Литературное чтение Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». 3класс
Цели урока: Создать условия для:
- ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
- совершенствования навыков чтения
- формирования глубокого понимания смысла текста, умения логически его перерабатывать, давать характеристику героев, оценку их поступкам
- развития умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат работы группы и собственные достижения;
- воспитания чувства любви и бережного отношения к животным.
Универсальные учебные действия:
Личностные: воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Познавательные: осмысление текста, умение выделить главное, умение обобщать, сравнивать, проводить анализ и синтез, умение находить ответы на вопросы, используя учебник.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, работать в группах.
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись рассказа, презентация физминутки, книга с произведением, названия для групп, конверты с заданиями для групповой работы, бланки для игры «Да-нет», листы для самооценки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись! Тихо сели.
- Разминка.
- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Мы с вами осваиваем это искусство. Начнём с разминки.
Бедная собака – бросили её.
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный
Выгнал за порог!
Перед нею, бедной,
Нет уже дорог!
- Прочитаем в полголоса, вдумаемся в слова.
- С какой интонацией будем читать стихотворение? Почему?
- Найдём в стихотворении имена прилагательные.
- Прочитайте, выделяя их голосом.
- Какие прилагательные характеризуют собаку? Хозяина?
- Почему собака «бедная»?
- Прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.
3. Актуализация знаний.
- В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.
- Дети, а у кого из вас есть собаки?
- Как вы заботитесь о них?
- А вы знаете, что собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое прирученное им животное. А сколько профессий освоили собаки за это время, нам расскажет Дятлов Володя. (Сообщение ученика).
- А кто из вас был в зоопарке? Кого там видели?
- А кто видел льва?
- Что вы можете рассказать об этом животном?
4. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, а кто догадался, почему мы вспомнили этих животных?
- Кто знает автора этого рассказа?
- Вспомните, что вы знаете о Л. Н. Толстом?
- Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни.
5. Целеполагание.
Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Но прежде чем начать работу, мы должны сформулировать учебные задачи урока.
Соберём «Корзину идей»
- Вы всё правильно сказали, но я выбрала самые важные задачи.
6. Работа по теме урока.
а) Беседа.
- Ребята, посмотрите, что написано после заглавия рассказа?
- Что значит быль?
- История, о которой рассказывает Лев Толстой, на самом деле произошла в далёком городе Лондоне, а узнал он о ней из рассказов моряков.
б) Знакомство с текстом.
Звучит аудиозапись.
- Какие чувства у вас возникли при слушании этой были?
-В какие моменты они возникли?
Физкультминутка.
в) Чтение по частям и анализ.
1ч. (1-2абзац)
- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?
- Кто показывал зверей в зверинце?
- Почему нет конкретного героя?
- Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?
- Как человек поймал собачонку?
- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?
- Как его зовут?
- Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?
- 2ч. (3-6 абзац)
- Как собачка чувствовала себя в клетке?
- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
- Подтвердите словами из текста.
- Почему лев не тронул собачку?
- 3ч. (7-9 абзац)
- Можно сказать, что лев заботился о собачке?
- В чём проявилась эта забота?
- Почему лев только иногда играл с ней?
- Как автор относится к собачке? Ко льву?
4ч. (10 абзац)
- Кто такой барин?
- Почему собачка не радуется хозяину?
- Почему лев не дал забрать собачку?
5ч. (до конца)
- Сколько времени прожили лев с собачкой?
- После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем?
- Почему лев затих?
- Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?
- Почему лев лежал пять дней?
- Отчего он умер?
- Давайте подумаем, для чего Л. Н. Толстой рассказал нам эту историю?
- Л .Н. Толстой чувствовал и понимал боль животных. И мне бы очень хотелось, чтобы вы тоже этому научились.
г) Работа в группах
- Чтобы глубже понять содержание рассказа мы сейчас поработаем в группах. Первая группа – вы будете кинематографистами. Получите папку с заданием, прочитайте и выполняйте. Если что-то будет не понятно, я вам помогу. Вторая группа – исследователи. Получите задания. Третья группа – теоретики. Вот ваше задание.
д) Отчёт групп.
7. Рефлексия.
а) Игра «Да-нет»
1. Собака - дикое животное?
2. Л. Н. жил в имении Ясная Поляна?
3. Л. Толстой всю жизнь был военным?
4. В своём имении он открыл школу для крестьянских детей?
5. Л. Толстой писал рассказы только для детей?
6. Л.Н. Толстой знал шестнадцать иностранных языков?
7. Лев – хищное животное?
8. В рассказе «Лев и собачка» он изображён добрым и заботливым?
9. Собаки освоили множество профессий.
- Ребята, соедините прямыми линиями все плюсы. Что у вас получилось?
- Это конура для собак, чтобы они не были брошенными и бездомными.
б) Лист самооценки.
Наш урок подошёл к концу, вам осталось лишь оценить свою работу на уроке. Поработаем с листом самооценки.
Домашнее задание: перечитать рассказ и подготовить его пересказ.
- Ну, а мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой. Лев и собачка. +Презентация.
В этой папке дана разработка и презентация к уроку литературного чтения, Урок успешно проведён и оказывает положительное влияние на воспитание у детей чувства сострадания и любви к беззащитным животны...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
РМО учителей начальных классов....
урок литературного чтения в зклассе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Открытый урок литературного чтения в 3 классе Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»Цели урока: продолжить знакомство с произведениями Л. Н. Толстого, обучать выразительному чтению для более гл...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему "Л. Н. Толстой "Лев и собачка"
Презентация состоит из 9 слайдов, сопровождающих весь урок. Содержание слайдов указано в конспекте урока по данной теме....
Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка" 3 класс.
Урок построен в соответствии требованиям ФГОС. Выдержаны все этапы урока, используются интерактивные формы работы, групповая разноуровневая работа....
Урок по литературному чтению в 3 класса "Лев и собачка" Л.Н Толстой
Урок по литературному чтению разботан для учителей работающих в татарских классах....
Урок литературного чтения по произведению Л.Н.Толстого "Лев и собачка"
Происходит привлечения внимания детей к биографии писателя,понимание особенностей жанра "рассказ-быль". Формирование умения более глубоко и точно передавать мысли и чувства, заложенные автором в произ...