Урок литературного чтения "Люблю природу русскую. Зима".
методическая разработка по чтению (2 класс)
Обобщение знаний по теме "Зима".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Люблю природу русскую. Зима". | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.
Учитель: Кусочкине Е.В.
Проведено: 25.01.2017.
Тема: Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Зима»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Люблю природу русскую. Зима»
Задачи:
Обучающие: - знать содержание произведения, уметь определять и находить в тексте средства выразительности, применяемые автором;
- уметь сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;
- уметь применять логические операции: сравнения, анализа, выделения главного, обобщения.
Развивающие: - развивать общеучебные умения и навыки;
- развивать мыслительную деятельность;
- развивать навык беглого выразительного чтения;
- развивать творческие способности учеников.
Воспитывающие: - прививать интерес к чтению и желание читать самостоятельно;
- воспитывать дисциплинированность, ответственность.
Тип урока: урок обобщающего повторения
Форма урока: фронтальная
Оборудование: карточки с отрывками произведений, иллюстрации «Зима», портреты поэтов и писателей, карточки с заданиями, снежинки.
Ход урока.
1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)
- Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Чтобы в классе было тихо,
Чтоб запомнился урок,
Сядьте, дети, так, как будто
Тихо падает снежок.
- Ребята, мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
2.Постановка цели урока.
Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.
- К нам пришло Письмо одно,
Было странное Оно.
Вместо марок – Три снежинки,
А конверт – Из чистой Льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком Снежке:
- Скоро, скоро к вам примчу,
На метелях прилечу,
Запляшу и закружу
Снегом землю наряжу,
И деревья. И дома... -
И подписано... (Зима).
- Ребята, как вы думаете, почему именно сегодня зима заглянула к нам на урок?
(Потому что сейчас на улице время года – зима.)
- Какой раздел литературного чтения мы закончили изучать? (Мы закончили изучать раздел «Люблю природу русскую. Зима»)
- Какие учебные задачи поставим перед собой на урок? (обобщить знания по разделу; повторить изученные произведения; развивать беглое выразительное чтение.)
-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов и писателей на творчество. Мы с вами при изучении раздела «Люблю природу русскую. Зима» познакомились с разными поэтами и писателями, с их произведениями. Давайте их повторим.
3. Работа по теме урока.
Задание 1.
Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
( индивидуальные карточки)
С. Есенин «Светло – пушистая снежинка белая»
С. Михалков «Дело было в январе»
А. Барто «Чародейкою зимою»
Ф. Тютчев «Зимним холодом пахнуло»
И. Бунин «Берёза»
К. Бальмонт «Утром кот принёс на лапах…»
Я. Аким «Новогодняя быль»
-Прочитайте ответы… Ребята, проверяйте, если есть ошибки, отметьте их точкой. Кто выполнил задание без ошибок, поднимите сигнал.
-Вам необходимо узнать поэта или писателя, а также вспомнить какое его произведение о зиме мы изучали.
И. Бунин
Светло-пушистая снежинка белая…
Зимним холодом пахнуло…
Чародейкою Зимою…
Я.Аким
Дело было в январе…
Улицей гуляет дедушка Мороз…
Утром кот принес на лапках…
К.Бальмонт
Поет зима – аукает…
Светло-пушистая снежинка белая…
Зимним холодом пахнуло…
С.Есенин
Чародейкою Зимою…
Поет зима – аукает…
Белая береза.
Ф. Тютчев
Дело было в январе…
Чародейкою Зимою…
Светло-пушистая снежинка белая…
А.Барто
Улицей гуляет дедушка Мороз…
Утром кот принес на лапках…
Дело было в январе…
С. Дрожжин
Улицей гуляет дедушка Мороз…
Поет зима – аукает…
Зимним холодом пахнуло…
-Расскажите выразительно стихи, заученные на уроках чтения. Один ученик рассказывает, остальные должны определить, из какого произведения эти строки.
- Оцените чтение товарищей.
4. Физминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок –
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Задание 2.
- Для того, чтобы наиболее точно и ярко передать красоту окружающей природы поэты в своих стихотворениях используют разнообразные средства выразительности.
- Какие средства выразительности вы уже знаете?
- Я буду читать определение, а вы постарайтесь угадать, о каком средстве выразительности идет речь.
- Присвоение свойств одушевленных предметов неодушевленным. Очень часто используется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами - …(олицетворение)
- Употребление слов в переносном смысле - …(метафора)
- Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность…(эпитет)
- Давайте закрепим ваши знания о средствах выразительности с помощью следующего задания. Перед вами лежат листочки с текстами. Необходимо сначала прочитать жужжащим чтением, а потом попробовать определить средство выразительности, которое применил автор.
Любовь Воронкова
Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
— Здравствуй, Дедушка Мороз!
- Наши окна кистью белой - метафора
Дед Мороз разрисовал- олицетворение
- О ком говорилось в стихотворении Любови Воронковой?
- Как называется сказка, в которой «топор лучше шубы греет».
- Я предлагаю поиграть в литературную игру «Сугроб мудрости». На каждой снежинке вопросы. Желающий выходит, срывает записку и отвечает на вопрос.
- Назови автора сказки.
- Как решили позабавиться два Мороза?
- Куда едет купец?
- Куда едет крестьянин?
- Как одет крестьянин?
- Как одет купец?
- Как Мороз - Синий нос заморозил купца?
- Как Мороз – Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно? Зачем он так сделал?
- Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет? Выражают ли эти слова основную мысль сказки?
- Можно ли пословицу «Зима лодыря морозит» соотнести со смыслом сказки? Почему ты так думаешь?
- Молодцы! Хорошо знаете содержание сказки «Два Мороза».
Задание 3.
- Скажите, с каким произведением о елочке мы с вами познакомились?
- Кто автор этого произведения?
- Назовите жанр произведения?
– Чем отличается быль от сказки?
- Давайте попробуем составить загадку про елочку.
Работа в парах.
- Расставьте слова в правильном порядке и получится загадка:
Она, таится, год, целый
и, темноте, тесноте, в
Новый, на, год, чтоб, явиться
в, волшебной, к, нам, красоте.
- О какой елочке идет речь? Почему вы так решили?
Дети составляют загадку:
(Целый год она таится
В темноте и тесноте,
Чтоб на Новый год явиться
К нам в волшебной красоте).
5.Рефлексия
- Необходимо каждому из вас подвести итог своей работе на уроке. Выберите любое предложение и продолжите его.
- Сегодня я повторил…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Мне захотелось…
- За что бы вы себя похвалили?
6. Подведение итогов.
- Что объединяет произведения этого раздела?
- Какой вид работы понравился вам больше всего?
- Мне понравилось, как вы работали на уроке, а теперь вы покажите своё отношение к уроку. Какое впечатление произвёл на вас урок?
Жёлтый сигнал – « Мне очень понравилось, было интересно, у меня хорошее настроение»
Зелёный сигнал – « Мне понравились некоторые задания, я бы ещё что-нибудь добавил»
7. Домашнее задание.
Повышенный уровень: Нарисовать иллюстрацию к выбранному произведению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
-1- КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».) (Пров...
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.1. Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела. 2. Совершенствовать навыки чтения: ...
Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...
Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс
Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...
Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе на тему: "Люблю природу русскую. Зима. С.А. Есенин "Береза"
Цель урока: ознакомление учащихся со стихотворением С.А. Есенина «Берёза» и создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе раз...