Работа с текстом
тренажёр по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Работа с текстом_4 класс
Ворон, волк и олень
Дунганская народная сказка
Однажды встретились в лесу ворон, волк и олень. И решили быть братьями.
– Ты, олень, будешь старшим братом, ты, волк, – средним, а я буду младшим братом, – сказал ворон. – Мы будем во всём друг другу помогать. И тогда нам не страшно будет в этом лесу. Если кто-нибудь попадёт в беду, два брата всегда придут к нему на помощь.
– Ты правильно говоришь, ворон, мы будем друг друга выручать, – сказал олень.
А в этот лес приходили охотники и ставили капканы. Первым попал в капкан волк. Ворон, как всегда, летал над лесом. Он сразу увидел, что средний брат в беде, и полетел искать оленя.
– Скорей на помощь! Наш средний брат волк попал в капкан! – закричал он оленю. – Беги за мной, я буду показывать дорогу!
Олень прибежал к волку. Своими крепкими копытами он разбил капкан и освободил среднего брата. А через несколько дней сам попал в капкан.
Ворон увидел, что олень в беде, и полетел разыскивать волка.
– Скорей на помощь! – кричал ворон. – Теперь наш старший брат попал в капкан!
Но у волка было волчье сердце. Он вовсе не с чистой душой подружился с оленем. Хотел он лишь одного: когда-нибудь съесть оленя. Но идти к капкану испугался. «Пусть охотники придут к капкану, и пусть они заберут его мясо и шкуру, а внутренности, требуху, они всё равно выбросят. Эту требуху я и съем», – так думал коварный волк.
Он разыскал охотников, показался им на глаза и побежал туда, где сидел в капкане олень. Охотники погнались за волком. Увидел всё это младший брат ворон и скорей полетел к оленю.
– Наш средний брат нам изменил, он ведёт сюда охотников, – сказал ворон. – Но ты, брат олень, не бойся. Я тебя спасу. Вот что мы сделаем: ты ложись и не шевелись. А я сяду на твою голову. Охотники подумают, что ты умер, и откроют капкан. А ты вскакивай и беги!
Так они и сделали. В это время из кустов выскочил волк, бросился в сторону и спрятался в камышах. Тут подоспели и охотники.
– Э, да олень уже мёртвый, – сказал один из них. Охотники подошли к оленю. Ворон взлетел и сел на дерево. Охотники открыли капкан. Олень вдруг вскочил и скрылся в чаще. Охотники даже «а» сказать не успели.
«Волк, ты предатель, и ты поплатишься за своё предательство. Ты умрёшь», – так решил ворон. И он камнем сорвался с дерева и полетел в камыши, туда, где прятался волк. Охотники удивились и побежали посмотреть, куда упал ворон. И увидели волка и убили его.
И с тех пор в народе говорят: лучшие помыслы отдавай другу, делай другу только добро, а если у тебя волчье сердце, то ждёт тебя волчья участь.
Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1.Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
а) В поле; б) в лесу; в) на реке; г) в горах.
2. Назови персонажей произведения.
а) Ворон; б) лось; в) охотники; г) волк; д) олень.
3.Для чего, с какой целью ворон, волк и олень решили стать братьями? Выпиши ответ из текста. _______________________________________________________________________________
4.Как ворон распределил названых братьев по старшинству? Ответы впиши в таблицу.
Названые братья | |||
Олень | Волк | Ворон | |
5.Как поступили старший брат олень и младший брат ворон, когда средний брат волк попал в беду? Ответ оформи одним предложением. _____________________________________________
______________________________________________________________________________________
6.Какие качества волка проявились, когда олень попал в беду? (Возможны два варианта ответа.)
а) Коварство; б) неблагодарность; в) жадность; г) равнодушие.
7. Определи наиболее точное значение слова коварный.
а) Скрывающий под показной доброжелательностью злой умысел;
б) наделённый большим количеством отрицательных качеств;
в) постоянно обманывающий кого-либо;
г) не знающий ни стыда, ни совести.
8.Какую хитрость придумал ворон, чтобы спасти оленя? Ответ оформи одним предложением.
_______________________________________________________________________________________
9.В какой русской народной сказке животные прибегали к такой же хитрости? Запиши название одной из сказок. ________________________________________________________________________
10.Запиши ряд слов (2–3), которые раскрывали бы значение образного выражения волчье сердце.
______________________________________________________________________________________
11.Как ты думаешь, кого из названых братьев справедливее было бы назвать старшим братом, и почему?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
12.Какими эпитетами (образными выражениями) можно наградить ворона? (2–3 слова.)
_______________________________________________________________________________________
13.Восстанови с помощью цифр деформированный план текста.
а) Вызволение из капкана среднего брата – волка.
б) Решение ворона, волка и оленя стать братьями и во всём помогать друг другу.
в) Волку – волчья смерть.
г) В беде старший брат. Коварство волка.
д) Как ворон освободил старшего брата с помощью хитрости.
14.Какой из русских пословиц, на твой взгляд, можно бы закончить сказку?
а) Как аукнется, так и откликнется.
б) Что посеешь, то и пожнёшь.
в) Как волка ни корми, он всё в лес смотрит.
г) С волками жить – по-волчьи выть.
Фамилия, имя ____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).
Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...
Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."
Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний." В презентации прослеживаются различные виды работы с текстом. Презетация соде...
Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"
Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."
В докладе рассказывается о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)
Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...