Мастерская по произведению В.П.Астафьев «Ода русскому огороду» (отрывок «Ласточка»)
методическая разработка
Внеклассное занятие по программе "Чтение - лучшее учение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Тема: В.П.Астафьев «Ода русскому огороду» (отрывок «Ласточка»)
Тип урока: урок знакомства с литературным произведением.
Дидактическая цель: организовать совместную работу в группах с целью анализа художественного произведения.
Задачи:
Предметная: учащиеся познакомятся с отрывком из произведения В.П.Астафьева «Ласточка».
Метапредметные:
- Познавательные :формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения конкретных учебных заданий; осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса и приобретения читательского опыта.
- Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу и строить продуктивные рассуждения.
- Регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; адекватно оценивать свою деятельность.
- Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности, познавательный интерес к новому материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Средства обучения
- Произведение В.П.Астафьева «Ода русскому народу», отрывок «Ласточка».
- Контур птицы
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Используемые образовательные технологии: проблемно-поисковые,
развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (групповая работа),
технология мастерская.
АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ УРОКА.
- Индуктор (индивидуально). У каждого ребёнка на парте лежит бумажный контур ласточки.
Возьмите контур ласточки в руки. Представьте, сто это живая птичка. Напишите на контуре птичка слова, которые помогут представить, что перед вами живая ласточка.
- Организация работы в группе. Выберете 3-4 самых «живых» слова.
- Социализация. На доске из бумаги висит большой контур ласточки. Учитель маркером вписывает «живые» слова. Дети дописывают на свою ласточку недостающие слова ручкой другого цвета.
- В группе прочитайте про себя текст из рассказа В.П.Астафьева и решите: удалось ли автору описать именно живую ласточку. (Каждому выдана только первая часть текста и словарик к этой части:
Щебетать – о птицах: петь;
Застреха – в крестьянских избах: нижняя, свисающая часть крыши;
Охмелеть – тоже, что пьянеть).
- Индивидуально – ручкой третьего цвета напишите на своём контуре ласточки слова, которыми удалось автору описать птичку «живой».
- Организация работы в группе. Из этих слов выберите самое «живое» слово.
- Социализация. Учитель вписывает «живые» слова в контур ласточки на доске маркером другого цвета. Дети пишут на свою ласточку недостающие слова.
- Организация фронтальной работы. Их всех «живых» слов найдите авторское слово (например – чурлюкая).
- Организация работы в группе. Предположите, как дальше будут развиваться события?
- Социализация. Высказывания учащихся от групп.
- Возьмите в руки свой контур ласточки. Представьте, что в ваших руках ласточка, о которой мы только что прочитали. Послушайте, что произошло дальше.
Чтение второй части текста учителем (до слов «Клюв открывался беззвучно, круглые глаза глядели на мальчика»).
- Организация работы в группе – Расскажите, что вы почувствовали.
- Организация индивидуальной работы.Возьмите в руки ласточек. Сейчас я прочитаю третью часть рассказа, а вы на другой стороне ласточки запишите мысли, которая у вас появится по окончании моего чтения. (Чтение текста до слов «…не мог понять смерть…»).
- Афиширование. Дети читают свои мысли.
Организация работы в группе – Обсудите, какие чувства вы испытываете к мальчику.
15. Социализация. Все высказывания от групп учитель красным мелом записывает на доску, озаглавив «Наши чувства к мальчику». (Предполагается: сочувствие к живому; страх смерти; гнев на обидчика; обида за гибель ласточки; злость на мальчика).
16. Организация работы в группе – индивидуально перечитайте третью часть текста. Дан словарик: скорбно – крайне печально, горестно. На другой стороне ласточки запишите новую мысль. Подчеркните её.
17. Афиширование. Все стоят у доски, вывесив своих ласточек (под большим контуром).
18. Выбери мысль другого, которая тебе показалась самой точной и найди за этой мыслью чувство, которое испытывал автор к мальчику.
Затем эти ласточки вывешиваются наверх большого контура птицы, а учитель желтым мелом записывает названные слова в «Наши чувства к мальчику».
19. . Организация работы в группе. Вернемся к тексту 3 части. Обсудите, какие чувства испытывает мальчик.
20. На доске из бумаги сделаны весы. На правой чаше весов написано «Чувства мальчика в третьей части текста», на левой – «Чувства мальчика во второй части текста». Учитель чёрным маркером записывает высказывания детей на правую чашу весов.
(Предполагается: жалость к ласточке, стыд за содеянное, сожаление о случившимся, чувство вины, гнев на себя – обидчика ласточки, надежда, желание исправиться)
21. Организация работы в группе – Вернитесь ко второй части текста, перечитайте её. Дан словарик: азарт – сильное возбуждение, задор.
С помощью текста найдите, какие чувства переполняли мальчика.
22. Социализация. Учитель чёрным маркером записывает высказывания детей на левую чашу весов, просит обосновывать свои высказывания.
(Предполагается: охотничий азарт; желание убить; показать свою силу; доказать свою меткость)
23. Организация работы в группе. Взвесьте чувства мальчика, описанные во 2 части и в 3. решите, какая чаша весов перевесит.
24. Социализация. Высказывания групп. Учитель на доске соответственно перемещает чаши.
25. Вернёмся к «Нашим чувствам».
Организация работы в группе – просмотрите на наши записи на доске. Обсудите, можете ли вы простить мальчика. Почему да или почему нет?
26. Организация работы в группе. Прочитайте четвёртую часть рассказа (Наивный мальчик! Если бы всё в мире делалось по желанию и разуму детей, не ведающих зла!...)
Решите по этим строкам: простил ли автор этого мальчика? (Докажите по тексту). Работа со словом наивным – выписка из словаря.
Наивный – простодушный, обнаруживающий неопытность, неосведомлённость.
Найдите, чего не знал «наивный мальчик»? (Предполагается: ему будет больно, когда испытывает глубокое чувство сожаления о случившемся).
27. Рефлексия.
Поднимите руку, кто простил мальчика? Кто не простил? У кого двойственное чувство?
Попробуйте выразить свои чувства, когда прощаете или не прощаете.
28. Чтение рассказа целиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"
Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство со...
Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
Автор: Черентаева Людмила Ивановна...
Презентация "Осень золотая" по произведениям литратурного чттения "Люблю природу русскую" 2 класс "Школа России"
Презентация создана по произведениям литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....
И.С.Соколов-Микитов "Русский лес" (отрывок). Работа с текстом. 1 класс по программе "Школа 21 век."
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса по программе "Школа 21 век." Тема: И.С.Соколов-Микитов "Русский лес" (отрывок). Работа с текстом....
Презентация "Использование произведений живописи на уроках в русского языка и литературного чтения"
Презентация содержит репродукции картин художников, используемых на уроках в начальной школе и описание некоторых методических приемов работы с ними...
Тест для обучающихся 4 класса на знание литературного произведения ( В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип")
Тест для обучающихся 4 класса на знание литературного произведения ( В.П.Астафьев "Стрижонок Скрип")...