего мы это делали?

- Что нового вы сегодня узнали

- если вы довольны своей работой возьмите весёлый смайлик

- если нет – грустный

- а если вы старались, и у вас не всё получалось,

Телефон

Каша

Котёнок

Картофель

Бобка

Незнайка

Киев

Гусля 

Фантазия   (МЕЧТА, что-то надуманное, неправдоподобное, ложь, выдумка, волшебство)

-кто такие фантазёры? (это выдумщики, сочинители, мечтатели,)

(Выдумка, затея).

(Мишутка и Стасик.)

 

(Мальчики придумывали ради собственного удовольствия, они никому не делали плохо.)

(Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – выдумщик, который получает удовольствие от самого процесса сочинения.) 

( Игорь наговорил на Иру, оклеветал, свалил на неё вину.)

(Ребята купили мороженое.)

(чтобы утешить Иру) .

(фантазёр никому не причиняет вреда, выдумывает в своё удовольствие; а врун – для того, чтобы ему было хорошо)

Карточка:

Придумывать ради собственного удовольствия.

Обманывать кого-то с выгодой для себя.

Сочинять интересную историю.

Обманывать, чтобы получить какую-то пользу.

Вывод: фантазёры сочиняют ради собственного удовольствия или для того, чтобы получали удовольствие другие люди.

Индивидуальная работа. Карточка:

ВРАТЬ, ОБМАНЫВАТЬ, ВЫДУМЫВАТЬ, ЛГАТЬ, КЛЕВЕТАТЬ, ИЗОБРЕТАТЬ, ФАНТАЗИРОВАТЬ

Создание книги иллюстрации к произведениям Н. Н. Носова

Дети показывают рисунки заранее приготовленные дома.

Дети выбирают смайлики и прикрепляют их к дереву-настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...