Рабочая программа внеурочной деятельности «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
рабочая программа по чтению (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_gostinaya.docx | 46.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пречистенская средняя школа
Утверждено
приказом директора
от «___»____________№ ____
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
Общеинтеллектуальное направление
Учитель: Потемкина Л.Л.
2018 год
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.
«Литературная гостиная» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.
Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям – созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Занятия предназначены для детей среднего школьного возраста (4 класс).
В программе работы поднята важнейшая проблема духовно – нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,– всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Основные принципы организации :
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Цель:
развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление, развитие литературных, творческих способностей школьников.
Задачи:
- Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
- Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Развивать образное мышление;
- Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
- Развивать творческие способности;
- Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
- Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
- Приобщение к чтению – как основе выработки творческих способностей;
- Развитие сочинительства;
- Воспитание литературной грамотности.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- диспуты;
- практические занятия «Творение слова»;
- олимпиады;
- конкурсы;
- викторины;
- игры;
- защита проектов.
Перечень упражнений, используемых на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Методы и приёмы:
- активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
- пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:
В ходе занятий кружка учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
- уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
- уметь находить необходимые сведения в Интернете
- уметь создавать кроссворд, тест
Описание места занятий на кружке в учебном плане:
В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, 40 минут занятие для учащихся 4 класса.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Изучение кружкового курса обеспечивает:
— формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;
— развитие литературного вкуса;
— осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;
— способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей
Ожидаемые результаты:
занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение. (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
- создавать и совершенствовать собственные творческие работы.
Положительные результаты сформированности УУД на занятиях кружка проявляются:
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
- в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
- в формировании критического мышления;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
- Моделировать ситуацию.
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- Воспроизводить способ решения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
- Оценивать предъявленное готовое решение.
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
- Конструировать несложные задачи.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Материально-техническое обеспечение:
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютер,
- проектор,
- экран.
Тематическое планирование занятий «Литературная гостиная»
№ | Тема занятий | Кол-во часов | УУД |
1 | Вводное занятие «Сказочный указ». О книге и библиотеке. | 1 | Регулятивные УУД •Проговаривать последовательность действий на занятии. •Учиться работать по предложенному учителем плану. •Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД •Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации. •Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке. •Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. •Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД •Уметь пользоваться навыками литературного языка: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной форме. • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. •Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им. • Учиться согласовано работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками; в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Личностные результаты - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; - высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений. |
2 | Рассказы Льва Николаевича Толстого, русского писателя | 1 | |
3 | Рассказы Владислава Петровича Крапивина советского и российского детского писателя. | 1 | |
4 | Рассказы Николая Николаевича Носова, русского писателя | 1 | |
5 | Знакомство с детскими журналами. 90 лет назад (1924 г.) вышел первый номер детского журнала «Мурзилка» | 1 | |
6 | Стихи Фёдора Ивановича Тютчева, русского поэта. | 1 | |
7 | Рассказы русского писателя Павла Петровича Бажова | 1 | |
8 | Басни Ивана Андреевича Крылова, русского писателя, баснописца | 1 | |
9 | Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, писателя | 1 | |
10 | Международный день детской книги | 1 | |
11 | Сбор информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг. | 2 | |
12 | Стихи и сказки А.С.Пушкина. | 1 | |
13 | Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок. | 1 | |
14 | По дорогам сказок. Сказки народные. | 2 | |
15 | Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…» | 1 | |
16 | Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…» | 1 | |
17 | Конкурс чтецов Стихотворений о войне. | 1 | |
18 | По дорогам сказок. Сказки литературные. | 2 | |
19 | Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина | 1 | |
20 | Эрудит – лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева» | 1 | |
21 | Брейн – Ринг «Басни И. А. Крылова» | 1 | |
22 | Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника. | 1 | |
23 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).. | 1 | |
24 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 | |
25 | Занимательное литературоведение | 1 | |
26 | Литературное казино | 1 | |
27 | Библиотечная мозаика | 1 | |
Итого | 34 |
Календарно –поурочное планирование занятий
«Литературная гостиная»
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | |
1 | 08.09. | Вводное занятие «Сказочный указ». О книге и библиотеке. Основные правила пользования библиотекой. Понятия «пользователь», «документ», «источники», «информация». | ||
2 | 15.09. | Рассказы Льва Николаевича Толстого, русского писателя | ||
3 | 22.09. | Рассказы Владислава Петровича Крапивина советского и российского детского писателя. | ||
4 | 29.09. | Рассказы Николая Николаевича Носова, русского писателя | ||
5 | 06.10. | Знакомство с детскими журналами. 90 лет назад (1924 г.) вышел первый номер детского журнала «Мурзилка» | ||
6 | 13.10. | «Сердцу милая сторонка». Стихи Фёдора Ивановича Тютчева, русского поэта | ||
7 | 20.10. | Рассказы русского писателя Павла Петровича Бажова | ||
8 | 27.10 | Басни Ивана Андреевича Крылова, русского писателя, баснописца | ||
9 | 10.11. | Рассказы Константина Дмитриевича Ушинского, русского педагога, писателя | ||
10 | 17.11. | Международный день детской книги. | ||
11 | 24.11. | Сбор информации о героях России, оформление по-стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг. | ||
12 | 01.12. | Стихи и сказки А.С.Пушкина. | ||
13 | 08.12. | Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок. | 1 | |
14 | 15.12. | По дорогам сказок. Сказки народные. | ||
15 | 22.12. | Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…» | ||
16 | 29.12. | Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…» | ||
17 | 12.01. | Конкурс чтецов. Стихотворения о войне. | ||
18 | 19.01. | По дорогам сказок. Сказки литературные. | ||
19 | 26.01. | Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина | ||
20 | 02.02 | Эрудит – лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева» | ||
21 | 09.02. | Брейн – Ринг «Басни И. А. Крылова». | ||
22 | 16.02. | Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника. | ||
23 | 01.03. | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | ||
24 | 15.03 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | ||
25 | 22.03. | Занимательное литературоведение | ||
26 | 05.04 | Литературное казино | ||
27 | 12.04. | Библиотечная мозаика | ||
28 | 19.04. | Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника. | ||
29 | 26.04. | Сказочный кроссворд. | ||
30 | 03.05. | Тест « Работа с информацией». | ||
31 | 10.05. | День славянской письменности и культуры. Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). | ||
32 | 17.05. | Путешествие в страну Читалию! | ||
33 | 24.05. | Путешествие по словарям «От А до Я» | ||
34 | 30.05. | Отзыв на прочитанную книгу, дневник чтения. Подведение итогов. | ||
Литература:
1.. О. Г. Черных Игровые уроки по литературе: 4 класс. – М.:ВАКО, 2008.
2.Маранцман В. Г. Изучение литературы. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997
3.Интернет-ресурсы
4. О. А. Еремина. «Литературный кружок в школе. 4 класс».М., Просвещение 2011г
5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. М., Дрофа, 2008
6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. М., Дрофа, 2008
7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. М., Просвещение.1982г
8. Т. В. Матвеева. От звука до текста. М., У – Фактория. 2003г
9. Л. Е. Тумина. - Москва : Перспектива, 1995.
10. Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов
Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литературная гостиная"
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Литературная гостиная" с пояснительной запиской....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературные миниатюры» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для 4 класса....
внеурочная деятельность - литературная гостиная "В мире книг"
предлагаю рабочую программу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "В мире книг" для 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостинная"
Рабочая программа внеурочной деятельности "литературная гостинная" для 2 класса. Программа расчитана на 1 год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературная гостиная"
Основной формой работы являются внеклассные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия вк...