Мастерская по произведению В.П.Астафьев «Ода русскому огороду» (отрывок «Ласточка»)
методическая разработка

Нонина Ольга Юрьевна

Внеклассное занятие по программе "Чтение - лучшее учение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaya_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Тема: В.П.Астафьев «Ода русскому огороду» (отрывок «Ласточка»)

Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.

Дидактическая цель: организовать совместную работу в группах с целью анализа  художественного произведения.

Задачи:

Предметная: учащиеся познакомятся с отрывком из произведения В.П.Астафьева «Ласточка».

Метапредметные:

  • Познавательные :формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения конкретных учебных заданий; осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса и приобретения читательского опыта.  
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу и строить продуктивные рассуждения.
  • Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; адекватно оценивать свою деятельность.
  • Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, познавательный интерес к новому материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Средства обучения

  • Произведение В.П.Астафьева «Ода русскому народу», отрывок «Ласточка».
  • Контур птицы

Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Используемые образовательные технологии: проблемно-поисковые,

развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (групповая работа),

 технология мастерская.

 

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА.

  1. Индуктор (индивидуально). У каждого ребёнка на парте лежит бумажный контур ласточки.

Возьмите контур ласточки в руки. Представьте, сто это живая птичка. Напишите на контуре птичка слова, которые помогут представить, что перед вами живая ласточка.

  1. Организация работы в группе. Выберете 3-4 самых «живых» слова.
  2. Социализация. На доске из бумаги висит большой контур ласточки. Учитель маркером вписывает «живые» слова. Дети дописывают на свою ласточку недостающие слова ручкой другого цвета.
  3. В группе прочитайте про себя текст из рассказа В.П.Астафьева и решите: удалось ли автору описать именно живую ласточку. (Каждому выдана только первая часть текста и словарик к этой части:

Щебетать – о птицах: петь;

Застреха – в крестьянских избах: нижняя, свисающая часть крыши;

Охмелеть – тоже, что пьянеть).

  1. Индивидуально – ручкой третьего цвета напишите на своём контуре ласточки слова, которыми удалось автору описать птичку «живой».
  2. Организация работы в группе.  Из этих слов выберите самое «живое» слово.
  3. Социализация. Учитель вписывает «живые» слова в контур ласточки на доске маркером другого цвета. Дети пишут на свою ласточку недостающие слова.
  4. Организация фронтальной работы. Их всех «живых» слов найдите авторское слово (например – чурлюкая).
  5.  Организация работы в группе. Предположите, как дальше будут развиваться события?
  6.  Социализация. Высказывания учащихся от групп.
  7. Возьмите в руки свой контур ласточки. Представьте, что в ваших руках ласточка, о которой мы только что прочитали. Послушайте, что произошло дальше.

Чтение второй части текста учителем (до слов «Клюв открывался беззвучно, круглые глаза глядели на мальчика»).

  1.   Организация работы в группе – Расскажите, что вы почувствовали.
  2.  Организация индивидуальной работы.Возьмите  в руки ласточек. Сейчас я  прочитаю третью часть рассказа, а вы на другой стороне ласточки запишите мысли, которая у вас появится по окончании моего чтения. (Чтение текста до слов «…не мог понять смерть…»).
  3.  Афиширование. Дети читают свои мысли.

Организация работы в группе – Обсудите, какие чувства вы испытываете к мальчику.

15. Социализация. Все высказывания от групп учитель красным мелом        записывает на доску, озаглавив «Наши чувства к мальчику». (Предполагается:  сочувствие к живому; страх смерти; гнев на обидчика; обида за гибель ласточки; злость на мальчика).

16.  Организация работы в группе – индивидуально перечитайте третью часть текста. Дан словарик: скорбно – крайне печально, горестно. На другой стороне ласточки запишите новую мысль. Подчеркните её.

17. Афиширование. Все стоят у доски, вывесив своих ласточек (под большим контуром).

18. Выбери мысль другого, которая тебе показалась самой точной и найди за этой мыслью чувство, которое испытывал автор к мальчику.

     Затем эти ласточки вывешиваются наверх большого контура птицы, а учитель желтым мелом записывает названные слова в «Наши чувства к мальчику».

19. . Организация работы в группе. Вернемся к тексту 3 части. Обсудите, какие чувства испытывает мальчик.

20. На доске из бумаги сделаны весы. На правой чаше весов написано «Чувства мальчика в третьей части текста», на левой – «Чувства мальчика во второй части текста». Учитель чёрным маркером записывает высказывания детей на правую чашу весов.

        (Предполагается: жалость к ласточке, стыд за содеянное, сожаление о случившимся, чувство вины, гнев на себя – обидчика ласточки, надежда, желание исправиться)

21. Организация работы в группе  – Вернитесь ко второй части текста, перечитайте её. Дан словарик: азарт – сильное возбуждение, задор.

     С помощью текста найдите, какие чувства переполняли мальчика.

22. Социализация. Учитель чёрным маркером записывает высказывания детей на левую чашу весов, просит обосновывать свои высказывания.

     (Предполагается: охотничий азарт; желание убить; показать свою силу; доказать свою меткость)

23.  Организация работы в группе. Взвесьте чувства мальчика, описанные во 2 части и в 3. решите, какая чаша весов перевесит.

24. Социализация. Высказывания групп. Учитель на доске соответственно перемещает чаши.

25. Вернёмся к «Нашим чувствам».

      Организация работы в группе – просмотрите на наши записи на доске. Обсудите, можете ли вы простить мальчика. Почему да или почему нет?

26. Организация работы в группе. Прочитайте четвёртую часть рассказа (Наивный мальчик! Если бы всё в мире делалось по желанию и разуму детей, не ведающих зла!...)

     Решите по этим строкам: простил ли автор этого мальчика? (Докажите по тексту). Работа со словом наивным – выписка из словаря.

     Наивный – простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомлённость.

     Найдите, чего не знал «наивный мальчик»? (Предполагается: ему будет больно, когда испытывает глубокое чувство сожаления о случившемся).

27. Рефлексия.

     Поднимите руку, кто простил мальчика? Кто не простил? У кого двойственное чувство?

     Попробуйте выразить свои чувства, когда прощаете или не прощаете.

28. Чтение рассказа целиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...

План урока по литературному чтению "В.П. Астафьев "Капалуха"

План открытого урока по литературному чтению в 3-ем классе на тему "В.П. Астафьев "Капалуха"...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.П. Астафьев «Капалуха» 3 класс

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «В.П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: - познакомить учащихся с произведением Виктора Астафьева «Капалуха» и на его основе сформировать у учащихся следу...

Урок литературного чтения В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип"

Урок литературного чтения в 4 классе....

Конспект урока по Литературному чтению Тема: Рудольф Эрих Распе. ВОЛК НАИЗНАНКУ. (Отрывок из книги «Приключения барона Мюнхгаузена»)

Целевая установка урока: ·        Познакомить учащихся с фрагментом книги Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»;·        раз...

Проект урока по литературному чтению: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)» (2 класс)

Тема урока: «Произведения о детях Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)»Задачи урока- Знакомство детей с произведением Н.Некрасова «Саша» (отрывок), формирование навыка выразительного чтения стихотвор...

Конструкт урока по литературному чтению на тему «Астафьев В. П. Капалуха».

Конструкт   урока по литературному чтениюна тему «Астафьев В. П. Капалуха»....