Современные подходы к формированию УУД на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Кавалерова Екатерина Романовна

Актуальность выбранной темы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kavalerova.docx52.76 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к формированию УУД на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО


Содержание

Введение                                    3
1. Понятие универсальных учебных действий                                                     5

2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе                     11

3. Возможности формирования УУД на уроках чтения в начальной школе   16
Заключение                             24
Список использованной литературы                                                                   26


Введение

Актуальность выбранной темы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора

Учиться читать все дети начинают в разное время и по-разному, но лишь только в начальной школе обучение чтению приобретает целенаправленный характер, где на уроках грамоты дети учатся читать по слогам. Однако это не означает,  что  с  первых  этапов  обучения  формируется  лишь  техническая сторона чтения, — чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической  модели.  Задача  учителя  в  этот  период  значительно  шире — сформировать  у  детей  смысловое,  сознательное,  а  не «озвучивающее»  чтение.

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель  в  условиях  господства  телевидения,  радио  и  кино  не  потерял интерес к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания  о жизни  и  окружающем  мире,  развивают  мышление  и  доставляют читателю художественное наслаждение.

Объект – универсальные учебные действия.

Предмет – формирование  универсальных учебных действий на уроках литературы.

Цель – определить современные подходы к формированию УУД на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО.

Задачи:

  1. Определить особенности понятия «универсальные учебных действий». 
  2. Охарактеризовать  специфику уроков литературного чтения в начальной школе. 
  3. Определить возможности формирования УУД на уроках чтения в начальной школе. 

При написании данной курсовой работы использовался метод сбора и обработки информации из различных литературных источников.


  1. Понятие  универсальных учебных действий

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. [7]

Теоретико-методологической основой разработки Государственных стандартов общего образования служит  системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова и др. В данной школе раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач формирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям.[12]

Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.

Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Психологический анализ процессов, происходящих в ходе обучения, позволяет ставить в качестве задачи современной системы образования освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий».

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием. Оно внутренне согласуется как с традиционным описанием процесса обучения на языке знаний, умений, навыков, отражающих уровень информированности ученика, так и с компетентностным подходом, подчеркивающим способность ученика решать проблемы в ряде базовых сфер, т.е. эффективно использовать полученные знания и опыт.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу .выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; -

 обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

 - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Универсальные учебные действия в данной работе выделяются на основе анализа разных характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно:

 - в соответствии со структурными компонентами учебной деятельности;

- этапами процесса усвоения;

- формой реализации - совместной деятельностью с учителем и сверстниками в учебном сотрудничестве.

В соответствии с основными положениями системно-деятельностного культурно- исторического подхода, развиваемого в трудах Л.С.Выготского,А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина структура Программы развития универсальных учебных действий должна быть представлена как единство и взаимообусловленность четырех основных блоков -мотивационно-ценностного, интенционально-целевого, операционно- технологического и ресурсного.

Мотивационно-ценностный блок релевантен мировоззрению личности и определен системой смысловых установок личности, ценностными ориентациями и иерархией мотивационной сферы. Именно мотивационио-ценностный блок оказывается ключевым в определении результатов и эффективности образовательного процесса, понимаемого как гармоническое развитие личности. Гармония системы социальных, личностных и семейных ценностей и целевых приоритетов образования выступает как необходимое условие реализации Программы. Интенционально-целевой блок определен системой действий, включая личностные, коммуникативные, ориентировочные (регулятивные и познавательные), преобразовательные (моделирование и преобразование модели).[15]

Интенционально-целевой блок, задающий универсальные учебные действия как инвариант успешного обучения и усвоения учащимися различных учебных предметных дисциплин, обеспечивает эффективный прогнозируемый результат обучения. Системное представление универсальных учебных действий в их взаимосвязи с учебными предметами, межпредметными и внутрипредметными связями, обеспечивает реализацию стратегии планомерного управляемого формирования универсальных учебных действий. Результат формирования УУД может быть описан в терминах компетенций как готовности и способности личности к успешному решению задач в различных предметных областях, т.е. обеспечивает «знание в действии».

Операционно-технологический блок может быть представлен как арсенал технологий, средств действия, инструментов осуществления личностных, коммуникативных, ориентировочных и преобразовательных действий. Знания, умения и навыки выступают здесь как конкретные средства и инструменты, позволяющие учащемуся успешно справиться с задачей в определенной предметной области. Так, например, контроль как универсальное -учебное действие релевантен интенционально-целевому блоку, однако, конкретные эталоны и средства контроля будут значительно различаться в зависимости от того, в какой именно учебно-предметной области — математике или русском языке — должен быть реализован контроль, т.е. на уровне конкретных технологий контроля (Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л., 1983).

Ресурсный блок характеризует необходимый для решения поставленных задач потенциал ресурсов. Характеристика ресурсов должна быть дана по двум критериям - ресурсный объект (образовательное учреждение, управленческая администрация, педагог, ученик) ивид ресурсного потенциала. Конкретные виды ресурсов определяются в зависимости от объекта. Например, ученик характеризуется такими ресурсами как работоспособность, темп деятельности, помехоустойчивость, устойчивость к фрустрации, тип нервной системы, темперамент и др. Образовательное учреждение в соответствии с образовательными стандартами определяет такой вид ресурсов как наполняемость класса, время, отведенное для усвоения программного материала, материальное оснащение класса и пр. Ресурсный блок определяет предпосылки и потенциальные возможности развития универсальных учебных действий, но не сам конечный результат реализации Программы.

Основная цель современного образования - обеспечение развития и саморазвития личности каждого ученика в единстве его духовных, нравственных и интеллектуальных составляющих. Она может быть реализована через формирование у учащихся, прежде всего, универсальных учебных действий, направленных на личностное и познавательное развитие учащихся.

Таким образом, реализация деятельностного подхода в образовании через формулирование основных результатов обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий; построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях; выделение качественных показателей сформированности универсальных учебных действий применительно и к личностному развитию, могут составить содержание схемы ориентировочной основы деятельности по разработке стандартов общего среднего образования. Результатом формирования УУД должны стать широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к самообразованию и саморазвитию.


2. Специфика уроков литературного чтения в начальной школе

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его. Ученик осваивают новую позицию – «позицию читателя».

 Каждый учитель должен представлять себе те учебные задачи, которые он ставит на каждом уроке, стимулируя учеников к чтению того или иного литературного текста. Крайне важно понимать, что происходит с читателем  на уроке, как он взрослеет, почему задает такие вопросы, почему молчит, в каком случае спорит. В процессе работы над литературным произведением формируется личность ученика.[17]

Главным результатом урока является изменение внутри человека, создание нового текста, появление новых вопросов, рождение желания побежать в библиотеку за произведением какого-то автора или стремление продолжать диалог, начатый на уроке, вне школы. Этот результат – особый духовный продукт, который сопряжен с глубокой внутренней деятельностью каждого ребенка, каждого участника диалога.

Современный урок литературного чтения направлен на формирование основ читательской культуры младшего школьника и его литературное развитие.

Литературное развитие – это один из компонентов в общей системеобучения, развития и воспитания младших школьников.

Основными компонентами литературного развития являются:

- начитанность ученика,

-высокий устойчивый интерес к чтению,

-специальные умения самостоятельного читателя.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника, он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника

В современных учебниках по литературному чтению отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. [17]

Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках также представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.

 Также выделяются основные типы уроков по литературному чтению: урок знакомства с произведением, урок осмысления произведения, урок развития речи, урок внеклассного чтения.

К уроку литературного чтения предъявляются следующие требования.

  • Целенаправленность урока.
  • Комплексное решение нескольких задач.
  • Рациональное распределение времени на уроке.
  • Целенаправленная работа над формированием полноценного навыка чтения.
  • Организация работы с произведением в соответствии с теорией формирования правильной читательской деятельности.
  • Учет специфики жанра литературного произведения.
  • Отражение всех аспектов анализа художественного произведения.
  • Оптимальность выбора образовательных средств.
  • Соответствие развивающим целям.
  • Соблюдение принципа индивидуального подхода.
  • Положительная эмоциональная окраска урока.
  • Объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.
  • Домашнее задание должно соответствовать содержанию работы на уроке. [4]

Таким образом, основной целью урока литературного чтения является совершенствование умения работать с текстом.

Рассмотрим особенности урока литературного чтения в УМК «Школа 2100».

 Для достижения новых результатов образования по литературному чтению изменен учебный процесс и учебники, которые содержат не только конкретные знания, но учат активно пользоваться заключенной в нихинформацией для решения проблем. Главная особенность учебников образовательной системы «Школа 2100» заключается в наличии, так называемых, сквозных персонажей и построении системы уроков в форме эвристической беседы.

В первом классе сквозными героями учебников становятся первоклассники Катя Персикова, Вова Колесников и их друг Петя Зайцев. Во втором классе сквозные герои учебника – второклассник Саша и сказочный смешной человечек Афанасий. В третьем классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. В 4 классе – диалоги– профессора- литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов - четвероклассников Игоря и Оли . Итак, уникальная организация содержания учебников, в основу которых положены детально продуманные диалоги сквозных персонажей, несомненно, является замечательной находкой авторов-составителей.

Цели уроков литературного чтения это:

– развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

– воспитание интереса к чтению  и книге, потребности в общении с миром художественной литературы, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств. [4]

В зависимости от целей и задач урока возможно проведение различных по типу уроков литературного чтения:

 –  Урок знакомства с произведением (на уроке идет знакомство с автором, его биографией, произведением).

 – Урок чтения и осмысления произведения (анализ произведения).

 –   Урок осмысления произведения (реализуется система работы с текстом от этапа вторичного восприятия текста до всевозможных форм интерпретации текста — пересказа, создания текста по аналогии, драматизации и т. д.).

 –  Урок развития речи (создание всевозможных форм интерпретации текста — устное или письменное изложение; устное или письменное сочинение на основе художественных произведений).

 –    Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок). Урок нацелен на внеклассную работу, желание пойти в библиотеку и прочитать   книгу.

 – Урок контроля и оценки результатов обучения (проведение проверочных, контрольных работ). [17]

Но на первое место выходят текстовые работы, когда можно в течение короткого времени проверить:

– системность знаний в освоении жанров,

– в расширение знаний об авторе,

– и в ориентации по средствам художественной выразительности.

Литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек. Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают. 


3. Возможности формирования УУД на уроках чтения в начальной школе

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют следующие действия.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся самоопределение; смыслообразование , нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Важнейшей функцией восприятия литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. Именно в процессе анализа литературного произведения формируются такие личностные действия, как умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование многих универсальных учебных действий.

Рассмотрим некоторые приёмы для формирования личностных УУД.

Смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

На этапе начала формирования данного УУД эффективно использование приема «Хорошо – плохо», который помогает сделать вывод о значении каждой черты характера рассматриваемого героя. Дети приводят примеры конкретных ситуаций или высказывают свои предположения о том, что могло бы случиться.

С целью формирования данного УУД также можно использовать модель «Качели» (что для героя важно / чем он пренебрегает). Она позволяет наглядно увидеть, какие ценности для героя наиболее важны. В зависимости от количества и качества перечисленных ценностей «чаши» могут менять положение в пространстве (выше – ниже).

Самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

Формирование данного УУД невозможно без анализа характера героев через их отношения к проблемным ситуациям. Сначала уточним определение поступка. Одно и то же действие в разных ситуациях может быть или не быть поступком. Поступком это 3действие становится только тогда, когда оно совершается в ситуации выбора. Именно по этим действиям мы «судим» и героев - в литературе, и людей - в жизни.

Далеко не все литературные герои ищут способ изменить ситуацию так, чтоб полезные следствия остались, а вредные - вовсе исчезли. Людей, способных разрешать противоречия, называют смекалистыми, изобретательными. Таким образом, поступок - это действия личности в ситуации противоречия. Формирование рассматриваемого УУД происходит в процессе работы с моделью выбора поступка. Модель выбора поступка позволяет анализировать конфликт с позиций героя, выясняя, какие «плюсы» и «минусы» он считает важными, каких - не замечает. Работая с данной моделью, учащиеся учатся видеть преимущества и недостатки выбора того или иного поступка, что нередко помогает в жизненных ситуациях. Анализируя поступок героя (личности), учащиеся должны уметь судить о том, чего он хотел (о том, какие преимущества видел в своем выборе, о его целях) и чем пренебрегал, что не считал большими издержками - и, как следствие - о средствах, которые были выбраны для достижения целей.

Формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Работа по формированию данного УУД начинается с использования приема «Волшебный анализатор». Обычно при анализе произведения учитель задает вопрос : Где происходит действие?

Работая с приемом «Волшебный анализатор», у ребенка появляется возможность погрузиться в место действия. Что вы там увидели? Что услышали? Какие запахи витают в воздухе? Если бы вы могли чувствовать только руками, что бы вы ощутили? Каково вам там? Какую картину вы бы нарисовали? (словесное рисование). Сравните представленную вами картину с иллюстрацией учебника. Назовите отличия между вашей иллюстрацией и иллюстрацией в учебнике.

Эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений.

В первую очередь формирование данного УУД связано с составлением рассказа о герое, пересказе с изменением лица повествователя. При обучении этому виду работы с художественным произведением можно использовать прием эмпатии.

В психологической литературе эмпатия трактуется как способность входить в состояния другого, как сопереживание и сочувствие. Что думают о герое предметы, 4которые его окружают? Как бы поступил я, если бы оказался на месте героя? Еще одно полезное задание: задать вопрос от имени «героя».

Формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания карти- ны событий и поступков персонажей.

При формировании данного УУД невозможно обойтись без словесного рисования с использованием вертикали системного оператора (СО). Система – центральный персонаж воображаемой картины; надсистема – место действия, герои, окружающие центрального персонажа; подсистема – портретные зарисовки. Важно, чтобы учащиеся могли выразить систему, подсистему и надсистему рассматриваемой ситуации словами самого текста.

Формированию коммуникативных УУД способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации – они вступают в «диалог» с автором через текст. Формирование коммуникативных действий происходит при выполнении таких заданий, как:

- чтение текста по цепочке и по ролям, предавая особенности образов героев;

- постановка своих вопросов по произведению;

- обоснование своего или чужого мнения о герое словами из текста;

- работа с толковым словарём;

- оформление своих мыслей в устной и письменной форме (создание паспорта литературного героя);

- пересказ произведения (краткий и полный), от имени одного из героев и т.д.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами.

Формирование умения прогнозировать предполагает ответ на вопросы «О чём это произведение?», «Что может произойти дальше?», «Как ты думаешь, чем может закончиться эта история?».

Формирование умения целеполагания и планирования.

Формирование данного УУД связано с составлением плана произведения ( в том числе картинного, цитатного) и работы учащихся в группе (составление алгоритма действий).

Формирование умения корректировать. Данное умение можно формировать при помощи заданий на редактирование текста «Найди ошибки в данном отрывке», «Пользуясь текстом, вставь пропущенные слова в предложении», «По данным словам узнай предложение из текста и выпиши его» и др.

Формирование умения оценивать.

Это УУД предполагает не только умение оценивать работу свою или одноклассников, но и умение оценить свои знания. «Прочитай текст. подчеркни, что тебе уже известно. Отметь «!» то, что для тебя новое. Поставь «?» около той информации, которая вызывает у тебя сомнение».

Формированию познавательных УУД способствует знакомство с приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Формирование общеучебных умений.

Этот вид УУД определяет умение ориентироваться в тексте. Для формирования их можно предложить следующие задания: «Дай характеристику литературного героя, подтверждая свою точку зрения фактами из текста», «Восстанови части плана соответственно хронологии событий в произведении».

Формирование логических универсальных действий.

Данное умение можно формировать при помощи заданий на установление причинно-следственных связей «Почему произошло так, а не иначе», на сравнительный анализ объектов произведения (героев или мест событий), на анализ композиционных особенностей произведения «Докажите, что это сказка».

Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения.

 Во время реализации данного проекта у учащихся будут сформированы

Личностные УУД:

- принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»;

- уважительное отношение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

- освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу. - умение оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

- использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

- составлять сложный план текста, уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. - читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное.

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

- критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- понимать точку зрения другого - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений


Заключение

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен.

Главным результатом урока является изменение внутри человека, создание нового текста, появление новых вопросов, рождение желания побежать в библиотеку за произведением какого-то автора или стремление продолжать диалог, начатый на уроке, вне школы. Этот результат – особый духовный продукт, который сопряжен с глубокой внутренней деятельностью каждого ребенка, каждого участника диалога.

Современный урок литературного чтения направлен на формирование основ читательской культуры младшего школьника и его литературное развитие.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют следующие действия.

  • Личностные действия,  обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся
  • Регулятивные действия, обеспечивающие учащимся организацию их учебной деятельности.
  • Познавательные универсальные действия, включающие: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
  • Коммуникативные действия, обеспечивающие социальную компетентность.

Важнейшей функцией восприятия литературы является трансляция духовно-нравственного опыта общества через коммуникацию системы социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев литературных произведений. Именно в процессе анализа литературного произведения формируются такие личностные действия, как умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование многих универсальных учебных действий.


Список литературы

  1. Ахтырская  Е.Н.  Формирование  гармоничной  личности  ребенка  средствами  литературы  //  Инновации  в  науке.  –  №  10  (47).  –  С.  56–60.
  2. Ахтырская Е.Н. ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
  3. Елынцева И.В. Словарные слова. 1–2 классы [Электронный ресурс] / И.В. Елынцева. — Электрон. текстовые данные. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 95 c.
  4. Ерофеева, Н. Е. Творчество К. Грэхема. Взрослый взгляд на детскую литературу [Электронный ресурс]: монография / Н. Е. Ерофеева, И. Н. Пасечная. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 162 с http://znanium.com/bookread.php?book=455146
  5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе1-2кл.. Контрольные работы, тесты, диктанты. Ч. - Москва: Огни, 2014. - 294 c.
  6. Камалова Л.А.Методика обучения литературному чтению в начальной школе: краткий конспект лекций / Л.А.Камалова, Каз. федер. ун-т. – Казань, 2016.
  7. Батырева С.Г. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Литературное чтение . 2 класс / С.Г. Батырева. – М.: Просвещение, 2013. – 97 с.
  8. Курмелева  Н.А.  Духовно-нравственное  развитие  и  воспитание  школьников  во  внеурочной  деятельности  по  литературному  чтению  /  Н.А.  Курмелева,  Е.Н.  Ахтырская,  М.А.  Мазалова  //  Начальная  школа.  –  2014.  –  №  11.  –  С.  55–59.
  9. Кучиева Л.А. Обучение тексту на уроках русского языка в начальной школе. Функциональный подход [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л.А. Кучиева. — Электрон. текстовые данные. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2016. — 114 c.
  10. Литературное чтение. Уроки в современной начальной школе. 1 класс. Книга для учителя. - Москва: Высшая школа, 2013. - 308 c.
  11. Литературное чтение. Уроки в современной начальной школе. 2 класс. Книга для учителя / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 240 c.
  12. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии / Буланова-Топоркова М.В. и др. – М.: Март, 2014. – 336 с.
  13. Мисаренко, Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. Учебное пособие / Г.Г. Мисаренко. - М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова, 2016. - 128 c.
  14. Пименова, Т. М. 1000 заданий по чтению для начальной школы / Т.М. Пименова. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 448 c.
  15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург 1997. – 137 с.
  16. Русская литература: теоретический и исторический аспекты: Учебное пособие / О.М. Кириллина. - М.: Флинта: Наука, 2013. - 120 с. http://znanium.com/bookread.php?book=32076
  17. Светловская Н.Н. Детская книга и детское чтение в современной начальной школе [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский городской педагогический университет, 2011. — 232 c
  18. Трошина Ольга Юрьевна Современный урок литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО // Режим доступа: https://solncesvet.ru/современный-урок-литературного-чтен/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС НОО

Цель работы: описать  систему работы по формированию читательской компетентности младших школьников в 1-4 классах....

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

Тема: «Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях реализации ФГОС»

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребѐнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.С помощью каких тех...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Решить проблему читательской грамотности среди учащихся начальной школы, а так же понять, что же нужно предпринять учителю....