доклад "Смысловое чтение -залог успеха школьника."
статья по чтению
доклад"Смысловое чтение - залог успеха школьника " .В докладе представлены основные этапы и приемы работы с текстом , которые эффективно используются в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
смысловое чтение | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему « Смысловое чтение - залог успеха школьника»
В современном мире происходят глобальные процессы информатизации общества. С каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество текстовой информации, предъявляются новые требования к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки.
Новые условия порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Залог успеха современного человека - в умении извлекать информацию из разных источников, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать.
Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Связующим звеном всех учебных предметов является текст. Умение работать с текстом позволяет добиваться оптимального результата.
Сегодня на уроках учителю недостаточно выразительно прочитать текст ученикам и ответить на пару готовых вопросов в учебнике. Смысловое чтение - это такой вид деятельности, который нацелен на понимание читающим смыслового содержания прочитанного текста.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, находить и извлекать информацию из различных текстов, работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
Выделяют три основных этапа работы над произведением:.
Первый этап – работа с текстом до чтения.
На первом этапе необходимо начать работу с определения смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделить его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
На данном этапе уместно использовать :
а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора,
б) Восстановление текста с пропущенными элементами.
в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.
г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?
Второй этап – работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста может быть организовано как самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Его цель - выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
После того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Анализ текста предполагает постановку уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Это может быть диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов.
Последний вид работы на этом этапе – обобщение прочитанного. Работа строится в виде беседы по содержанию текста, постановки к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Третий этап - работа с текстом после чтения.
Работа на заключительном третьем этапе может быть построена в форме коллективного обсуждения прочитанного. Здесь уместно соотнести читательскую интерпретацию произведения с авторской позицией, выявить и сформулировать основную идею текста.
Предлагаю более подробно разобрать наиболее интересные, на мой взгляд, приемы работы с текстом на уроках в начальной школе.
1. Приём «Составление вопросного плана»
Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Этот прием мы наиболее часто используем в начальной школе.
2. Прием «Ромашка Блума» (Учимся задавать вопросы разных типов)
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Этот прием называется "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Умеющие задавать вопросы, умеют мыслить .Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы."Она состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова – назови, вспомни
Как звали главного героя? ВСПОМНИ
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…докажи
ДОКАЖИ
Интерпретационные (объясняющие) вопросы.
Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
ПОЧЕМУ
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?"Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив? Вопрос следует начать со слова – придумай…предположи
ПРИДУМАЙ
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…оцени
ОЦЕНИ
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи….
ПРЕДЛОЖИ
Как бы ты поступил…?
Возможны два варианта использования "Ромашки Блума" на уроках
• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Вопросы на лепестках ромашки можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
Целесообразно этот приём использовать в конце урока на рефлексии.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, предлагаем следующее:
- формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
- повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
- обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Учитель сегодня должен учить учащихся извлекать информацию из различных источников , понимать содержание прочитанного и эффективно ее использовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"
Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....
Презентация "Поиск и увлечённость - залог успеха в обучении"
В презентации представен опыт работы по использованию деятельностного подхода в обучении младших школьников...
Качественное образование - залог успеха школы
В докладе раскрывается политика, миссия школы по проекту: «Внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области», р...
Использование технологии развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках – залог успеха.
Изучая технологию смыслового чтения, пришла к выводу, что данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она предлагает сис...
Памятка для родителей "Не все школьники легко и быстро заучивают стихи. В чём залог успеха?"
Советы родителям , как помочь ребенку в заучивании стихов....
доклад "Смысловое чтение -залог успеха школьника"
доклад на МО учителей начальных классов....
Методическая разработка " Мотивация-залог успеха школьника"
Мотивация залог успеха любого школьника....