трудности обучения чтению современных детей
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Вот уже много лет я работаю над темой "Трудности обучения чтению детей младшего школьного возраста". Много лет я собираю различный материал, который использую в своей работе. Хочется поделиться своими мыслями  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_obucheniyu_chteniyu_sovrem_detey.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

За последние годы резко снизилось качество обучения детей в школе. Частым явлением стало, что многие старшеклассники читают по слогам. Большинство детей не любят, а самое главное не хотят читать. И только треть детей к окончанию школы могут вдумчиво читать текст, извлечь из него нужную и полезную информацию, грамотно говорить и писать. Многие выпускники не могут последовательно и грамотно изложить свои мысли. Одной из главных причин неуспеваемости детей по многим предметам является недостаточная сформированность устной речи, которая способна препятствовать овладению правильным чтением и грамотным письмом.

В пяти летнем возрасте ребенок в норме должен овладеть всей структурой языка, то есть звуковой и смысловой стороной. Это говорит о том, что ребенок должен говорить чисто, грамотно, различать звуки речи, обладать достаточным словарным запасом. Грамотная речь – это показатель умственного развития ребенка. В шесть , семь лет речь ребенка развивается достаточно достаточно быстро и бурно.

Развитие речи происходит в двух направлениях:

интенсивно развивается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие;

речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, грамматического строя речи, а также мышления).

От условий жизни и воспитания ребенка зависит его грамотная речь, расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Поэтому в этом возрасте очень важно организовать занятия по развитию речи, особенно для детей, у которых обнаруживается речевая недостаточность. И такие занятия проводит в школе учитель-логопед.

В переводе с греческого языка логопед означает «Воспитание правильной речи».

Предметом логопедии является нарушения речи и воспитание лиц с расстройствами речевой деятельности. Объект изучения – человек. Учитель-логопед – это педагог, который должен обладать знаниями, связанными со специальными отраслями педагогики (тифлопедагогикой, сурдопедагогикой, олигофренопедагогикой), методиками обучения родному языку и математике, общей и специальной психологией, нейропсихологией, нейро- и психолингвистикой и другими науками.

Чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой речевых нарушений и всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и не речевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности.

В школах учитель-логопед является экспертом успеваемости по родному языку. Он выявляет детей с недостатками устной и письменной речи, организует занятия по подготовке предпосылок к полноценному обучению ребенка учителем. Учитель-логопед на занятиях должен не только решить речевые задачи, но и сформировать учебную деятельность детей.

Даже у одаренных детей довольно высокий уровень развития познавательных процессов, речи воображения сочетается с недостаточной сформированностью произвольности. Недостаточный уровень произвольности проявляется в особенностях оформления письменных работ (грязь в тетради, неумение надавливать на ручку, очень медленный темп письма) и в наличии особых ошибок, не относящихся ни к орфографическим, ни к дисграфическим, типичным для детей с дефектами речи:

При письме:

заменой букв (к-п);

списывание с ошибками с доски;

не может удержать и воспроизвести элементы речи (звуки, слова, предложения);

тремор рук при письме;

появление или возрастание ошибок к концу работы;

трудности в освоении алфавита;

отсутствие орфографической зоркости.

При чтении:

повторное считывание строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки;

потеря строчки при чтении;

прочитывание с ошибками;

низкая скорость чтения;

плохое запоминание;

не умеет выделить главное в прочитанном.

Математика:

арифметические ошибка;

неумение решать задачи.

Таким образом, для того чтобы подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, необходимо развивать у ребенка произвольную деятельность и произвольное поведение, общение, которые помогают детям быстрее адаптироваться в ученической среде и приобрести навык умения учиться. Это можно делать на основе развития речи на логопедических занятиях.

В логопедической группе, состоящая из 3-6 человек позволяет осуществлять индивидуальный подход при решении учебных проблем каждого ребенка.

Учитель-логопед может провести детальное обследование ребенка и выявить причины его неуспеваемости в учебе. Логопед имеет необходимый арсенал средств для оказания помощи ребенку, может дать конкретный совет по обучению каждого ребенка его учителям и родителям.

Многих школьных трудностей можно избежать, если родители вовремя обратят внимание на поведение, уровень развития мышления и речи у своего ребенка. Прогноз дальнейшего развития детей с недостатками речи скорее благоприятный при условии своевременной целенаправленной помощи. И родители, и педагоги должны понимать, что сам ребенок не сможет справиться с подобными проблемами, ему требуется квалифицированная помощь специалистов. В школе таким специалистом является учитель-логопед.

В  школе  существует  группа  сопровождения  учебного  процесса,  в  которую  входят  психолог  и  учитель- логопед. Очень  важно  преподавателю  русского  языка  и  литературы  использовать  возможности   и  потенциал  этих  специалистов.

Учитель- логопед  по  штатному  расписанию  активно  работает  с  учащимися  1-4  классов. Работа  на  этом  этапе  направлена  на  профилактику  дисграфии  у детей ,это  огромная  помощь  учителю  начальной  школы.

Но  вот  дети  заканчивают  начальный  этап в  обучении , переходят в  среднюю  школу  и  перестают  посещать  занятия  учителя – логопеда, хотя  из  числа  детей , обучающихся  в  логопункте,  в  дальнейшем  сопровождении  логопеда нуждается большая часть учащихся. Это ученики  с  задержкой  психического  развития , с  фонетико-фонематически-ми  нарушениями  речи , билингвы ( двуязычные), с  церебрально- органическим  генезом ( общее  недоразвитие  речи  3  степени ),  дети  с  нейросенсорной  тугоухостью  3  степени.  Все  они  обучаются  в  массовой  школе , и  лишь  дети  с  1  и  2  степенью  недоразвития  речи  обучаются  в  специализированных  школах  7-8  вида.

Таким  образом, преемственность  в  обучении  русскому  языку  и  развитию  речи  между  начальной  и  средней  школой  пропадает ,  что  ведет  к  распаду  устной  и  письменной  речи  детей- логопатов. Это  выражается  в  деформации  почерка , когда  у  слова  при  написании  исчезает  окончание, суффиксы,  в  лучшем  случае  остается  основа. Учитель  русского  языка ,  проверяя  такие  работы , становится  в  тупик :  как  объективно  поставить  отметку  за  письменную  работу , как  помочь  таким  детям  , какой  индивидуальный  подход подобрать  для  таких  учеников.

Кроме  того  дети  с  общим  недоразвитием  речи  3  степени  отличаются  бедностью речи ( в  речи  присутствуют  существительные , прилагательные  глаголы ,  других  частей  речи,  как  правило,  нет) , у  них  нарушен  грамматический  строй  речи.  А  это  значит,  что  виды  творческих  работ  по  русскому  языку  и  литературе  будут  не  по  силам  таким  детям.  Дети – логопаты  характеризуются  бедностью  словаря. Для  обычного  ученика  норма  словарного  запаса  составляет  примерно  5 тысяч  слов , а  у  детей- логопатов только  2  тысячи  слов.  Такие  ученики  испытывают  трудности  при   прочтении  текста ,  не   понимают  смысла  прочитанного ( семантичес-кая   дислексия).

На  основании  изложенного  выше , следует  еще   раз  сказать  о  том ,  что  учитель - филолог   должен  использовать  потенциал  учителя – логопеда : приглашать  его  на  уроки  русского  языка  и  литературы  с  целью  дальнейшего  обследования  устной  и  письменной  речи  учащихся ,предло-жить  родителям  образовательные  услуги  учителя - логопеда .

Логопед  имеет  в  своем  расписании  дни  консультаций  для  родителей  и детей , может  рекомендовать  коррекционные  упражнения  для   учащихся , составить   план  индивидуальных  занятий  с  учеником , направить родителей  с  ребенком  в  районный  центр  психолого –медико –социального  сопровождения  для  консультации  и  оказания  нужной  помощи .Также  учитель – логопед  дает  рекомендации  преподавателям  русского  языка. Детям  с  общим  недоразвитием  речи  3 степени  нужно  давать  дополнительное  время  на  уроке  для  проверки  письменных  работ, регулярно  использовать в  работе  предупредительные  диктанты,  оказать  психологическую  помощь  в  преодолении  страха  у  учащихся  при  написании   диктантов  и  проверочных  работ.

К  сожалению, в  сетку  занятий  учителя – логопеда  не  входят  учащиеся  средней  и   старшей  школы , поэтому  родителям  логопед  может  предложить  индивидуальные  платные  образовательные  услуги.  Но  преподаватель  русского  языка   может  обратиться  к  директору  образовательного  учреждения  с  просьбой  о  выделении  дополнительных  часов  для  работы  с  детьми - логопатами  в  целях  успешного  усвоения  учебной  программы  по  русскому  языку.

Если  такие  коррекционные  занятия  проводит  учитель – логопед  с  учащимися   среднего звена ,  то  преподавателю  русского  языка  нужно  прослеживать  динамику  этих  занятий.  При  наличии  положительной  динамики  занятия  с  логопедом  могут быть  приостановлены , хотя  практика  показывает , что  дети – логопаты  нуждаются  в  логопедическом  сопровождении  во  время  всего  учебного процесса.

Чтобы  защитить  интересы  ребенка  в  части  оценивания  его  знаний  по  русскому  языку,  учителю – филологу  необходимо  опираться  на  документ, определяющий  состояние  устной  и  письменной  речи детей – логопатов  специалистом - логопедом.  Учитель – логопед  анализирует  письменные работы  учащихся  в  рабочих  тетрадях ,  в  тетрадях  для  творческих  работ , а  также  контрольные  диктанты , он  же составляет  справку  по  результатам  обследования. Этот  документ  учитель  русского  языка  предоставляет  родителям  в  ходе  индивидуальной  встречи , завучу  школы  и  директору , один экземпляр  оставляет  у  себя.

Таким  образом, преподаватель – филолог может  выбрать  правильные  критерии  оценки  знаний  учащихся – логопатов  и  выставить  баллы  в  пользу  ученика.

Работа  учителя – логопеда  в  5-9  классах  будет  направлена  на  профилактику  дизорфографии  у  детей  в  целях  успешного  усвоения  школьной  программы  по  русскому  языку. Совместная  же  деятельность  учителя – филолога  и  учителя – логопеда  позволит  учащимся  успешно  сдать  государственную  итоговую  аттестацию  и  единый  государсвенный  экзамен  по  русскому  языку  и   литературе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности обучения чтению младших школьников на уроках английского языка.

В школах английский язык предлагается изучать со второго класса, является признанием объективно существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности данного предм...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...

Трудности обучения чтению и письму в начальных классах

В статье обозначены основные проблемы обучения чтению и письму. Даны рекомендации психолога, логопеда, а так же практические упражнения....