В.Ю.Драгунский "Он живой и светится"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение.
Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». | Тип: изучение нового материала | ||||
Цели и задачи: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»; развивать навыки осознанного выразительного чтения; продолжить осмысление понятия «дружба», возможность дружеских отношений между разными людьми. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные - объяснять смысл названия рассказа; - понимать смысл поступков героя произведения. | Метапредметные - регулятивные: уметь понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение; -познавательные: находить в тексте информацию, доказывающую или опровергающую тезис; - коммуникативные: участвовать в работе группы. | Личностные - проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; - понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери. | |||
Ресурсы урока: - у учителя: учебник, методическое пособие с поурочными разработками, технологическая карта урока, презентация; - у учащихся: учебник, тетрадь. ТСО: компьютер и мультимедийный проектор с экраном. | |||||
Ход урока | |||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||
Организационный момент. | |||||
Слайд 1. 1.Способствовать настрою учащихся на плодотворную работу. 2. Проверка готовности к уроку | Настроиться на продуктивную работу на уроке. | ||||
Проверка домашнего задания. | |||||
Слайд 2. Взаимоопрос учащихся: - Вспомните название раздела, над которым мы работаем. - О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? -Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? - Кто автор? Прочитайте выразительно отрывок С.100 («… И все весело…») - Что этим хотел сказать автор? | Ответы учащихся: - «Люби живое». - О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе. - Капалуха. - Виктор Петрович Астафьев. Учащиеся читают отрывок . Ответ учащихся: «Капалуха была заботливой мамой.» | ||||
Речевая разминка | |||||
Слайд 3. - Прочитайте и отгадайте загадку. То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонек. Угадай, как он зовется? Золотистый… (светлячок.) - Прочитайте шепотом ( еще: громко, скороговоркой, выразительно) | Отгадывание загадки. Читают загадку по разному. | ||||
Актуализация необходимых знаний | |||||
Слайд 4. - Как вы думаете, почему наш урок я начала с загадки о светлячках? - Что вы знаете о них? Слайд 5 – 7. - Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем работать сегодня на уроке. - Что вы о нем знаете? Слайд 8. - Давайте рассмотрим выставку книг. - Что объединяет эти произведения? | Ответы детей (сегодня мы будем читать рассказ о светлячках) Сообщение о светлячках. Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Чтение на сладе: Виктор Юзефович Драгунский. Сообщение учащегося. Виктор Юзефович Драгунский прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало. Драгунский поступил в литературно-театральную мастерскую и стал актером. Он начал писать для театра сценарии. Заслуженную славу принесли ему "Денискины рассказы". Эта книга сразу полюбилась маленьким читателям. Повествование ведется от лица ребенка. Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал (благо пел хорошо - громко!), и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Дениской Кораблевым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблев так и остался мальчишкой. Учащиеся рассматривают выставку. - Главными героями произведений являются - мальчик Дениска и Миша. | ||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||
Слайд 9 - 10. - Прочитайте название произведения, о чем оно, о ком можно сказать «он живой и светится». - Ребята, работая над этим произведением, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их.
| Читают название произведения. Высказывают предположения. Формулируют задачи: - работать над составлением плана рассказа - учиться давать характеристику героям - определить главную мысль рассказа. | ||||
Организация познавательной деятельности | |||||
Слайд 11. 1. Словарная работа. В рассказе встретятся непонятные слова, давайте объясним их смысл.
Слайд 12 - 13. 2. Слушание текста (начало) и чтение учащимися (дальше). Слайд 14. 3. Беседа после чтения. - Можно ли назвать Дениску и Мишку друзьями? - Возможны ли дружеские отношения между ними? - О чем хотел рассказать автор? | Называют непонятные слова и объясняют смысл слов. «Бублик» - толстая баранка «Брынза» - сыр из овечьего молока «Гватемала», «Барбадос» - государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами. «Моментально» - мгновенно, очень быстро «Добрость» - мужество, отвага, храбрость «Мишка надулся» - обиделся «Пристально» - внимательно - Слушают и читают произведение. Открывают учебник на стр.102. Отвечают на вопросы. | ||||
Физкультминутка | |||||
Слайд 15 – 16. | Выполняют движение. Делят на части. Ответы детей. * О том, как Дениска ждал маму. * Скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит. * Грусть, жалость, сочувствие. *Любящим сыном, готов прийти маме на помощь. * «Ожидание мамы.» Запись в тетрадь. *О разговоре двух мальчиков. *Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался. *Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком. *Нет. Он завистливый, настырный, нечестный. * «Новая игрушка Дениски.» Запись в тетрадь. *Дается описание светлячка и реакции Дениски на него. *Он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка. * Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала. *Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение. * "Живая звездочка", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке" * Запись в тетрадь. * Мама и Дениска. * Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка. * Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. * «Лучше любого самосвала на свете". * Запись в тетрадь. Ответы детей. Дениска - добрый, любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный. Мишка - невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный. | ||||
Слайд 17. 4. Деление текста на части, беседа по вопросам, составление плана. 1-я часть. - О чем идет речь в первой части? - Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? - Какое чувство испытывали вы, когда читали эту часть? - Каким показан Дениска? - Как озаглавим эту часть? Что в ней главное? 2-я часть. - О чем рассказывается во второй части? - О чем они говорили? - А почему? Дениска был жадным? - Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему? - Как ее можно озаглавить? 3-я часть. - О чем рассказывается в третьей части? - Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? - Как вы думаете, почему? - Каким мы видим здесь Дениску? - Как озаглавите эту часть? 4-я часть. - Кто является действующими лицами в последней части рассказа? - Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? - Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? - Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. Слайд 18. - Давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке, в этом нам помогут карточки. | |||||
Рефлексия. Подведение итогов. | |||||
Слайд 19. - Вернёмся к проблеме, которую мы поставили в начале работы над рассказом. Прочитайте наш вопрос. - Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними? - А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? - Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? - Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной. Слайд 20. - Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом «друзья». Слайд 21. Рефлексия «Солнышко» (оценим свою работу) На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. Оценка работы класса. - Я очень довольна вашей работой на уроке. Особенно хочется отметить работу …. Слайд 22. Домашнее задание. - Дома вы еще раз прочитайте рассказ «Он живой и светится» и подготовьте его пересказ по записанному в тетради плану. С.102 – 106. Слайд 23. | Мнения учащихся. *Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде. *Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным. Составление синквейна. Учащиеся крепят на доску лучики. | ||||
Дополнительный материал: книги В.Ю.Драгунского | |||||
Диагностика достижений планируемых результатов: придумать другой заголовок произведения. | |||||
Дополнительные творческие задания: подготовить пересказ текста по плану. | |||||
Самоанализ урока | |||||
Достижения | Сложности | Предложения | |||
Используемые ресурсы:
1.Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011
2.Учебник «Литературное чтение», 3 класс Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. – М.: «Просвещение», 2013г.
3.Пособие для учителя «Поурочные разработки по литературному чтению». Авторы: С.В. Кувятина, Москва «ВАКО», 2014г.
4.Книги В.Ю.Драгунского.
5. Журналы «Начальная школа»
6. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
Презентация "Виктор Драгунский" к уроку "Он живой и светится"
Знакомство с писателем, с его произведениями, слайды светлячков и викторина по произведениям писателя....
В.Драгунский.Он живой и светится
Презентация к уроку литературного чтения...
Драгунский. Он живой и светится
Презентация к уроку литературы по произведению "Он живой и светится" Драгунского...
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
Урок литературного чтения "В. Драгунский. Он живой и светится"
План проведения урока литературного чтения "В. Драгунский. Он живой м светится"...
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится"
Урок литературного чтения в 3 классе "В.Драгунский."Он живой и светится" с презентацией...