«Утёс», «Осень» М.Ю.Лермонтов 3 класс
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Черепановский педагогический колледж»
Название учебной дисциплины: литературное чтение
Дата проведения: 27.11.2020
Класс: 3 «В»
Школа: МАОУ «СОШ № 1»
Студент: Шушкова А.М.
Учитель-наставник: Карих И.А. _________
Методист: Фомин В.П. _________
Тема: «Утёс», «Осень» М.Ю.Лермонтов
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: знакомство с произведениями М.Ю.Лермонтова «Утёс», «Осень»
Задачи:
1. Познакомить учащихся с биографией М.Ю.Лермонтова, со стихотворениями;
2. Развивать устную монологическую и диалогическую речь;
3. Воспитывать интерес к творчеству и любовь к литературе.
Планируемые результаты урока:
Предметные: формирование представлений о мире; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Метапредметные:
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов.
Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности.
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир
Основные понятия: утёс, лазурь, пахарь, бор и др.
Ресурсы урока: УМК «Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. «Литературное чтение», 3 класс 1 часть, учебная презентация, аудиозапись, карточка с заданием, «телефон» для рефлексии.
г. Черепаново 2020
Ход урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы, приёмы и формы работы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Реализация УУД | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
1. Организационный момент. Мотивация. | Подготовить учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Обеспечить мотивацию для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. | Фронтальная работа, словесный | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Михайловна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Громко прозвенел звонок – - Все готовы к уроку? Настроение у всех хорошее? Тогда начинаем! | Ученики приветствуют учителя, настраиваются на занятие. | - | - | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности |
2. Актуализация знаний и постановка целей урока | Актуализировать прежние знания, навыки и умения, непосредственно связанные с темой урока, выявить цели и задачи урока. | Словесный, наглядный, фронтальная | Давайте выполним дыхательное упражнение: вдыхаем и обнимаем свои плечи. Наши лёгкие расширяются и глубоко втягивают воздух. А теперь расцепляем руки и выдыхаем. Повторим ещё два раза. Подготовим речевой аппарат к чтению: Ребята, послушайте факты и попробуйте отгадать о ком они. - Ребята, вы догадались, творчество какого автора мы будем продолжать изучать сегодня на уроке? Что ещё вы помните о Михаиле Юрьевиче? Какие его произведения знаете? - Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать по его произведениям. Давайте разгадаем шифр: - Какие слова у вас получились? Как вы думаете, что это такое? Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями М.Ю.Лермонтова «Утёс» и «Осень» | Выполняют дыхательное упражнение. Подготавливают речевой аппарат к чтению.
Угадывают поэта по фактам. Высказывают предположения, беседуют. Слушают учителя.
| презентация | понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении. | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование мотивации учебной деятельности. |
3. Открытие новых знаний и умений | Открыть новое через учебное действие. | Словесный, наглядный, фронтальная, игровой, индивидуальная | - Ребята, рассмотрите иллюстрацию на слайде. Прочитайте автора и названия картины. Живопись и рисование – страстное увлечение Лермонтова, которое сопровождало поэта всю его жизнь. Мы догадываемся, что художник изобразил природу горного Кавказа, потому что Лермонтов очень часто там бывал и любил это место. - Можно ли по картине догадаться, о чём пойдет речь в стихотворении? Каким настроением будет проникнуто стихотворение? Откройте учебник на странице 116. - Ребята, а вы знаете, что такое утёс? Утёс – это высокая каменная скала. - Давайте я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и следите. Выразительное чтение стихотворения учителем. - Понравилось вам стихотворение? Ваши впечатления от прочитанного? Почему поэт назвал стихотворение «Утёс»? -Давайте прочитаем еще раз стихотворение, будем читать по цепочке – по две строчки, первый человек начинает читать, а остальные следят. -Кто прочитает первое четверостишие выразительно? Есть ли в тексте незнакомые слова? (Лазурь – светло-синий цвет, синева) Почему поэт назвал утёс «великаном»? (Потому что утёс – это высокая скала, она похожа на человека-великана.» - Кто прочитает второе четверостишие выразительно? - Кто прочитает выразительно, соблюдая знаки препинания всё стихотворение? - После посещения тучки как «чувствовал» себя утёс? (Утёсу стало хуже; его тоска, одиночество усилились.) Закройте глаза, представьте на миг, что вы композиторы. Какую музыку вы бы сочинили к этому стихотворению? Ребята, я бы тоже сочинила музыку печальную, протяжную, медленную. Прослушивание аудиозаписи романса. - Утёс и тучка – это главные образы в стихотворении. У вас на столе лежат карточки, давайте вместе дадим характеристику утёсу и тучке. - Какая тема затронута в этом стихотворении? (Тема одиночества) Физкультминутка: Прослушивание стихотворение Лермонтова «Осень». (аудиозапись) - Это стихотворение было написано поэтом в 14 лет. Именно в своём родовом имении Михаил Юрьевич смог оценить красоту русской природы, её величие и роскошь. Он смог найти в осени удивительное очарование. - Начнём читать стихотворение цепочкой по две строчки, попытайтесь при чтении и прослушивании стихотворения представить картину описываемого. - Какие непонятные для вас слова встретились в данном стихотворении? -Картины чего рисует Лермонтов в стихотворении «Осень»? (Картины тихо увядающей природы) -Что по вашему мнению хотел показать поэт, создавая это произведение? Теперь, когда мы так много заметили, давайте ещё раз выразительно прочитаем это стихотворение: неторопливо, не громко, спокойно, напевно, постараемся передать чувства автора и его любование природой. | Открывают учебник, рассматривают картину. Слушают учителя.
Слушают стихотворение.
Чтение по цепочке.
Анализ первого четверостишия. Беседуют, отвечают на вопросы, зачитывают ответы из текста, анализируют. Чтение второго четверостишия. Анализ второго четверостишия. Беседуют, отвечают на вопросы, зачитывают ответы из текста, анализируют. Чтение стихотворения выразительно. Отвечают на вопросы. Представляют музыку к стихотворению.
Выполняют физминутку. Слушают аудиозапись. Слушают учителя.
Отвечают на вопросы, беседуют, зачитывают строки. Анализируют, отвечают на вопросы. Читают стихотворение выразительно. | Учебник, презентация, карточка с заданием, аудиозапись | формирование представлений о мире; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить сообщения в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
4. Закрепление знаний | Обеспечить в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины понимания. | Словесный, фронтальная | - Наш урок подходит к завершению. | Отвечают на вопросы. | - | умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия. | формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
5. Итог урока и рефлексия | Дать качественную оценку | Словесный, индивидуальная | - Ребята, я предлагаю оценить вам свою работу на уроке. Рефлексия «SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю или однокласснику сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке, свои впечатления.
- Вы все очень хорошо поработали сегодня на уроке! Мне понравилось с вами работать. Спасибо! Урок закончен. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке.
| «телефон» для рефлексии | - | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Урок А. С. Пушкин " Осень", М. Ю.Лермонтов " Осень"А. Н. Толстой " Осень"
Урок чтения 3 класс УМК « Гармония» Тема: А. С. Пушкин « Осень» (отрывок), М. Ю. Лермонтов « Осень», А. К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад. » Н. А.Нек...
Сценарий осеннего праздника в начальных классах "Осень".
Сценарий осеннего праздника в начальных классах. Участвуют все начальные классы. Родители - зрители....
Сценарий осеннего утренника для 1 классов "До свиданья, Осень!"
Сценарий праздника для параллели первоклассников, включающий стихи, песни, конкурсы на осеннюю тематику....
Сценарий осеннего бала для начальных классов «Осенний КВН «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ»
Конкурс по возрастным категориям 1-2 классы и 3-4 классы с использованием костюмов известных героев мультфильма. Участники готовят домашнее задания по положению и соревнуются командам...
М.Ю.Лермонтов "Утёс", "Осень"
Урок составлен на основе ФГОС...
Осень,осень.Праздник для 1 класса
Сценарий мероприятия для 1-2 класса....