| Научиться анализу и интерпритации басни, познакомиться с особенностями жанра, способами изображения персонажей. Научиться характеризовать персонажей. Научиться выразительному чтению басни. | Научиться выделять «воспитательную» составляющую басни как жанра, формировать представление о лени и легкомысленном поведении персонажа. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной басни; выражать отношение к поступкам персонажей. Учиться переносить смысл басни на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей. Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в в группе, проявляя умение слушать отвечающего, задавать вопросы, оказывать помощь собеседникам. Формировать действия контроля и оценки. |
Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно о басне, и определить то, что пока неизвестно. | 1 Проверка домашнего задания (чтение наизусть басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука») 2 Версии ответов на вопрос: «Что такое басня?»
| Продолжить предложение: БАСНЯ — это... -краткая форма повествования, -действующие лица – животные, но подразумеваются люди, -высмеивает пороки людей ( ирония), -есть мораль, -повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни. |
Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием, формировать умение анализировать и интерпретировать басню, формировать умение характеризовать персонажей; формировать умение находить и характеризовать каждую условную часть басни. |
1 Знакомство с басней «Стрекоза и муравей» 2 Уточнение значения новых слов и выражений в тексте -Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске): Зима катит в глаза. В мягких муравах у нас. Голову вскружило. Оглянуться не успела. В ум пойдет. Помертвело чисто поле. Злой тоской удручена. | Забыла обо всем. Не хочется думать. Неожиданно наступила зима. Быстро прошло. В поле стоит мёртвая тишина. Тоскует. В мягкой траве у нас. |
Объясним учащимся значение слова “мурава” — трава, отсюда муравей; травушка-муравушка — народно-поэтическое выражение. 2 Составление характеристик персонажей. Сравнительная характеристика Стрекозы и Муравья. 3 Наблюдение за интонациями каждого персонажа 4 Открытие смысла слов «лень», «беспечность», «легкомыслие». 5 Выделение и характеристика существенных композиционных признаков басни как жанра (две части: случай из жизни, мораль) 5 Интерпретация основного смысла басни (толкование «морали»). | Вопросы учителя с целью анализа и интерпетации текста. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.) -Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор) -Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето? -Что наступило с холодной зимой для Стрекозы? -Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.) -Настали ли нужда и голод для Муравья? -Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? -Почему он отказал Стрекозе в помощи? -Справедливо поступил Муравей со Стрекозой? -Можно ли его назвать жадным? -Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём). -Как вы относитесь к Стрекозе? -А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе? -Почему же Крылов именно таким показал Муравья? -Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость) -Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. -Как вы их понимаете? -Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
|
Цель: формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения | 1 Перечитывание басни с целью подготовки «сценки» для постановки в классе. 2 Работа в группах: распределение ролей, первичная «читка», работа над выразительностью. | Правила работы в группе: Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего. Схема, напоминающая ученикам известные им критерии выразительного чтения. |
Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности. | Учитель задает вопросы: «Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?» «Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?» «Чему каждый из вас сегодня научился?» «О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?» | Развернутые ответы на вопросы |