Конспект по литературе, для 1 класса. Тема "С.Я.Маршака («Угомон")
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Иванова Ирина Алексеевна

Конспект по литературе, для 1 класса. Тема "С.Я.Маршака («Угомон")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 04.02.2021_marshak_ugomon.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБПОУ «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

Конспект пробного урока чтения

в 1в классе

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Курс 3, группа 31Н

Ивановой Ирины Алексеевны

  Руководитель: Меркулова С.Г.

Дата____________                                                 Оценка_________

Подпись учителя______________                        Подпись методиста_________
Подпись методиста____________

Трубчевск, 2021

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 04.02.2021.

Школа: Трубчевская СОШ №1

ОС: Школа России

Учебный предмет: Русский язык

Класс: 1 в

Учитель: Самусева Екатерина Михайловна

Студент-практикант: Иванова Ирина Алексеевна

Тема: Стихотворение С.Я.Маршака («Угомон»)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:

Содержательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством С.Я Маршака; расширять читательский опыт; учить различать народные и авторские сказки.

Деятельностная: через анализ произведения помочь понять учащимся идею стихотворения. формировать понятие о дисциплине и порядке.

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.
2.Развивать умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Развивающие:

1.Формировать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.
2.Развивать умение понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов.
3.Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы, умение понимать учебную задачу урока.
4.Развивать умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
5.Развивать умение вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.
6.Развивать умение употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.

Воспитательные:

1.Формировать отношение, с гордостью относиться к произведениям русских писателей-классиков, известных во всем мире.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.
2.Умение соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Личностные:

  1. Умение положительно выражать отношение к правилам поведения в классе и в школе.

Метапредметные:

Познавательные:

1.Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.
2.Умение понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов.

Регулятивные:

1.Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы, умение понимать учебную задачу урока.
2.Умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

Коммуникативные:

1.Умение вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение.
2.Умение употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.

Оборудование: Учебник, презентационные материалы, портреты поэтов.

Образовательный ресурс: Учебник: Азбука. 1 класс.: учеб. для общеобразоват. учрежд. В 2 ч. Ч. 2. / Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. –М. : Просвещение, 2011. (Школа России) стр. 100-101.

План урока

1.Этап мотивации

           1.1.Приветствие
          1.2. Этический заряд
          1.3.Артикуляционная разминка

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

           2.1. Повторение изученного

           2.2. Викторина « Узнай произведение»

3. Этап выявления места и причины затруднение

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

           5.1. Работа с портретом С.Я. Маршака

           5.2. Работа в парах
          5.3. Физминутка

           5.4. Антиципация заголовка

6. Этап анализа произведения

           6.1. Первичное восприятие текста произведения

           6.2.Проверка первичного восприятия текста

           6.3. Чтение по цепочке

7. Этап обобщения и интерпретации
          7.1. Обобщенная беседа
         7.2. Подготовка к выразительному чтению
         7.3. Выразительное чтение

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД.

  1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ирина Алексеевна, и сегодняшний урок литературного чтения у вас проведу я. Проверьте, все ли у вас готово к уроку чтения?

1.2. Этический заряд.

Дорогие ребята, сядьте правильно.

Начинается урок

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

1.3.Артикуляционная разминка. 
-Чем мы занимаемся на уроках чтения?

- Что у меня написано на слайде?

- Давайте прочитаем её все вместе.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Жу-жу-жу – молока дадим ежу.

Ру- ру-ру- мы закончили игру.


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе



- На уроках чтения мы учимся читать, красиво и правильно разговаривать.

- Чистоговорка.

Фронтальная

К1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Повторение изученного.

-Ребята, вы любите сказки?

-Кто помнит из предыдущих уроков, на какие две группы можно разделить сказки?

На слайде слова: народные, авторские .

- Какие сказки относим к народным, а какие к авторским?



-Посмотрите на доску. Ребята, вы знаете, чьи портреты висят на  доске?

-А.С.Пушкина,
Ушинского К.И.Чуковского
, В.В.Бианки.

2.2. Викторина «Узнай произведение»

-А сейчас, ребята, я проверю, насколько хорошо вы знаете изученные произведения. Я вам буду читать отрывок из произведения, а вы назовите автора и название произведения.

И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели
Позвонили и запели:
-Неужели
В самом деле
Все сгорели
Карусели?

(Чуковский «Телефон»)

Надоело Щенку гонять кур по двору.
"Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами".
Шмыгнул в подворотню и побежал по лугу.
Увидели его дикие звери, птицы и насекомые и думают каждый про себя.
Выпь думает: "Я его обману!"
Удод думает: "Я его удивлю!"
Вертишейка думает: "Я его напугаю!"
Ящерка думает: "Я от него вывернусь!"

Гусеницы, бабочки, кузнечики думают: "Мы от него спрячемся!"
"А я его прогоню!" - думает Жук-Бомбардир.
"Мы все за себя постоять умеем, каждый по-своему!" - думают они про себя. А Щенок уже побежал к озерку и видит: стоит у камыша Выпь на одной ноге по колено в воде.
"Вот я ей сейчас поймаю!" - думает Щенок и совсем уж приготовился прыгнуть ей на спину.

(Бианки «Первая охота)

-Я вижу, ребята, что вы хорошо помните изученные произведения, молодцы.

-Да.

- Сказки бывают народные и авторские.

- У народных сказок автор неизвестный, а у авторских сказок известный.

-А.С.Пушкина,
Ушинского К.И.Чуковского
, В.В.Бианки.


.


Фронтальная

Индивидуальная

Пр2

К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

 
-А сейчас прослушайте  отрывок ещё одного произведения и попробуйте определить, к какому жанру оно относится?

« Пела ночью мышка в норке

   Спи, мышонок, замолчи.

   Дам тебе я хлебной корки и   огарочек свечи.»

- Что вы прослушали?

- Почему вы так считаете?

А хотите узнать, кто автор этой сказки?

Для этого вам надо собрать слово из данных букв

КАШРАМ.


(Вывешивается портрет Маршака)
А вы хотите узнать, какое произведение Маршака мы сегодня с вами будем изучать?
- Чтобы узнать, вам необходимо образовать микрогруппы.
Посмотрите внимательно, у каждой группы на столе есть слоги.

ГО У  МОН.

Попробуйте составить из них слово.

-Объясните смысл слова.

- Давайте выясним значение этого слова.  Для этого обратимся к толковому словарю.

Угомон – успокоение от шума, возни. Угомониться, значит успокоиться.

- Отрывок из сказки.

- Животные поют только в сказке.

-Да!

Читают слово--перевёртыш Маршак.

-Знакомиться с произведениями Маршака

Фронтальная

К1

К2

Л1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

-Значит, о ком мы будем сегодня читать?


-Какова же будет тема нашего урока? (Откройте учебник на 100 странице).
-А какую цель мы с вами поставим на наш урок?


-Какие же задачи?

.

- Мы будем читать об Угомоне.

Маршак «Угомон»

Познакомиться с произведением


Читать правильно

Фронтальная

П1

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Работа с портретом С.Я.Маршака
 - Рассмотрите внимательно на доску. Вы видите портрет        
С.Я Маршака

 С.Я. Маршак – один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей – это короткие рассказы и сказки в стихах.
-Смотря на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? Как вы думаете, какой он?  
 

-На что вы обращали внимания, когда описывали портрет, на какие черты лица?

- Я считаю, что Маршака можно сравнить с добрым волшебником, а его стихи с волшебной палочкой. Читая их, у каждого из нас появляется ощущение что, ваше любое желание исполнится.

- А вы хотите узнать, каким писатель был в детстве?

5.2. Работа в парах
- Вы сами сейчас сможете рассказать о С.Я. Маршаке. Для этого вам надо объединиться в микрогруппы.
Первая парта перевернитесь ко второй парте. Последующие парты сделайте так же.
- Вам необходимо выбрать капитана вашей микрогруппы.
У вас на столах карточки зеленого цвета. Прочитав текст, каждая микрогруппа должна ответить на вопрос
«Что вы узнали о жизни Маршака?»

1.Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Детство писатель провёл в маленьком городке Острогожске.

2.Его семья жила небогато, но дружно.


3. В семье было 6 детей, трое из которых стали писателями.

4.Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи.

5. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.

6. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке».

- А теперь один человек с каждой группы отвечает на поставленный вопрос.

-Вы хотите узнать ещё об этом замечательном писателе -
С.Я. Маршаке?

-С.Я.Маршак- один из самых любимых детских писателей в нашей стране. Его произведения для детей- это короткие рассказы и сказки в стихах.

Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей. В своих произведениях он учил ребят радоваться красоте поэтического слова. Показывал, что стихами можно рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки.

Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах. Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

На творческих встречах Самуил Яковлевич Маршак любил читать детям свои стихи. Его популярность может поспорить разве что со славой Корнея Ивановича Чуковского.

5.3.Физкультминутка.

-Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем.

5.4. Антиципация заголовка

-Давайте откроем учебник на 100 странице.

- Посмотрите на иллюстрацию. Что вы видите?

- Что они делают?

- Можете предположить, о чём наш рассказ?
-Вы хотите узнать, так о чем же наше стихотворение?

Дети рассаживаются по группам. Читают предложение про себя, обсуждают в группах, что они узнали.

1.Самуил Яковлевич Маршак родился в Воронеже.

2. Его семья жила небогато, но дружно.

3. В семье было 6 детей и трое из них стали писателями.


4. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи.

5. Стихи он начал писать с 4 лет.



6. Его первая книга «Детки в клетке».

Ребята договариваются и один человек из группы отвечает.

Фронтальная

Пр1

Л1

П1

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

6.1. Первичное восприятие текста произведения

-Итак, ребята, сядьте поудобнее и внимательно слушайте. Я  вам буду читать, а вы, следите пальчиками.

6.2. Проверка первичного восприятия текста
- Совпали ли ваши предположения с прочитанным?
-Что вам понравилось в данном стихотворении?

-Кто помог успокоить детей?

-Как вы думаете, существует ли он на самом деле и почему?

-Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе? Почему эти слова напечатаны крупными буквами?

-Случались ли в вашем классе подобные истории? Чем они заканчивались?

6. 3. Чтение по цепочке.

- А теперь давайте почитаем самостоятельно по две строчки. (чтение цепочкой).


- Угомон.

-Нет, т.к. вымышленный персонаж


-Автор хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех других детей.

Дети читают произведение.

Фронтальная

Пр1

Л1

П1

П2

Р2

К1

К2

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и помощь в осмыслении их читательской позиции

 

7.1. Обобщённая беседа

- Что делают дети во время урока?

-Это помогает?

-Почему?

- Давайте найдём и прочитаем слова, которые произнёс Угомон в стихотворении.

-Чему учит нас это стихотворение?

Я думаю, вы согласны с Угомоном. Только в том случае, когда каждый ученик будет себя контролировать – будет порядок.

А будут порядок и дисциплина, будут хорошие знания.

-Давайте вспомним, какие предметы вы изучаете.

-Что нужно соблюдать, чтобы освоить новую тему?

- Правильно! Надо не шуметь, а спокойно дожидаться учителя!

- Давайте повторим правила поведения на уроках и на перемене.

На экран выводится слайд с правилами поведения.

- На уроке я сижу,

Не кричу, и не стучу.

Ручку прямо поднимаю, если спросят- отвечаю.

Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь, не кричи, а только руку подними.

- Так зачем же надо соблюдать правила поведения в школе?


7.2.Подготовка к выразительному чтению

-А теперь я вам предлагаю каждому прочитать произведение снова про себя, чтобы подготовиться к прочтению стихотворения выразительно

-Верно, попробуйте прочитать самостоятельно, а затем прочитаем и выберем, кто лучше всех справился с задачей.

7.3. Выразительное чтение
-Кто желает прочитать данное стихотворение выразительно для всего класса?

- Они расшумелись и стали успокаивать друг друга.

-Нет.

-Они ещё больше расшумелись.

Дети находят и читают.


- Мы изучаем математику, русский язык, литературное чтение, окружающий мир .

-Надо хорошо работать на уроках, не отвлекаться, внимательно слушать учителя.


Ребята читают хором с экрана.

- Для того , чтобы хорошо учиться и не мешать другим ученикам.

Фронтальная

Л1

П1

К1

К2

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось
и понравилось?

-Что вызвало затруднения?
Давайте подними картинку солнышка, если понравился урок, если у вас были затруднения во время урока, то поднимите тучку.

– Спасибо за урок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 4 классе "Л. Чарская "Зима"

Конспект открытого урока по литературе в 4 классе, который может быть основой для другого урока по литературе по блоку "Зима"...

Конспект урока литературы в 4 классе "Арбузный переулок. В.Ю. Драгунский"

Конспект урока литературы в 4 классе. Тема "В.Ю. Драгунский. Арбузный переулок"...

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....

Конспект урока литературы для 3 класса: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане..."

Интересный и лёгкий по восприимчивости урок.Детям очень понравился!...