Урок литературного чтения "Люблю природу русскую. Зима".
методическая разработка по чтению (2 класс)

Кусочкина Елена Валерьевна

Обобщение знаний по теме "Зима".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.

Учитель: Кусочкине Е.В.

Проведено: 25.01.2017.

Тема: Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Зима»

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Люблю природу русскую. Зима»

Задачи:

Обучающие: - знать содержание произведения, уметь определять и находить в тексте средства выразительности, применяемые автором;

- уметь сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;

- уметь применять логические операции: сравнения, анализа, выделения главного, обобщения.

Развивающие: - развивать общеучебные умения и навыки;

- развивать мыслительную деятельность;

- развивать навык беглого выразительного чтения;

- развивать творческие способности учеников.

Воспитывающие: - прививать интерес к чтению и желание читать самостоятельно;

- воспитывать дисциплинированность, ответственность.

Тип урока: урок обобщающего повторения

Форма урока: фронтальная

 Оборудование: карточки с отрывками произведений, иллюстрации «Зима», портреты поэтов и писателей, карточки с заданиями, снежинки.

Ход урока.

1.  Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

 - Прозвенел уже звонок,

   Начинаем наш урок.

Чтобы в классе было тихо,

Чтоб запомнился урок,

Сядьте, дети, так, как будто

Тихо падает снежок.

- Ребята, мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

2.Постановка цели урока.

Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.

- К нам пришло Письмо одно,

Было странное Оно.

Вместо марок – Три снежинки,

А конверт – Из чистой Льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком Снежке:

- Скоро, скоро к вам примчу,

На метелях прилечу,

Запляшу и закружу

Снегом землю наряжу,

И деревья. И дома... -

И подписано... (Зима).

- Ребята, как вы думаете, почему именно сегодня зима заглянула к нам на урок?

(Потому что сейчас на улице время года – зима.)

- Какой раздел литературного чтения мы закончили изучать? (Мы закончили изучать раздел «Люблю природу русскую. Зима»)

- Какие учебные задачи поставим перед собой на урок? (обобщить знания по разделу; повторить изученные произведения; развивать беглое выразительное чтение.)

-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов и писателей на творчество. Мы с вами при изучении раздела «Люблю природу русскую. Зима» познакомились с разными поэтами и писателями, с их произведениями. Давайте их повторим.

3. Работа по теме урока.

Задание 1.

Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

( индивидуальные карточки)

С. Есенин                        «Светло – пушистая снежинка белая»

С. Михалков                «Дело было в январе»

А. Барто                        «Чародейкою зимою»

Ф. Тютчев                        «Зимним холодом пахнуло»

И. Бунин                        «Берёза»

К. Бальмонт                «Утром кот принёс на лапах…»

Я. Аким                        «Новогодняя быль»

-Прочитайте ответы… Ребята, проверяйте, если есть ошибки, отметьте их точкой. Кто выполнил задание без ошибок, поднимите сигнал.

-Вам необходимо узнать поэта или писателя, а также вспомнить какое его произведение о зиме мы изучали.

И. Бунин

Светло-пушистая снежинка белая…

Зимним холодом пахнуло…

Чародейкою Зимою…

Я.Аким

Дело было в январе…

Улицей гуляет дедушка Мороз…

Утром кот принес на лапках…

К.Бальмонт

Поет зима – аукает…

Светло-пушистая снежинка белая…

Зимним холодом пахнуло…

С.Есенин

Чародейкою Зимою…

Поет зима – аукает…

Белая береза.

Ф. Тютчев

Дело было в январе…

Чародейкою Зимою…

Светло-пушистая снежинка белая…

А.Барто

Улицей гуляет дедушка Мороз…

Утром кот принес на лапках…

Дело было в январе…

С. Дрожжин

Улицей гуляет дедушка Мороз…

Поет зима – аукает…

Зимним холодом пахнуло…

-Расскажите выразительно стихи, заученные на уроках чтения. Один ученик рассказывает, остальные  должны определить, из какого произведения эти строки.

- Оцените чтение товарищей.

4.  Физминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки, 
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок – 
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли 
И от стужи сберегли.

Задание 2.

 - Для того, чтобы наиболее точно и ярко передать красоту окружающей природы поэты в своих стихотворениях используют разнообразные средства выразительности.

- Какие средства выразительности вы уже знаете?

- Я буду читать определение, а вы постарайтесь угадать, о каком средстве выразительности идет речь.

- Присвоение свойств одушевленных предметов неодушевленным. Очень часто используется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами - …(олицетворение)

- Употребление слов в переносном смысле - …(метафора)

- Сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность…(эпитет)

- Давайте закрепим ваши знания о средствах выразительности с помощью следующего задания. Перед вами лежат листочки с текстами. Необходимо сначала прочитать жужжащим чтением, а потом попробовать определить средство выразительности, которое применил автор.

Любовь Воронкова

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?

Мы как выйдем да как крикнем:
— Здравствуй, Дедушка Мороз!

- Наши окна кистью белой - метафора

Дед Мороз разрисовал- олицетворение

- О ком говорилось в стихотворении Любови Воронковой?

- Как называется сказка, в которой «топор лучше шубы греет».

- Я предлагаю поиграть в литературную игру «Сугроб мудрости». На каждой снежинке вопросы. Желающий выходит, срывает записку и отвечает на вопрос.

- Назови автора сказки.

- Как решили позабавиться два Мороза?

- Куда едет купец?

- Куда едет крестьянин?

- Как одет крестьянин?

- Как одет купец?

- Как Мороз -   Синий нос заморозил купца?

- Как Мороз – Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно? Зачем он так сделал?

- Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет? Выражают ли эти слова основную мысль сказки?

- Можно ли пословицу «Зима лодыря морозит» соотнести со смыслом сказки? Почему ты так думаешь?

- Молодцы! Хорошо знаете содержание сказки «Два Мороза».

Задание 3.

- Скажите, с каким произведением о елочке мы с вами познакомились?

- Кто автор этого произведения?

- Назовите жанр произведения?

– Чем отличается быль от сказки?

 - Давайте попробуем составить загадку про елочку.

Работа в парах.

- Расставьте слова в правильном порядке и получится загадка:

Она, таится, год, целый
и, темноте, тесноте, в
Новый, на, год, чтоб, явиться 
в, волшебной, к, нам, красоте.

- О какой елочке идет речь? Почему вы так решили?

Дети составляют загадку:

(Целый год она таится 
В темноте и тесноте, 
Чтоб на Новый год явиться 
К нам в волшебной красоте).

5.Рефлексия

-  Необходимо каждому из вас подвести итог своей работе на уроке. Выберите любое предложение  и продолжите его.

- Сегодня я повторил…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- Мне захотелось…

- За что бы вы себя похвалили?

6. Подведение итогов.

- Что объединяет произведения этого раздела?

- Какой вид работы понравился вам больше всего?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке, а теперь вы покажите своё отношение к уроку. Какое впечатление произвёл на вас урок?

Жёлтый  сигнал – « Мне очень понравилось, было интересно, у меня хорошее настроение»

Зелёный сигнал – « Мне понравились некоторые задания, я бы ещё что-нибудь добавил»

7. Домашнее задание.

Повышенный уровень: Нарисовать иллюстрацию к выбранному произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. С.А.Есенин «Берёза». (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                 КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. С.А.Есенин «Берёза».         (четвёртый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)           (Пров...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА»

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.1.     Проверить и обобщить знания учащихся по теме раздела. 2.     Совершенствовать навыки чтения: ...

Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."

Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал  целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...

Обобщающий урок к разделу "Люблю природу русскую. Зима". Тема: "И вот сама идет волшебница зима. Стихотворения о зиме". 2 класс

Цель урока:- повтоить и обобщить знания обучающихся;- создать образное представление о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;- привить интерес к чтению...

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе на тему: "Люблю природу русскую. Зима. С.А. Есенин "Береза"

Цель  урока:   ознакомление учащихся со стихотворением С.А. Есенина «Берёза» и создание благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе раз...