Конспект занятия для учащихся 1 класса Литературная викторина «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Майорова Елена Валерьевна

Тип урока. Урок совершенствования и применения полученных знаний на практике.

Цель занятия: обобщить знания детей о сказках, формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Описание хода урока.

Занятие построено в форме литературной викторины.  Учащиеся выполняют задания урока, соревнуясь командами, преодолевают различные игровые задания- конкурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 1626892271.pdf1.16 МБ
Файл avtory1.docx86.75 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Авторы - составители:

Шкильнюк Ирина Владимировна - учитель начальных классов

                   Павловская Елена Николаевна - учитель начальной школы

                          Майорова Елена Валерьевна - учитель-логопед

Негосударственное образовательное частное

учреждение средняя общеобразовательная

школа «ЮДЖИН-ЦЕНТР»

Конспект занятия для учащихся 1 класса

Литературная викторина «В гостях у сказки»

Тип урока. Урок совершенствования и применения полученных знаний на практике.

Цель занятия: обобщить знания детей о сказках, формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи:
    Образовательные:

- закреплять знания о литературных героях из известных литературных произведений.  

- активизация лексического запаса по теме: «Сказочные герои ».
    Развивающие:
- Активизировать словарь по лексической теме занятия.

- Развивать слухоречевую память, внимание, словесно-логическое мышление.
- Закреплять правильное произношение звуков (для детей-логопатов).
- Закреплять навыки чтения.

    Воспитательные:
- Воспитывать интерес к занятиям.

- Развивать самостоятельность, самоконтроль.

- Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

Формируемые УУД:

Регулятивные: 

- уметь осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания;

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

- учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на

уроке.

Познавательные: 

- извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать подсказки.  

Коммуникативные:

 - уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в командной деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию знакомых литературных произведений, аргументировать своё мнение.

Образовательные ресурсы: карточки с играми и заданиями,

иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей, аудиозаписи

песни "В гостях у сказки", песни из мультипликационных фильмов, слова-карточки, дипломы победителям.

 Описание хода урока.

Занятие построено в форме литературной викторины.  Учащиеся выполняют задания урока, соревнуясь командами, преодолевают различные игровые задания- конкурсы.

Литературная викторина «В гостях у сказки».

1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент.

Разгадайте ребус и догадайтесь, чему будет посвящена наша

викторина? (СКАЗКИ)

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.

 

Е. Птичкин - М. Пляцковский - Сказки гуляют по свету

https://www.youtube.com/watch?v=YyGd3unBBk0&t=56s

Ориентировочный этап

Актуализация опорных знаний.

А урок наш необычный -

Чуть изменим ритм привычный.

Будем с вами мы играть,

 на вопросы отвечать.

Целеполагание и мотивация обучения.

Вступительное слово. Дорогие друзья сегодня наша викторина будет посвящена литературным произведениям и сказочным героям. Играют три команды.

Представление команд.
Каждая команда представляет своё название. (девиз. На литературную тему) Представить капитана.)  (5 минут).

Поисково-исследовательский этап


 Разминка. (Дети отвечают хором)
- Назовите вторую часть названия сказки:
Сивка – (Бурка); Конёк – (Горбунок); Котенок– (Гав); Гуси – (лебеди); Красная – (Шапочка); Аленький – (цветочек); Заюшкина – (избушка); Царевна – (Лягушка); Крошечка – (Хаврошечка); Доктор – (Айболит); Мальчик – (С пальчик); Бременские – (музыканты).

- Молодцы! Хорошо справились с заданием. Вы настоящие знатоки сказок, и никакие трудности вам не страшны.

Конкурс «Кто больше».
Каждой команде в течении 30 секунд задаются вопросы. Какая команда ответит правильно на большее количество вопросов, та и победит.
Вопросы:
Команда 1.

1. На чём летает Винни – Пух? (На шаре).
2. Сколько лепестков у Цветика – Семицветика? (Семь).
3. В какой сказке вещи обиделись на мальчика – неряху? («Мойдодыр»).
4. Кто живёт в доме на курьих ножках? (Баба – яга).
5. Любимое выражение кота Леопольда. («Ребята, давайте жить дружно!»).
6. Автор сказки «Репка»? (Народ).
7. Почтальона в Простоквашино зовут… (Печкин).
Команда 2.
1. От неё в хмурый день светлее. (Улыбка).
2. Лекарство Карлсона. (Варенье).
3. К сожалению, он раз в году. (День рождения).
4. Брат Кокоши из сказки «Мойдодыр» (Тотоша).
5. Сказочная скатерть. (Скатерть - самобранка).
6. Медвежий дом. (Берлога).
7. Сказочные сапоги. (Сапоги – скороходы).
Команда 3.
1. Круглый из текста. (Колобок).
2. Кто любит кататься на печке. (Емеля).
3. Сказочная шапка. (Шапка – невидимка).
4. У него очень длинный нос. (Буратино).
5. Кот умеющий вышивать на машинке. (Матроскин).
6. Чем лиса угощала журавля. (Манной кашей).
7. Чем ловил волк рыбу? (Хвостом).

- Молодцы, справились с заданием. Но ведь вопросы были лёгкими.

 Давайте попробуем преодолеть более сложное препятствие. Та команда, которая знает ответ, поднимает руку и отвечает:

Конкурс

  1. Как называется произведение К.И.Чуковского, главный герой которого «Умывальников начальник и мочалок командир»? («Мойдодыр»).
    2. В сказке «Золушка» тыква превращается в … (карету), крыса в … (кучера), мыши в … (коней), а обычная девочка в … (принцессу).
    3. Сказка, в которой волк съедает всех главных героев и только самый маленький успел спрятаться от него в печку. («Волк и семеро козлят»).
    4. Какими словами заканчиваются русские народные сказки?) («Сказка – ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок»).

Практический этап

Конкурс «Угадай мелодию»
Участники команд прослушивают мелодии из сказок.
1. «Бременские музыканты»
2. «Золушка»
3. «Буратино»
4. «Мойдодыр»

Конкурс «Стихотворные вопросы»

  1. Наш герой не умывался
    Без вещей совсем остался.
    «Раз не хочешь руку мыть,
    Не хотим с тобой дружить!»
    Но пришло на помощь мыло.
    Стал грязнуля молодцом.
    Дружбой сказка завершилась,
    Добрым, радостным концом.
    (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)

    2. Он тихонько слез с окошка,
    Покатился по дорожке.
    Круглолиц, румян и смел,
    Каждый съесть его хотел.
    От врагов и от друзей
    Спасался песенкой своей.
    Ну, зачем же ты, дружок,
    Сел на лисонькин носок?
    («Колобок», русская народная сказка.)

    3. Старику – отцу не спится,
    Дал приказ сынам – жениться:
    «Каждый пустит пусть стрелу
    И найдёт себе жену!»
    Счастье младшего, Ивана,
    Было трудным, долгожданным.
    Сто дорог Иван прошёл
    Василисушку нашёл.
    («Царевна – лягушка», русская народная сказка.)

    4.Сестрица бегала, играла
    Да и братца потеряла.
    Как же быть? Куда бежать?
    Где же братца отыскать?
    В глухом лесу, в ветхой избушке
    У яги, у злой старушки.
    Друзья детям помогли,
    Вернулись в дом родной они.
    («Гуси – лебеди», русская народная сказка.)

    5.Дед приятно удивился:
    Овощ ныне уродился.
    В огороде одному
    С ним не справиться ему.
    А в земле сидела крепко
    Удивительная … (репка).
    («Репка», русская народная сказка).

Физкультминутка

Сказка даст нам отдохнуть

(Дети повторяют описываемые движения.)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево — вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

https://doshkolnik.net/fizkultminutki/fizminutka-po-skazkam.html

Конкурс «Ребус»

По вертикали:
1. Друг Винни – Пуха. (Пятачок).

2. Рыба, исполняющая желания. (Щука).
3. К семи гномам попала … (Белоснежка).
4. Кто убегает от волка? (Заяц).
5. Что уронила в речку Таня? (Мяч).
6. Медвежонок, плывущий к маме на льдине … (Умка).
7. Деревянный человечек. (Буратино).
По горизонтали:
8. Курицу, несущую золотые яйца, звали … (Ряба).
9. Кто украл Дюймовочку? (Жаба).
10. Человек, сочиняющий сказки. (Сказочник.)
11. В нём 38 попугаев. (Удав).
12. Дом, где поселились комар, мышка, лягушка, медведь … (Теремок).
13. Кощей превратил Василису Прекрасную в … (Лягушку).
14. Лучший друг Крокодила Гены. (Чебурашка).
Подведение итогов. Награждение победителей.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/11/1_9a17533249e92335df3df457f5fe5ada.jpg

Конкурс – «Раскрась сказочного героя»
Участники команд раскрашивают изображения сказочных героев, распечатанных на листах формата А3. (командная деятельность)


Конкурс капитанов. (Отвечают по очереди)
Капитаны отвечают на вопрос по очереди.

Угадай произведение и назови автора по предмету.

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов викторины.

Награждение Подсчет баллов. Награждение команд грамотами (3 грамоты). 1,2,3 место.

 Исполнение песни «Добрые сказки».

https://yandex.ru/video/preview/?text=песня%20добрые%20сказки&path=wizard&parent-reqid=1625585121561922-2291083460793636399-balancer-knoss-search-yp-sas-33-BAL-8947&wiz_type=vital&filmId=15281693084383909361


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "В гостях у сказки" во 2 классе

В игровой форме проверить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.  Развивать интерес к чтению, смекалку, умение работать в коллективе....

литературная викторина "В гостях у сказки"

Занятие можно провести как на уроке во 2 классе, так и в рамках внеурочной дятельности...

Литературная викторина "В гостях у сказки"

Викторину можно провести как в одном классе, так и между первыми классами классами в параллели....

Литературная викторина "В гостях у сказки"

Литературная викторина "Угадай героя сказки"...

Литературная викторина "В гостях у сказки" для 2 класса

Мероприятие для организации досуга детей на каникулах...

Конспект занятия для учащихся 1 класса Литературная викторина «В гостях у сказки».

Тип урока. Урок совершенствования и применения полученных знаний на практике. Цель занятия: обобщить знания детей о сказках, формировать общекультурную литературную компетентность через...

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ" ДЛЯ 2 - Х КЛАССОВ

1. Сколько сыновей было у мельника в сказке «Кот в сапогах»?1) Два2) Три3) Четыре2. Кто помогал девочке и ее братцу в русской народной сказке «Гуси-лебеди»?1) Печка, ...