Конспект урока литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Будзинаускене Анна Анатольевна

Гаршин В.М. "Лягушка-путешественница"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.  Программа  «Школа 21  века»

Тема:. Авторская позиция в сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Оборудование: презентация, книжная выставка, карточки с пословицами для групповой работы, карточки с терминами, названиями черт характера, темой урока, выставка детских рисунков  и поделок.

Цель: формирование умения работы с текстом и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:  создать условия для формирования УУД:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения,

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

- понимание духовной сущности произведения

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, выявлять точку зрения автора и выражать свою,

- сотрудничать в группе для решения учебной задачи.

Регулятивные:  

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание  (о чём) и форму (как) художественного произведения;

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

Ход урока

Актуализация

-Назовите автора произведения, с которым вы познакомились самостоятельно дома? ( Всеволод Михайлович Гаршин )

Слайд1.(портрет Гаршина и обложки книг)

-Обратите внимание на его портрет и обложки книг с его произведениями. Также рассмотрите книжную выставку.

-Можете ли вы сказать, какие по жанру произведения писал В.М. Гаршин?(рассказы, стихи)

-Давайте найдем подтверждение ваших слов в  учебнике в статье о писателе  ( стр. 91)

-Каким литературным жанрам он отдавал предпочтение? (сказки, рассказы, легенды, очерки, стихи)

-Назовите темы его произведений? (человек, животные)

 -Какое по  жанру произведение вы прочитали ? (сказка)

 -  К какой группе сказок вы её отнесли бы? По авторской принадлежности, по тематике? (авторская (литературная) , о животных) – карточки на доске

- Эта сказка хоть и литературная, но есть и элемент народной сказки. Какими словами она начинается? (Жили-были) Так начинаются многие народные сказки.

- Как озаглавил свою сказку Гаршин?

 –На чём можно путешествовать в реальной жизни? ( поезд, самолёт, автомобиль…)

-Какой способ путешествия придумал Гаршин?

- Кто главный персонаж сказки? ( вывешивается  на доску  слово Лягушка)

Слайд 2. (фото с изображениями лягушек)

-Какая лягушка в реальной жизни? (не очень приятная, со скользкой кожей, пупырчатая…)

-Какие чувства вызывает лягушка у людей чаще всего в обычной жизни? (брезгливости, отвращения, …)

- А в сказке Гаршина она вызывает такие чувства? ( Нет. )

-Действительно, у Гаршина лягушка совсем другая.

Постановка цели урока.

- Сегодня попробуем разобраться, как же автор относится к своей лягушке-путешественнице. Какой он её изображает. И какая главная мысль произведения.

Характеристика главной героини сказки.

 На доску вывешиваю карточку с темой урока:  Авторская позиция в сказке В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

-Найдите в тексте отрывок, в котором Гаршин описывает внешность лягушки.(с. 103, 104)( пёстренькая, лакированная спинка, квакушка, лупоглазая)

-Рассмотрите строение слова и скажите, что автор использует, чтобы показать своё любование лягушкой? ( суффиксы –еньк, ушк, -к) Слайд 3.

-Как вы отнеслись к такой лягушке? Она вызвала у вас какие-то негативные, отрицательные чувства? (нет)

- Почему? (Гаршин описал её внешне приятной, красивой)

На доску вывешиваю картинку с изображением лягушки.

- Вот   какая она  красавица у Гаршина.

-Это внешность.

-А какой она была по характеру? Как это показывает Гаршин?  Давайте выясним.

Назовите качества характера лягушки. Поясните своими словами и  докажите своё мнение словами из текста.

Любопытная, сообразительная, смекалистая, умная, изобретательная, смелая, отважная. тщеславная, хвастливая, общительная, сдержанная , осторожная(по ходу ответов вывешиваю карточки вокруг картинки с изображением лягушки)

(Качества характера можно называть синонимичными рядами: сообразительная, смекалистая, изобретательная , умная; осторожная, сдержанная)

(Дети зачитывают эпизоды сказки, подтверждающие их мысли. Если не могут назвать, то сначала вывешиваю карточку с качеством характера, а дети уже потом зачитывают эпизод)

- Посмотрите, сколько качеств характера лягушки мы выявили.

- Как вы считаете, каких качеств в характере лягушки , которыми наделил её Гаршин больше?(положительных)

-Какие из качеств вы бы не отнесли к положительным? ( хвастливая, тщеславная)

Народ с давних пор осуждал хвастливых людей и даже об этом сложил пословицы.

Работа в группах

- Я вам предлагаю поработать в группах. Задание следующее: соберите рассыпавшиеся пословицы о хвастовстве.

Проверка.

- Сверим получившиеся пословицы с пословицами на слайде 3:

1. Хвастовство само себя наказывает.

2. Кто хвалится, тот с горы свалится.

3. Коли хорош, так не хвастай: тебя итак заметят.

Ребята, хвастовство- это же качество человека. И тематика произведений Гаршина – это человек, его жизнь.

А у нас Гаршин наделил лягушку человеческими качествами, которые осуждают люди, и. через образ лягушки  высмеял их.

- Вспомните, пожалуйста, как называется такой приём в литературе?               ( аллегория) ( На доску вывешивается  карточка)

- В каком жанре мы ещё встречали этот приём? (басня)

Выявление главной мысли

- К чему же привело желание лягушки хвастаться? (из-за того, что она стала хвастаться, она не смогла больше продолжать путешествие с утками на юг и так и не смогла узнать, что это такое)

- Подумайте, какая из пословиц точнее всего выражает главную мысль всей сказки? Чему хотел нас научить Гаршин? (Хвастовство само себя наказывает) (Слайд 4)

- Поясните.

- Гаршин осудил, высмеял хвастливую лягушку. Но можем ли мы сказать, что он высмеивает её зло, не по- доброму? Как вы считаете?

- А какой он приём использует? ( ирония- карточка)

-Если не можете вспомнить, нам поможет задание в печатной тетради ( с. 56 №2)

 -Что означает слово ирония?( с. 40 в учебнике, если не смогут ответить)

- Выполнив задание № 3 в тетради, вы сможете найти те слова , в которых заключена скрытая насмешка. Слайд №5 (барахталась, шлёпнулась, летела вверх тормашками)

Рефлексия

-Вернёмся к началу урока. Смогли ли мы разобраться в отношении Гаршина к своей героине? Как он к ней относится?

-Да, действительно, Гаршину нравится его героиня, он симпатизирует ей. Он ею восхищается. Автор наделил её большим количеством положительных качеств. Но он шутит над ней с лёгкой насмешкой.

-Когда вы дома читали сказку, то смогли это заметить, почувствовать, потому что лягушка на ваших рисунках к сказке и на поделках тоже очень симпатичная, милая, приятная. Я увидела, что она вам очень понравилась.

Домашнее задание.

Подготовьте список произведений, в которых главной героиней является лягушка. И подумайте,  какой она показана в этих произведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...