Конспект по литературному чтению "Весна в стихотворениях А. Плещеева («Весна», «Сельская песенка»)" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Сащенко Мария Александровна

Конспект по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                             ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема:  Весна в стихотворениях А. Плещеева («Весна», «Сельская песенка»)

Класс: 2 класс

Система: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: углубление представления учащихся о лирических стихотворениях, рифме, творчестве А. Плещеева

Деятельностная: через анализ произведения помочь понять учащимся идею стихотворения.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение читать выразительно; при чтении отражать настроение автора;

2.Развивать умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);

3. Развивать умение объяснять лексическое значение слов;

4. Повторить знания о поэтах, стихотворения, которые изучались ранее.

Развивающие:

1.Формировать умение отвечать на вопросы учителя;

2.Развивать умение формулировать тему и цель урока;

3.Развивать умение фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

4. Развивать умение находить нужную информацию в словаре;

5. Развивать умение вступать в общение в паре.

Воспитательные:

1.Воспитывать наблюдательность, любовь к природе, бережное отношение к ней.  

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Умение читать выразительно; при чтении отражать настроение автора;
  2. Умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);
  3. Умение объяснять лексическое значение слов;
  4. Знание о поэтах, стихотворения, которые изучались ранее.

Личностные:

1.Умение наблюдать за изменениями в природе, проявлять любовь к природе, бережное отношение к ней.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение находить нужную информацию в словаре.

Регулятивные:

1.Умение формулировать тему и цель урока;

2. Умение фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Коммуникативные:

1.Умение отвечать на вопросы учителя;

2.Умение вступать в общение в паре.

Оборудование: Учебник, презентационные материалы, портреты поэтов.

Образовательный ресурс: Учебник: Литературное чтение 2 класс 1 часть Климанова, Горецкий, Школа России Просвещение, 2018. (Школа России) стр. 112. – 113.

План урока

1.Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Работа с пословицей

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Литературная викторина

2.2. Портретная галерея

2.3. Рассказ об авторе

3. Этап выявления места и причины затруднение

            3.1. Антиципация заголовка

            3.2. Формулирование проблемы урока

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта и анализа произведения «Весна»

5.1. Самостоятельное чтение про себя

5.2. Проверка первичного восприятия текста

5.3. Чтение с остановками

5.4. Подготовка к выразительному чтению

5.5. Выразительное чтение в парах

5.6. Выразительное чтение стихотворения целиком

6. Реализация проекта с анализом стихотворения «Сельская песенка»

6.1. Чтение стихотворения про себя

6.2. Проверка первичного восприятия

6.3. Перечитывание с остановками

6.4. Подготовка к выразительному чтению

6.5. Выразительное чтение стихотворения по строфам

6.6. Выразительное чтение целиком

7. Этап обобщения и интерпретации

7.1. Обобщающая беседа

7.2. Игра в рифму

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД.

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

- Меня зовут Мария Александровна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я.

- Присаживайтесь.

1.2. Работа с пословицей

- Ребята, послушайте, пожалуйста, пословицу.

«В лесу был, а дров не видел».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Верно!

- А за изменениями в природе важно наблюдать?

- А зачем нам наблюдать за природой?

-Верно, если быть очень наблюдательным, можно столько всего интересного заметить вокруг и в природе, а значит, быть ближе к ней и лучше её понимать.

- Когда я сегодня шла к вам на урок, я заметила, как бежал маленький ручеёк.

- Видимо, на улице стало чуть теплее и лёд постепенно освобождает свои оковы, давая возможность талой воде напоить землю после долгого сна.

- Ребята, а какие изменения в природе заметили вы?

- Молодцы!
- Я думаю, что после сегодняшнего урока вам захочется быть ещё более наблюдательными, чтобы открывать для себя загадки природы.

Нужно быть внимательным и наблюдательным, уметь подмечать детали во всём.

Да, важно.

Чтобы понимать, когда происходит смена времён года, чтобы видеть всё красоту природы и уметь разгадывать её загадки.

Дни стали становиться длиннее, а ночи короче. Небо стало чистым, голубым. Чаще стало появляться солнце. Капель и ручейки.

Фронтальная

К1

Л1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Литературная викторина

- Ребята, а какие поэты писали о весне? Каких авторов вы помните?

- Сейчас, мы проверим, насколько вы были наблюдательными, когда изучали стихотворения о весне.

- Я вам буду читать отрывок из стихотворения, а вам нужно узнать его, сказать название этого стихотворения и автора.

- Из какого стихотворения этот отрывок?

«И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…»

- А кто автор этого стихотворения?

- Какую весну изобразил в этом стихотворении Ф.И. Тютчев? Тёплую весну или первые её признаки?

- Какие признаки ранней весны отметил автор в этом стихотворении?

- Следующий отрывок, слушайте внимательно.

«А воды уж весной шумят –

 Бегут и будят сонный брег,

 Бегут, и блещут, и гласят…»

- Из какого стихотворения этот отрывок?

- Кто автор этого стихотворения?

- Какой весну Ф. И. Тютчев показывает здесь?

- Верно, молодцы!

- Вы были наблюдательными и вместе с автором узнали приметы ранней весны.

 2.2. Портретная галерея

(Портреты В. Берестова, Ф.Тютчева и А. Плещеева)

 

-Давайте проверим, как вы помните ранее изученных поэтов?

- Кто из поэтов вам знаком?

- Кто изображён на первом портрете?

- С какими его произведениями вы знакомы?

- О чём это стихотворение?

- Кто изображён на следующем портрете?

- Какие его произведения вы помните?

- О чём эти стихотворения?

- А, автор на третьем портрете вам знаком?

- Это ребята, Алексей Николаевич Плещеев.

- Что вы можете сказать о поэте, глядя на его портрет?

- А как вы думаете, если мы знакомимся сейчас со стихотворениями о весне, о чём мог писать этот поэт?

- Хотели бы вы с ним познакомиться и узнать какие наблюдения в природе в этот период отмечал он?

— Значит, произведения, какого автора нам предстоит сегодня узнать?

- Верно, именно с его творчеством мы сегодня и будем знакомиться.

2.3. Рассказ об авторе

Известный русский поэт Алексей Плещеев родился в семье дворян. И все в семье обожали литературное творчество.

Алёша с самого раннего детства интересовался чтением книг.

Отец его был обыкновенным служащим. Детские годы провёл в городе Нижний Новгород. После смерти отца обучением и воспитанием Алексея занималась мать. До 13 лет мальчик находился на домашнем обучении, где показывал прекрасные результаты.

В Петербурге продолжает обучение в военной школе. Изучает восточные языки.

Жизнь и учёба ему даётся легко и с большим интересом, потому что он нашёл близких по духу себе людей, с которыми можно побеседовать на любую увлекательную тему.

Также, Плещеев очень любил природу, любил наблюдать за ней, и отразил эту любовь в своих произведениях.

Алекссей Николаевич прожил очень долгую и увлекательную жизнь. За 86 лет жизни он написал огромное количество литературных произведений и стихотворений, большинство из которых о природе.

- Давайте мы познакомимся с этими стихотворениями и узнаем о наблюдениях автора.

Ф. И. Тютчев

«Зима не даром злиться»

Ф.И. Тютчев

Раннюю весну.

«Всё засуетилось – в природе началось движение,

«Весенние воды»

Ф. И. Тютчев

Период весны, когда всё начинает таять, бегут ручейки, разливаются реки, земля готовиться к зелёному наряду.

Знаком Ф.И. Тютчев и В. Д. Берестов.

В. Д. Берестов.

«За игрой»

О дружбе.

Ф. И. Тютчев.

«Зима недаром злится».

«Весенняя пора».

О весне

Нет, мы его не знаем.

Широкий лоб- признак большого ума, глаза – мудрые, преклонный возраст, дожил до глубокой старости.

Тоже о весне.

Да, хотели бы.

А. Плещеева

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Пр4

К1

К1

Пр4

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Антиципация заголовка.

- Откройте учебники на стр. 112.

-Прочитайте название стихотворения.

«Весна».

- Предположите, о чём будет это стихотворение?

-Грустное оно будет или весёлое?

-Хорошо, теперь на стр. 113, там дано еще одно стихотворение, прочитайте его название.

«Сельская песенка»

-Какие вопросы у вас возникают?

-Можете ли вы предположить, о чём будут стихотворения?

- Как вы думаете, узнаем ли мы ещё какие – нибудь приметы весны?

- Расскажут ли нам о своих наблюдениях за весенней природой авторы?

-Итак, хорошо, что мы знаем?

-Что нам предстоит узнать?

-Нам предстоит целое путешествие по творчеству А. Плещеева

Мы будем вместе с ним учиться наблюдательности.

3.2. Формулирование проблемы урока.

- Название стихотворений мы с вами знаем, а чего не знаем?

- Верно, это нам и предстоит сегодня узнать?

Почему автор так назвал стихотворение? О чём оно?

О весне.

Наверно, весёлое.

Почему автор так назвал стихотворение?

О чём оно?

О весне.

Да, узнаем.

Думаем, что расскажут.

Что мы будем изучать произведения А.Плещеева.

 Что произведения будут о весне.

-Как поэт описывает весну. Раннюю или позднюю весну он показывает в стихотворении. Как описывает весну. Какие признаки и приметы её выделяет. Как автор наблюдает за весной.

Что автор хотел сказать этими стихотворениями? Идею стихотворений. Главную мысль стихотворений.

Фронтальная

К1

Пр2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

-Как вы думаете, какова наша тема урока?

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

-Сформулируйте цель урока

-Верно, какие вы молодцы!

4.3. Планирование своей деятельности

- Что мы будем делать для того, чтобы достичь нашей цели?

-Да, верно, мы с вами будем учиться читать выразительно, узнаем, как он описывает весну, как наблюдает за ней, какие признаки её наступления выделяет.

Работа со стихотворениями А. Плещеева.

 -Понять, как автор описывает  весну. И о чём все-таки стихотворения.

-Прочитать выразительно, понять как он описывает весну, какие приметы её наступления выделяет.

Фронтальная

Р1

5. Этап реализации построенного проекта и  анализа произведения «Весна»

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Самостоятельное чтение про себя

Стихотворения «Весна»

 (Читаю про себя)

А. Плещеев

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

5.2. Проверка первичного восприятия текста

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

- Что именно вызвало у вас хорошие эмоции?

- Конечно, я думаю, что у всех приход весны вызывает радостные эмоции.

5.3. Чтение с остановками

-Давайте ещё раз прочтём стихотворение и посмотрим, что подметил в природе Плещеев, какие он наблюдал весной изменения в природе.

- Будем читать строфу и делать остановку.

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

  И лес оденется листовою!»

- Какой нам здесь показывает автор весну?

- Какие её приметы?

- Читаем следующую строфу.

«Чиста небесная лазурь,

  Теплей и ярче солнце стало…

Пора метелей злых и бурь

  Опять надолго миновала»

- Что такое лазурь? Предположите.

- Посмотрите в словарике.

- Здесь какие приметы показывает автор?

- С каким настроением автор описывает картины весны?

- Как автор называет метели?

- Как описывает небо?

- Как вы думаете, если бы автор не был таким наблюдательным и не замечал бы различных примет и признаков весны, смог бы он так точно передать период прихода тёплой весны или нет?

- Важно замечать явления природы, её пробуждение?

5.4. Подготовка к выразительному чтению

- Как же мы будем читать первое предложение?

«Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…»

- Как будем читать второе предложение?

«Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.»

- Как эти строки будем читать?

«Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало»

- Какую строчку во второй строфе мы будем читать сурово?

- А остальные?

- Как будем читать про злые метели и бури? С какой интонацией?

«Пора метелей злых и бурь»

- Как будем читать эту строку?

«Опять надолго миновала…»

- Какие приметы весны можно услышать?

- Какие приметы можно увидеть?

5.5. Выразительное чтение в парах

(Читают выразительно стихотворение)

- Сейчас, я вам предлагаю поработать в парах.

- Один будет читать первую строфу, а ваш сосед вторую.

- Сейчас, потренируйтесь немного.

- Ребята, оцените чтение своего товарища.

- Кто считает, что его сосед, хорошо прочитал строки.

- Давайте проверим, послушаем пару…

- Если пара хорошо прочитала, хлопните 2 раза в ладоши.

5.6. Выразительное чтение стихотворения целиком.

(Несколько человек читают выразительно, 3 ученика)

- Чьё чтение вам понравилось больше? Почему?

Физкультминутка

- Давайте представим, что к нам в класс тоже пришла весна и заглянуло солнышко и хочет с нами подвигаться, отдохнуть.

Солнце, солнце высоко

(Дети на цыпочках руки тянут вверх)

Нам от солнышка тепло

(Лёгкие взмахи руками на лицо)

Тает снег от лучей

(приседание)

Звонко побежал ручей

(движения обеими руками)

Вы за ручейком бегите

(шаг на месте)

Лужи все перешагните.

(шаг с высоким подниманием колен)

Радостные.

Тёплое, яркое солнце, соловьи скоро будут петь.

Наступление весны. Тает снег, ручьи бегут, на улице свежо. Говорит, что скоро станет совсем тепло, выглянет зелёная травка, деревья оденут зелёные наряды. Соловьи будут петь.

Возможно, это цвет неба, голубой.

Лазурь – один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день

Солнце стало ярче и теплее. Небо стало чистым, голубым, на нём практически нет серых туч.

Автор радостно говорит о наступлении весны.

Злые

Небо стало чистым, голубым.

Не смог бы.

Важно.

 Радостно. Наконец – то повеяло весною.

Тоже радостно. Хочется, чтобы уже стало совсем тепло на улице, хочется зелени, пения птиц.

C чувством радости, появлению признаков весны. Небо стала чистым, голубым. Солнце стало ярче и теплее. Значит, ещё немного и наступит очень тёплая весна.

Первую.

Радостно.

Сурово, чтобы показать, что природа уже устала от холодов, снега, хочется тепла, солнца.

С интонацией радости, холода отступают и о зиме можно на долгое время забыть.

Бегут ручьи, засвищут соловьи.

Чистое небо, яркое солнце.

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Парная работа

Индивидуальная

Пр1

К1

Пр1

К1

Пр1

Пр3

П1

К1

К1

К2

Пр1

Р2

Пр1

6. Реализация проекта с анализом стихотворения «Сельская песенка»

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Чтение стихотворения про себя

- Перейдём к стихотворению с загадочным названием.

- Почему «Сельская песенка»?

- Почему песенка?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте стихотворение жужжащим чтением про себя.

А. Плещеев

Стихотворение «Сельская песенка»

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой…

6.2. Проверка первичного восприятия

- Радуется ли поэт приходу весны?

- В каких строчках это выражено?

- Имеет ли значение ласточка в этом стихотворении? Почему автор говорит именно об этой птице?

6.3. Перечитывание с остановками.

- Что такое «сени»?

- Какую картину вы себе представили при чтении этой части стихотворения?

-Как вы понимаете слова «ласточка с весною»?

«С нею солнце краше

 И весна милей…»

- Что в этих строках передаёт поэт?

- Почему автор поставил в этом предложении восклицательный знак?

- Из каких стран далёких принесла ласточка свои песни?

 - Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать?

6.4. Подготовка к выразительному чтению

- С какой интонацией будем читать эту строфу?

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

- С какой интонацией будем читать эту строфу?

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

- А последнюю строфу как будем читать?

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой…

6.5. Выразительное чтение стихотворения по строфам

- Прочитаем стихотворение по строфам.

- Вы будите читать одну строфу, а кто – то вторую строфу.

- Послушаем…

- Чьё чтение вам понравилось больше, почему?

6.6. Выразительное чтение целиком

- А сейчас, несколько ребят нам прочитают стихотворение выразительно.

- Кто из ребят лучше сумел передать настроение поэта?

Возможно, там будет что – то про деревню, про весну в сельской местности.

Радуется.

Ласточка с весною в сени к нам летит.

Ласточка – перелётная птица, которая возвращается с наступлением тепла.

Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей.

Ласточка вернулась к нам из тёплых краёв.

Потому что он рад.

Ласточки зимуют в Южной Африке.

Увидеть:  травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка летит.

Услышать: прощебечь с дороги, песню спой.

C радостной интонацией.

Тоже с радостной интонацией.

Она тоже передаёт радость.

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Пр2

К1

Пр1

К1

Пр3

К1

К1

Пр1

Пр1

Р2

Пр1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

7.1.Обобщающая беседа

- Чем схожи два этих стихотворения Плещеева?

-Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

-Какие чувства вы испытали?

- Какие приметы наступления весны описал поэт?

- Какова главная мысль этих стихотворений?

- Что запомнили о самом поэте?

7.2. Игра в рифму.

- Ребята, посмотрите на первую строфу стихотворения «Весна», какие слова здесь рифмуются?

- Что такое рифма?

- Сейчас, я вам предлагаю поиграть в игру.

- Я вам говорю слово, а вы поднимаете руку и называете рифму к этому слову.

- Звонкий (громкий)

- Полоса (небеса)

- Апрель (капель)

-Скворец (певец)

- Лучи (грачи)

-Молодцы!

Он показывает наступление весны. Радуется её приходу. Показывает изменения в природе, которые происходят с приходом тепла.

Природа радуется приходу весны.

Ручьи и соловьи.

Весною и листвою.

Созвучие концов стихотворных строк.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

К1

К1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Какова была цель нашего урока?

-Достигли мы цели?

- Какова же главная мысль стихотворений А. Плещеева о весне?

- Давайте вернёмся к нашей пословице.

- Можно ли утверждать, что А. Плещеев был очень наблюдательным человеком?

- Докажите?

- Молодцы, ребята!

- Благодаря тому, что Плещеев был очень наблюдательным, любил природу, он смог передать её загадочную красоту в своих стихотворениях.

- Какой же можно сделать вывод? Важно ли наблюдать за природой?

- Верно! Молодцы!

- Ребята, поднимите руку, те, кто доволен своей работой на уроке?

- Я согласна с вами, вы сегодня хорошо потрудились.

-Спасибо за урок!

-Понять, как поэт описывает весну. Какие её приметы и признаки выделяет.

- Понять, важно ли наблюдать за природой или нет.

-Да, достигли.

-Да!

- Он описывает весну нежной, обновляющей всё вокруг, несущей радость.

Да, можно.

Он смог заметить и ласточку, и небесную лазурь, и ручейки.

Важно.

Фронтальная

К1

Р2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием ИКТ А.Н.Плещеев "Весна", "Сельская песенка"

Урок с использованием ИКТ.Стихи для детей - это естественное выражение их чувств и мыслей. Для создания эмоционального настроя на уроке я использовала следующие приёмы: обращение к жизненному опыту, р...

Презентация к уроку литературного чтения А.Н.Плещеева "Весна", "Сельская песенка"

В презентацию вошли рисунки детей к проверке домашнего задания,портрет поэта,картина И.Остроухова "Ранняя весна", гнёзда деревенской, городской и береговой ласточки, мини-тест и картинка для рефлексии...

Литературное чтение 2 кл. УМК "Школа России" А. Н. Плещеев "Весна", "Сельская песенка"

Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с биографией и творчеством А. Н. Плещеева, с его стихотворениями «Весна» и «Сельская песенка»; продолжить формировать предст...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Технологическая карта урока "Стихотворение А.Плещеева «Весна»"

Технологическая карта урока "Стихотворение А.Плещеева «Весна»"...