Этапы урока |
Цель этапа | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
| Формы органи- зациисовзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Орг. момент.
| положительный настрой на уроке. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Ребята! Встали красиво, выровнялись. Тихо садитесь. Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте. -Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт всем радость общения друг с другом. -Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются) | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Психологичес ки настраивают ся на урок.
Предлагают варианты ответов. |
Фронтальная, индивидуальная | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
|
Актуализация знаний.
| Актуализация ситуации, в которой дети актуализируют нужные для последующего нового открытия знания.
Прогнозируемый результат: Научатся выразительно читать, различать жанры устного народного творчества.
|
Опрос
Развитие речевых и творческих способностей.
Игровой момент (загадка)
Фронтальный опрос
| Организует диалог с учащимися. – Какие виды устного народного творчества вы знаете? Организует речевую разминку. – Чтобы узнать что-то новое на уроке литературного чтения, что надо сделать сначала? - Совершенно верно. -Прочитаем предложение. Проворонила ворона воронёнка. - Как это относится к нашей теме? (Это вид устного народного творчества- скороговорка) - Прочитаем медленно. - Кто прочитает быстрее? Ещё быстрее! - Все желают прочитать! Тогда читаем вместе! Чтение скороговорки с выражением. - Прочитайте с таким подтекстом: так ей и надо, что проворонила! - А теперь с таким выражением (показываю улыбающееся личико) - А может вам жалко? - Кого? - Не верю! Прочитайте так, чтобы было видно, что вам жалко ворону! - Прочитайте так чтобы, было видно, что вам жалко воронёнка. - Прочитайте с таким выражением (показываю плачущее личико) – Как вы думаете, для чего мы выполняем эти упражнения?
- А зачем читать выразительно?
Включает музыкальный фрагмент «Сказка гуляет по свету». Загадывает загадку. Много жанров есть на свете Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прекрас. О каком жанре устного народного творчества говорится в загадке? – Чем этот жанр отличается от других? – По авторству: на какие группы делятся сказки? – По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки | Называют жанр устного народного творчества и приводят пример. –Загадки, былины, небылицы, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, докучные сказки и т. д.
-Провести речевую разминку.
Читают медленно, с ускорением, с выражением.
Высказывают свои предположения.
Дети прослушивают музыкальный фрагмент.
-Сказки.
-Народная; авторская.
Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства. Сказки про животных –главные герои – животные. Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды |
Фронтальная
| Познавательные: умение структурировать знания. Коммуникативные: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. |
Постановка цели урока. Введение в тему.
| Подведение детей к формулированию темы и цели урока.
Прогнозируемый результат:
Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. | Беседа
Работа в группе.
Игровой момент.
| – Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
– Что такое сказка?
-Есть научное толкование слова сказка. Из предложенных мной вариантов выберите верный.
Сказка – это… • научно-фантастическое произведение; • произведение о вымышленных событиях, чаще с участием волшебных сил, в котором добро всегда побеждает зло.
- В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки. (см. Приложение 1) Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети. - Нам на урок передали «Волшебный кузовок». В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать, в какой сказке они встречаются. • Костюм мальчика. («Гуси-лебеди», «Мальчик-с-пальчик», «Иванушка-дурачок».) • Кукла девочки. («Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка».) • Камень. («Иван-царевич и серый волк».) • Вода. («По щучьему веленью…», «Лягушка-путешественница», «Золотая рыбка».) • Козленок. («Волк и семеро козлят», «Волк и коза».) – Все эти предметы встречаются в какой сказке?
-Молодцы, ребята. – Сформулируйте цели урока: познакомиться… учиться читать… учиться отвечать на вопросы… | – Сказке.
Предлагают варианты ответов.
Учащиеся выбирают правильный ответ и доказывают.
Представ ляют мини-сообщения о сказках.
-Да. Выполняют задания
– Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Формулируют цели урока, выказывают готовность к чтению и обсуждению текста. | Фронтальная
Групповая | Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Личностные: высказывать предположение, принимать точку зрения другого. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество.
|
Изучение нового материала.
Прогнозирование содержания сказки по ее названию.
Первичное восприятие.
Первичная проверка понимания.
Словарная работа.
Повторное восприятие (перечитывание).
|
Организовать открытие новых знаний.
Прогнозируемый результат:
Научатся прогнозировать содержание текста по заголовку.
Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.
Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.
Прогнозируемый результат:
Появляется интерес к перечитыванию текста. Выделение и осмысление основной идеи текста, его концептуального уровня.
Уточнение значения трудных, незнакомых слов.
Прогнозируемый результат:
Научатся читать целыми словами, расширят словарный запас.
Углубить восприятие произведения
Прогнозируемый результат:
Вторичное восприятие текста |
Прослушивание сказки
Беседа по содержанию.
Игра «Диктор»
Работа в парах (на карточках).
Чтение вслух по цепочке. | – Сказки вы помните хорошо. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой. – Прочитайте название сказки. (Название сказки записано на доске.) – По названию определите главных героев. – Что заметили в названии? – Почему автор назвал главных героев ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?
– Какие отношения между героями? - В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей. Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости. -Послушаем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли? Включает аудиозапись. – Понравилась ли вам сказка? – Послушался ли Иванушка свою сестру? – К чему это привело? – Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком? – Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как? – Стал ли козленочек снова мальчиком? Как? – Как поступили с ведьмой? – Почему ведьму никто не распознал, только Иванушке всё было ведомо? – Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот, кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире, и другую, волшебную сторону событий. – Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? Вывод: отношения близких людей одинаковы и в радости и в горе.
- Прежде чем приступить к чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами): Од-ни – о-ди-нёшень-ки | Одни-одинёшеньки |
Же-ре-бё-ноч-ком жеребёночком Пос-лу-шал-ся послушался О-бо-ро-ти-лась оборотилась Жа-лоб-нё-хонь-ко жалобнёхонько Пе-ре-ки-нул-ся перекинулся До-ни-ма-ет донимает – Есть ли среди данных слов такие, смысл которых вам непонятен? Если да, то попробуем вместе уточнить их значение.
Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний. - Объясните, что обозначают следующие слова и выражения, соедините слова с их толкованием:
- Мочи нет – нет сил терпеть и ждать.
- Села под стожок – села под стог сена.
- Хоромы – богатый дом.
- Распознал – угадал.
- Ведомо – знакомо.
- Ножи булатные – стальной клинок, меч.
- Проведал – узнал.
- Ключевая вода – вода из ключа (родника).
- Перекинулся через голову – перекувыркнулся.
– Прочтем сказку по цепочке. |
Прогнозируют содержание по заголовку.
-Родственные. Они брат и сестра.
Дети внимательно слушают.
Дети отвечают на вопросы, делают вывод.
Читают за диктором.
Учащиеся работают в парах, выбирают правильный ответ и доказывают.
Читают. |
Фронтальная
Коллективная
Парная
| Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Регулятивные:оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные:уметь выражать свои мысли.
|
Физминутка(под музыку)
| Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Прогнозируемый результат:
Восстановят работоспособность, снимут утомление.
|
| ЛЕШИЙ По тропинке леший шел, На полянке гриб нашел. (Ходьба) Раз грибок, два грибок, Вот и полный кузовок. (Приседания) Леший охает: устал От того, что приседал. Леший сладко потянулся, А потом назад прогнулся, А потом вперед прогнулся, И до пола дотянулся. А потом вперед пошел И опять грибок нашел. | Декламируют стихотворение,выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
| Коллективная; практический | Личностные: установка на здоровый образ жизни |
Закрепление нового материала.
| Выявить уровень понимания детьми сюжетной линии сказки и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей. Прогнозируемый результат:
осмыслят изученный материал. | Беседа по картине и иллюстрации.
Беседа на основе изученной информации. Выборочное чтение.
| – Мы прочитали сказку и узнали, что происходит с Аленушкой. Но в сказке нет описания, какая она, главная героиня. Какой Аленушка вам представляется? Есть полотно, красиво оно, Но печально и грустно девице одной.
– Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, и иллюстрацию Билибина, подмечая все детали.
– Что роднит сказку и картины?
– Художник Иван Билибин вот такими увидел Аленушку и Иванушку. – Какой здесь изображена Аленушка? – Эту иллюстрацию к сказке нарисовал Иван Билибин еще в 1901 году, ей сейчас более 100 лет. Как видите, и 100 лет назад эту сказку любили не только дети, но и взрослые. Билибин – художник-график, известный главным образом своими иллюстрациями к русским народным сказкам, былинам и сказкам А. С. Пушкина. – Какой эпизод изобразил иллюстратор? – Когда и в какой момент вы особенно переживали за Аленушку? – А как вы представляете себе облик Аленушки в тот момент, когда случилась беда? – Художник В. М. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Аленушку в момент ее горя. Рассмотрите внимательно картину. Отличается ли ваше представление от представления художника? – Можно ли эту работу назвать иллюстрацией к сказке? Почему? – Правильно. Это не иллюстрация, это картина, на которой В. М. Васнецов показывает нам как бы обобщенный образ русской девушки, выражает свое отношение к ней. – Посмотрите, какое настроение у Аленушки? – Как вы думаете, почему она грустит?
– Почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?
– При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота? – Как он отразил свое отношение к ней? – Чем отличается изображение Аленушки на картине Васнецова от изображения на рисунке Билибина? – Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?
– Найдите в тексте и прочитайте, как Аленушка уговаривала братца не пить из лужи. – Как ведьма утопила Аленушку? – Как козленок звал свою сестру? – Что отвечала ему сестра? – Прочитайте отрывок, где ведьма просит купца избавиться от козленка. – Прочитайте, как спасли Аленушку. – Зачитайте слова Иванушки, которые он произносит как плач-заклинание. – Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки? (Мелодично, жалобно.) – Какую бы музыку вы подобрали к этим отрывкам? – Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа. Если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать: какая это сказка? (Русская народная, волшебная.) Докажите. |
– Добрая, ласковая, спокойная, нежная, заботливая, внимательная.
Рассматривают картину Васнецова и иллюстрацию Билибина.
Отвечают на вопрос. Аргументируют свою точку зрения.
Внимательно слушают.
Отвечают на вопрос, аргументируют своё мнение.
Сопоставляют свой взгляд на прочитанное со взглядом художника.
– Лицо у нее хотя и печальное, но красивое и доброе.
– Все грустные события связаны с водой.
Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.
– На ней старая одежда, девочка босая.
Дети работают с учебником, используя выборочное чтение. | Фронтальная; наглядный
Фронтальная | Познавательные:Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений
Личностные:выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
|
Итог урока
| Обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения.
|
| – А. С. Пушкин говорил «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Вы согласны с этим высказыванием? – Какой урок нам дала эта сказка?
| – Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.
| Фронтальная | Познавательные: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные : -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные : - социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу |
Самостоятельная работа
| Проверить знания, полученные на уроке. Прогнозируемый результат: Владеют навыками самостоятельной работы
| Тест
| Проводит тестирование (см. Приложение2)
| Выполняют тестовые задания
| Индивидуальная | Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей |
Рефлексия
| Осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности. |
| – Выберите и продолжите любое предложение: • На уроке я узнал… • Сегодня я сумел… • Я похвалил бы себя за… | Осуществляют самоанализ учебной деятельности.
| Фронтальная | Коммуникативные: умение выражать свои мысли
|
Оценочная деятельность
| Дать оценку, полученным знаниям.
Оценка собственной и коллективной деятельности
|
| – Оцените свою работу. Какую оценку за урок каждый поставит себе? Обоснуйте, кто хочет, свой ответ. - А теперь я оценю вашу работу на уроке. - Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке. -За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”… - За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку… С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите соответствующие смайлики (улыбающегося или грустного колобка)
| Поднимают смайлики.
| Фронтальная | Регулятивные: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. |
Дифференцированное домашнее задание
| Совершенствование читательских навыков в форме творческой работы.
Прогнозируемый результат: Эмоциональное принятие домашнего задания. |
| Объясняет домашнее задание
- Нарисовать иллюстрации к сказкам.
- Подготовить выразительное чтение сказки стр 22 -26
- Подготовить сообщение « Моё впечатление о сказке»
| Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник.
| Индивидуальная | Личностные:самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию |