Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале, авторской программы Климановой Л.Ф., Голованова М.В., Горецкого В.Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение, 2019г. Разработана на основе УМК «Школа России». Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 64.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат основного общего образования» г.Тарко-Сале Пуровского района
ПРИНЯТО на заседании МО протокол № ___ от «____» _________202_г. руководитель МО ________ З.И. Артеева
| СОГЛАСОВАНО Замдиректора по ОП _________ Е.Н. Цызман | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «ШИООО» г.Тарко-Сале ___________П.Ю. Грабельников Приказ №_____от «__» _____202_г |
Рабочая программа
по литературному чтению
для 1 класса начального общего образования
Назаровой Ксении Станиславовны, без категории
2020-2021 учебный год, срок реализации – 1 год
Рассмотрено
на педагогическом совете
протокол № ___
от «___» _________202_ г.
г. Тарко-Сале
2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 1 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требованиями МБОУ «ШИООО» г. Тарко-Сале, авторской программы Климановой Л.Ф., Голованова М.В., Горецкого В.Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение, 2019г. Разработана на основе УМК «Школа России». Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте». После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Цель изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе – научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.
Достижение этой цели в 1 классе предполагает решение следующих задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно — ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества. Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом на 2020-2021 год на предмет «Литературное чтение» в 1 классе отведено 2 часа в неделю, 33 недели, всего 66 часов. Из них на интегрированный курс «Обучение грамоте» - 47 часов, на литературное чтение – 19 часов.
Общая характеристика учебного предмета
На уроках обучения грамоте дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового чтения предложений и связных текстов, с частичным переходом на чтение целыми словами, овладевают элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой. А также развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих; получает дальнейшее развитие связная речь учащихся, повышается культура их речевого общения.
Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочётов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других занятиях в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учащимися на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем- моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.
На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) период — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей.
В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения. Навык чтения.
На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи). При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства. Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему. Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения. Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 1 классе
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 1 классе
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты освоения предмета «Литературное чтение» в 1 классе
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Требования к результатам обучения
Личностные
Учащиеся научатся:
- называть место, где родился и вырос, составлять небольшой текст о природе родного края, о семье, родителях;
- понимать свою принадлежность к определённому народу России; с уважением относиться к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
- знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения разных народов, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме; размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
- понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
- понимать значение новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни; ответственно относиться к урокам «Литературного чтения», беречь учебник, тетрадь, бережно относиться к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения;
- понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
- относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
- относиться с уважением к родному языку.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
- определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:
- «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
- стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- осуществлять простейшие логические операции:
сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
- внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
- участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Учащиеся получат возможность научиться:
- задавать уточняющие вопросы на основе образца;
- принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
- подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
- чётко и правильно произносить все звуки;
- плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
- определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
- восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
- соотносить иллюстрации и текст;
- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
- составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
- придумывать окончание сказок по образцу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащие научатся:
- на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
- отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
- понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
- отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
- знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Содержание учебного предмета
Добукварный период (4ч.)
Речь устная письменная. Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (34ч.)
Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.
Развитие устной речи.
Звуковая культура.
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию. Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте. Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя). Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой. Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период (9ч.)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.
Жили-были буквы (3ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.
Сказки, загадки, небылицы (3ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений.
Апрель, апрель. 3венит капель! (3ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.
Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение.
И в шутку и всерьёз (3ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений.
Я и мои друзья (3ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса. Оценка достижений.
О братьях наших меньших (4ч.)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации. Оценка достижений.
Учебно-тематический план и виды контроля
№№ п/п | Наименование разделов и тем (в соответствии со стандартом) | Кол-во часов (в том числе теоретических и практических занятий, контрольных уроков) | Контроль результатов | Примечания | |||
Проверка сформированности уровня читательских умений | Тематические тесты | Проекты | Диагностические работы | ||||
II | Обучение грамоте | 47 | 1 | ||||
11 | Добукварный период | 4 | |||||
22 | Букварный период | 34 | |||||
33 | Послебукварный период | 9 | 1 | 1 | |||
III | Литературное чтение Систематический курс | 19 | |||||
11 | Жили – были буквы | 3 | 1 | ||||
22 | Сказки, загадки, небылицы | 3 | 1 | ||||
33 | Апрель, апрель! Звенит капель… | 3 | 1 | ||||
44 | И в шутку и всерьёз | 3 | |||||
55 | Я и мои друзья | 3 | 1 | ||||
66 | О братьях наших меньших | 4 | 1 | 1 | |||
Итого | 66 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата | Виды деятельности | Домашнее задание |
1 | «Азбука» - первая учебная книга. Здравствуй, школа. Устная и письменная речь. Предложение и слово. | 1 | Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац); правила работы с учебной книгой. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении. Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. | ||
2 | Слово и слог. Слог. Ударение. | 1 | Слог как минимальная произносительная единица языка. Ударный слог. | ||
3 | Согласие крепче каменных стен. Звуки в окружающем мире и речи. | 1 | Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков. | ||
4 | Гласные и согласные звуки. Век живи, век учись. Как образуется слог? (Слог-слияние) | 1 | Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога – слияния. Работа с моделями слов, содержащими слог- слияние, согласный звук за пределами слияния. | ||
5 | Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква Аа. | 1 | Особенности произнесения звука (а), характеристика звука (а). Буквы А, а. как знак звука(а). | ||
6 | Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буква Оо. | 1 | Особенности произнесения звука (о), его характеристика). Буквы О, о, как знак звука (о). | ||
7 | Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буква Ии. | 1 | Особенности произнесения звука (и), его характеристика. Буквы И, и, как знак звука (и). | ||
8 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква Ы. | 1 | Особенности произнесения нового звука. Характеристика звука. | ||
9 | Ученье – путь к уменью. Гласный звук [у]. Буква Уу. | 1 | Особенности произнесения нового звука. Характеристика звука. Повторение гласных звуков. Качества прилежного ученика. | ||
10 | Труд кормит, а лень портит. Согласные звуки [н], [н,]. Буква Нн. | 1 | Твердость и мягкость согласных звуков. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Знакомство с двумя видами чтения – орфографическим и орфоэпическим. | ||
11 | Старый друг лучше новых двух. Согласные звуки [с], [с,]. Буква Сс. | 1 | Особенности артикуляции новых звуков. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Наблюдение над родственными словами. | ||
12 | Каков мастер, такова и работа. Согласные звуки [к], [к,]. Буква Кк. | 1 | Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой. Труженики села. | ||
13 | А.С. Пушкин. Сказки. Согласные звуки [т], [т,]. Буква Тт. | 1 | Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Животные и растения в сказках, рассказах и на картинках художников. | ||
14 | К.И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л,]. Буква Лл. | 1 | Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Практическое овладение диалогической формой речи. | ||
15 | А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Согласные звуки [р], [р,]. Буква Рр. | 1 | Особенности артикуляции звуков (р), (р,). Формирование навыка плавного слогового чтения. | ||
16 | Век живи – век учись. Согласные звуки [в], [в,]. Буква Вв. | 1 | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Физкультура. Спортивные игры. | ||
17 | Русская народная сказка. Звуки [й, э] [э]. Буква Ее. | 1 | Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге – слиянии. В лесу. Растительный и животный мир леса. На реке. Речные обитатели. | ||
18 | Красуйся, град Петров! Согласные звуки [п], [п,]. Буквы Пп. | 1 | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Профессии родителей. | ||
19 | Москва – столица России. Согласные звуки [м], [м,]. Буква Мм. Повторение изученного о буквах и звуках. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Москва – столица России. | ||
20 | О братьях наших меньших. Согласные звуки [з], [з,]. Буква Зз. | 1 | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. В зоопарке. | ||
21 | А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Согласные звуки [б], [б,]. Буква Бб. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Единственное и множественное число имен существительных. | ||
22 | Терпение и труд все перетрут. Согласные звуки [д], [д,]. Буква Дд. Сопоставление букв д – т в слогах и словах. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Однокоренные слова. | ||
23 | Россия – Родина моя. Звуки [й, а], [а]. Буква Яя. | 1 | Буква я в начале слова и после гласных в середине и на конце слов, показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии Россия – Родина моя. Йотированные гласные. | ||
24 | Не делай другим того, чего себе не пожелаешь. Согласные звуки [г], [г,]. Буква Гг. Сопоставление слов и слогов с буквами г – к | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | ||
25 | Делу время, а потехе – час. Звук [ч,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Чч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | ||
26 | Красна птица опереньем, а человек -уменьем. Буква Ь. | 1 | Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. | ||
27 | Мало уметь читать, надо уметь слушать. Звук [ш] – всегда твердый согласный звук. Буква Шш. Правописание сочетаний ШИ. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | ||
28 | Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Звук [ж] – всегда твердый согласный звук. Буква Жж. Правописание сочетаний ЖИ-ШИ . | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | ||
29 | Люби все живое. Звуки [й, о], [,о]. Буква Ёё. Двойная роль буквы Ё. | 1 | Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии. Род имён существительных. | ||
30 | Жить – Родине служить. Согласный звук [й,]. Буква Йй. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | ||
31 | Без труда хлеб не родится никогда. Согласные звуки [х], [х,]. Буква Хх . | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Хлеб –всему голова. | ||
32 | С.Я. Маршак. Сказка о глупом мышонке. Звуки [й, у], [ ,у]. Буква Юю. Двойная роль буквы Ю. | 1 | Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Литературная сказка. Авторская сказка. | ||
33 | Делу время – потехе час. Звук [ц] – всегда твердый согласный звук. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Отработка техники чтения. Слова –исключения с буквой Ц. | ||
34 | Как человек научился летать. Гласный звук [э]. Буква Ээ. | 1 | Чтение слов, предложений и коротких текстов с новой буквой. Развитие осознанности и выразительности чтения. Этимологическое значение слова. | ||
35 | Русская народная сказка «По щучьему велению». Звук [щ,] – всегда мягкий согласный звук. Буква Щщ. Правописание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | ||
36 | Играют волны, ветер свищет. Согласные звуки [ф], [ф,]. Буква Фф. | 1 | Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Российский флот. | ||
37 | Бог не в силе, а в правде. Буквы Ь и Ъ – разделительные знаки. | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения. | ||
38 | Русский алфавит. | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения. | ||
39 | Как хорошо уметь читать. | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения. | ||
40 | Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | Герои произведения. Чтение по ролям. | ||
41 | К. Ушинский «Наше отечество». | 1 | Чтение текста. Анализ содержание текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над значением слов. | ||
42 | «Первоучители словенские». «Первый букварь». | 1 | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. | ||
43 | А. С. Пушкин «Только месяц показался» Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский о детях. | 1 | Сказки. Выставка книг. Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. Поучительные рассказы. | ||
44 | К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон»-М. М. Пришвин. «Предмайское утро», «Глоток молока». | 1 | Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения – небылицы Самостоятельное озаглавливание произведений. | ||
45 | С. Я. Маршак «Угомон» и др. | 1 | Приёмы заучивания произведений. | ||
46 | С. В. Михалков «Котята», Б. В. Заходер «Два и три». «Песенка Азбука». | 1 | Жизнь и творчество С.В. Михалкова. | ||
47 | В. Д. Берестов. «Пёсья песня» и др. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Выставка книг. | ||
48 | Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет». | 1 | Понятия «автор», «писатель», «произведение». Сочинение двустиший о буквах. Стихотворение, персонажи, гласные и согласные буквы. | ||
49 | Г. Сапгир «Про медведя». С. Маршак «Автобус №26». | 1 | Передача различных интонаций при чтении. Игра ««Подбери рифму». Анализ произведения: выявление его идейно- художественной направленности. | ||
50 | Из старинных книг. Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок». | 1 | Соотнесение заглавия с содержанием, словесное рисование. Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». | ||
51 | Русская народная сказка «Теремок» Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 1 | Ответы на вопросы по содержанию. Работа с текстом. Чтение диалога действующих персонажей. Особенности жанров. Отгадывание загадок с опорой на сущностные признаки предметов. Сочинение своих загадок | ||
52 | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | 1 | Особенности жанров УНТ, различение и сравнение жанров. | ||
53 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Л.Н. Толстой «Зайцы и лягушки». | 1 | Особенности малых фольклорных жанров, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности. Анализ текста его воспроизведение по опорным словам и картинному плану. | ||
54 | А. Майков «Ласточка примчалась…» А. Майков «Весна». | 1 | Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение. Определение настроения стихотворения. | ||
55 | Т Белозёров «Подснежники». Л. Ульяницкая Фонарик». Л. Яхнин «У дорожки». | 1 | Настроение стихотворения, словарь слов, которые могут помочь передать настроение. Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | ||
56 | Е. Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?». А. Майков «Христос Воскрес». | 1 | Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. | ||
57 | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Н. Артюхова «Саша- дразнилка». | 1 | Знакомство с названием раздела, прогнозирование содержания произведений раздела. Прогнозирование текста. Разбиение текста на части, составление плана, определение опорных слов для пересказа. | ||
58 | К. Чуковский «Федотка» И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 | Анализ, оценка и передача интонацией настроений и чувств героев. Чтение по ролям. Анализ и оценка чувств и настроений героев. | ||
59 | К. Чуковский «Телефон» К. Ушинский «Ворон и сорока». | 1 | Урок-обобщение по Прогнозирование текста. Анализ и оценка чувств и настроений героев. Действующие лица, жанр произведения. | ||
60 | Ю. Ермолаев «Лучший друг». Р. Сеф «Совет» | 1 | Прогнозирование содержания произведения. | ||
61 | В. Берестов «В мире игрушек»- С. Маршак «Хороший день». | 1 | Дружба, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы, товарищи, родные, главная мысль произведения. | ||
62 | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»- Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». | 1 | Взаимоотношения, беспомощность, привязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек. | ||
63 | С. Михалков «Трезор» -В. Осеева «Собака яростно лаяла» | 1 | Выборочное чтение. Идейно- художественный анализ произведения. Составление вопросов. | ||
64 | И. Токмакова «Купите собаку». В. Берестов «Лягушата». | 1 | Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. Различение жанров художественных произведений. | ||
65 | В. Лунин «Никого не обижай». Д. Хармс «Храбрый ёж». | 1 | Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. | ||
66 | Н. Сладков «Лисица и ёж». Разноцветные страницы. Урок- обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1 | Анализ и оценка поступков героев. Пересказ текста по картинному плану. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Литературное чтение» составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российско...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе " Школа России" . В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю(136 часов). В программу входит календарно-те...
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса,адаптированная для обучения учащихся по программе VII вида , УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для ученика 2 класса индивидуального обучения по программе 7 вида составлена на основе...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России в рабочем конструкторе
Рабочая программа составлена в в соответствии обновленному стандарту ФГОС в рабочем коеструкторе....
урок литературного чтения по теме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическим планированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник входит в систему «Школа России» Авторы: Л. Ф. Климанова
урок литературного чтения потеме: Русская народная сказка «Рукавичка» в соответствии с календарно-тематическимпланированием в рабочей программе по литературному чтению в 1 классе. Учебник ...