трудности обучения чтению современных детей
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Вот уже много лет я работаю над темой "Трудности обучения чтению детей младшего школьного возраста". Много лет я собираю различный материал, который использую в своей работе. Хочется поделиться своими мыслями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_obucheniyu_chteniyu_sovrem_detey.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
За последние годы резко снизилось качество обучения детей в школе. Частым явлением стало, что многие старшеклассники читают по слогам. Большинство детей не любят, а самое главное не хотят читать. И только треть детей к окончанию школы могут вдумчиво читать текст, извлечь из него нужную и полезную информацию, грамотно говорить и писать. Многие выпускники не могут последовательно и грамотно изложить свои мысли. Одной из главных причин неуспеваемости детей по многим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая способна препятствовать овладению правильным чтением и грамотным письмом.
В пяти летнем возрасте ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это говорит о том, что ребенок должен говорить чисто, грамотно, различать звуки речи, обладать достаточным словарным запасом. Грамотная речь – это показатель умственного развития ребенка. В шесть , семь лет речь ребенка развивается достаточно достаточно быстро и бурно.
Развитие речи происходит в двух направлениях:
интенсивно развивается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;
речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, грамматического строя речи, а также мышления).
От условий жизни и воспитания ребенка зависит его грамотная речь, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Поэтому в этом возрасте очень важно организовать занятия по развитию речи, особенно для детей, у которых обнаруживается речевая недостаточность. И такие занятия проводит в школе учитель-логопед.
В переводе с греческого языка логопед означает «Воспитание правильной речи».
Предметом логопедии является нарушения речи и воспитание лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек. Учитель-логопед – это педагог, который должен обладать знаниями, связанными со специальными отраслями педагогики (тифлопедагогикой, сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой), методиками обучения родному языку и математике, общей и специальной психологией, нейропсихологией, нейро- и психолингвистикой и другими науками.
Чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой речевых нарушений и всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и не речевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.
В школах учитель-логопед является экспертом успеваемости по родному языку. Он выявляет детей с недостатками устной и письменной речи, организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребенка учителем. Учитель-логопед на занятиях должен не только решить речевые задачи, но и сформировать учебную деятельность детей.
Даже у одаренных детей довольно высокий уровень развития познавательных процессов, речи воображения сочетается с недостаточной сформированностью произвольности. Недостаточный уровень произвольности проявляется в особенностях оформления письменных работ (грязь в тетради, неумение надавливать на ручку, очень медленный темп письма) и в наличии особых ошибок, не относящихся ни к орфографическим, ни к дисграфическим, типичным для детей с дефектами речи:
При письме:
заменой букв (к-п);
списывание с ошибками с доски;
не может удержать и воспроизвести элементы речи (звуки, слова, предложения);
тремор рук при письме;
появление или возрастание ошибок к концу работы;
трудности в освоении алфавита;
отсутствие орфографической зоркости.
При чтении:
повторное считывание строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки;
потеря строчки при чтении;
прочитывание с ошибками;
низкая скорость чтения;
плохое запоминание;
не умеет выделить главное в прочитанном.
Математика:
арифметические ошибка;
неумение решать задачи.
Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, необходимо развивать у ребенка произвольную деятельность и произвольное поведение, общение, которые помогают детям быстрее адаптироваться в ученической среде и приобрести навык умения учиться. Это можно делать на основе развития речи на логопедических занятиях.
В логопедической группе, состоящая из 3-6 человек позволяет осуществлять индивидуальный подход при решении учебных проблем каждого ребенка.
Учитель-логопед может провести детальное обследование ребенка и выявить причины его неуспеваемости в учебе. Логопед имеет необходимый арсенал средств для оказания помощи ребенку, может дать конкретный совет по обучению каждого ребенка его учителям и родителям.
Многих школьных трудностей можно избежать, если родители вовремя обратят внимание на поведение, уровень развития мышления и речи у своего ребенка. Прогноз дальнейшего развития детей с недостатками речи скорее благоприятный при условии своевременной целенаправленной помощи. И родители, и педагоги должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с подобными проблемами, ему требуется квалифицированная помощь специалистов. В школе таким специалистом является учитель-логопед.
В школе существует группа сопровождения учебного процесса, в которую входят психолог и учитель- логопед. Очень важно преподавателю русского языка и литературы использовать возможности и потенциал этих специалистов.
Учитель- логопед по штатному расписанию активно работает с учащимися 1-4 классов. Работа на этом этапе направлена на профилактику дисграфии у детей ,это огромная помощь учителю начальной школы.
Но вот дети заканчивают начальный этап в обучении , переходят в среднюю школу и перестают посещать занятия учителя – логопеда, хотя из числа детей , обучающихся в логопункте, в дальнейшем сопровождении логопеда нуждается большая часть учащихся. Это ученики с задержкой психического развития , с фонетико-фонематически-ми нарушениями речи , билингвы ( двуязычные), с церебрально- органическим генезом ( общее недоразвитие речи 3 степени ), дети с нейросенсорной тугоухостью 3 степени. Все они обучаются в массовой школе , и лишь дети с 1 и 2 степенью недоразвития речи обучаются в специализированных школах 7-8 вида.
Таким образом, преемственность в обучении русскому языку и развитию речи между начальной и средней школой пропадает , что ведет к распаду устной и письменной речи детей- логопатов. Это выражается в деформации почерка , когда у слова при написании исчезает окончание, суффиксы, в лучшем случае остается основа. Учитель русского языка , проверяя такие работы , становится в тупик : как объективно поставить отметку за письменную работу , как помочь таким детям , какой индивидуальный подход подобрать для таких учеников.
Кроме того дети с общим недоразвитием речи 3 степени отличаются бедностью речи ( в речи присутствуют существительные , прилагательные глаголы , других частей речи, как правило, нет) , у них нарушен грамматический строй речи. А это значит, что виды творческих работ по русскому языку и литературе будут не по силам таким детям. Дети – логопаты характеризуются бедностью словаря. Для обычного ученика норма словарного запаса составляет примерно 5 тысяч слов , а у детей- логопатов только 2 тысячи слов. Такие ученики испытывают трудности при прочтении текста , не понимают смысла прочитанного ( семантичес-кая дислексия).
На основании изложенного выше , следует еще раз сказать о том , что учитель - филолог должен использовать потенциал учителя – логопеда : приглашать его на уроки русского языка и литературы с целью дальнейшего обследования устной и письменной речи учащихся ,предло-жить родителям образовательные услуги учителя - логопеда .
Логопед имеет в своем расписании дни консультаций для родителей и детей , может рекомендовать коррекционные упражнения для учащихся , составить план индивидуальных занятий с учеником , направить родителей с ребенком в районный центр психолого –медико –социального сопровождения для консультации и оказания нужной помощи .Также учитель – логопед дает рекомендации преподавателям русского языка. Детям с общим недоразвитием речи 3 степени нужно давать дополнительное время на уроке для проверки письменных работ, регулярно использовать в работе предупредительные диктанты, оказать психологическую помощь в преодолении страха у учащихся при написании диктантов и проверочных работ.
К сожалению, в сетку занятий учителя – логопеда не входят учащиеся средней и старшей школы , поэтому родителям логопед может предложить индивидуальные платные образовательные услуги. Но преподаватель русского языка может обратиться к директору образовательного учреждения с просьбой о выделении дополнительных часов для работы с детьми - логопатами в целях успешного усвоения учебной программы по русскому языку.
Если такие коррекционные занятия проводит учитель – логопед с учащимися среднего звена , то преподавателю русского языка нужно прослеживать динамику этих занятий. При наличии положительной динамики занятия с логопедом могут быть приостановлены , хотя практика показывает , что дети – логопаты нуждаются в логопедическом сопровождении во время всего учебного процесса.
Чтобы защитить интересы ребенка в части оценивания его знаний по русскому языку, учителю – филологу необходимо опираться на документ, определяющий состояние устной и письменной речи детей – логопатов специалистом - логопедом. Учитель – логопед анализирует письменные работы учащихся в рабочих тетрадях , в тетрадях для творческих работ , а также контрольные диктанты , он же составляет справку по результатам обследования. Этот документ учитель русского языка предоставляет родителям в ходе индивидуальной встречи , завучу школы и директору , один экземпляр оставляет у себя.
Таким образом, преподаватель – филолог может выбрать правильные критерии оценки знаний учащихся – логопатов и выставить баллы в пользу ученика.
Работа учителя – логопеда в 5-9 классах будет направлена на профилактику дизорфографии у детей в целях успешного усвоения школьной программы по русскому языку. Совместная же деятельность учителя – филолога и учителя – логопеда позволит учащимся успешно сдать государственную итоговую аттестацию и единый государсвенный экзамен по русскому языку и литературе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Трудности обучения чтению и письму в 1 классе"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5489...
Трудности обучения чтению младших школьников на уроках английского языка.
В школах английский язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предм...
Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»
Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...
Родительское собрание "Трудности обучения чтению и письму"
Статья для родительского собрания...
Трудности обучения чтению и письму в начальных классах
В статье обозначены основные проблемы обучения чтению и письму. Даны рекомендации психолога, логопеда, а так же практические упражнения....
Педагогический лекторий "Трудности обучения чтению и письму"
Родительское собрание в 1 классе...