Урок обучения грамоте Звук и буква ы
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Домасевич Татьяна Анатольевна

Урок обучения грамоте по теме:"Звук и буква ы". На уроке дети знакомятся с героем Пыхом, который знакомит их с новой буквой. Учатся фиксировать изученный материал на ментальной карте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с буквой ы.19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте1класс

Тема: Звук [ы], буква ы

Цель: формируем умение выделять звук в слове;

– формируем умение находить слова с заданным звуком;

– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;

– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;

– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.

Личностные результаты

Осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.

Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

Познавательные УУДиспользовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.

Образовательные 
ресурсы

Учебник «Азбука», «Прописи»; презентация; видеоролик; раздаточный материал

I Орг. Момент (Учебник, тетрадь, карточка, цветные карандаши)

II Развитие речевого аппарата

- Надуйте щёки. Резко надавите кулачками по надутым щекам.

- Представьте, что перед вами большой пирог со свечками. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек, делая короткие выдохи.

- Произнесите скороговорку: Пыхтит как пышка, наш пухлый мишка.

III Актуализация знаний

- Что называют звуками речи? (Звуки, которые человек использует в своей речи.)

- Как обозначается речевой звук? (Буквой)

- Как звуки обозначаются на схеме?

- Какие звуки называются гласными?

- На какие группы можно разделить элементы этого множества? (Печатные и письменные буквы а, о, и, у. Заглавные и строчные буквы.)

- Что объединяет эти буквы? (Они обозначают гласные звуки)

IV Мотивационно-целевой этап

На самом темном чердаке живет косматый Пых. 
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг. 
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне. 
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх. 
Он прибыл к нам из дальних мест, 
Он дождик пьет и ветер ест. 
Он не боится высоты, не птица он, не зверь... 

- Произнесите имя нашего гостя. Пых.

- Какие звуки вы услышали? П – согл., Ы – гласный, Х  - согл.

- Что вы знаете о звуке Ы?

- Кто понял, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

 – Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.


V Работа по теме урока

 Знакомство с новой буквой.
1)
Учебник стр. 73 Рассмотрите букву Ы.

Прочитайте стихотворение.

Вот топор, полено рядом –

Получилось то, что надо.

Получилась буква 
ы,

Все мы знать ее должны.

2) Напечатаем букву Ы в тетрадь. Каким значком мы будем обозначать звук ы в схемах?

Сделаем вывод: буква ы- обозначает гласный звук. (Отмечают на схеме)

3) Учебник.  Рассмотрите картинку слева

Кого вы видите на рисунке? Чем они занимаются? Почему они плачут?

Девочки, покажите, как плачет баба. (И-и-и)

Мальчики, покажите, как плачет дед. (Ы-ы-ы)

Что перепутал художник? Кто должен успокаивать стариков?

- Произнесите слово мышка протяжно.

Какие звуки вы услышали?

Замените букву Ы буквами, указанными в учебнике. Какие новые слова получились?

Как звучал первый звук в этих словах? (Твёрдо)

Заменим букву Ы на букву И. Какое слово получится? (Мишка)

Как будет звучать первый звук? (Мягко)

Сделаем вывод: перед буквами ы, о, у, а согласный читается твёрдо, а перед буквой и - мягко.

4)  Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы.

 А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]? 

– Назовите слова, которые начинаются на [ы].

Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать?  
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.

Отметим это на карточке


5)
 Игра «Будь внимателен»
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».

У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.

Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.

Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? 
(У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
 Звукобуквенный анализ слова «усы»
- Составьте схему слова усы в тетради. (Один работает на доске)

Найдём рабочую строчку.

6) Мы изучаем букву Ы

С этой буквой каждый сможет

Любой предмет шутя размножить:

Есть жаба – с нею будут жабы!

Какая буква так смогла бы?

– Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он играет в игру «Один – много». Хотите ему помочь? (Дикобраззебрааисттигр, жираффилингиппопотам.)

Сделаем вывод, отметим на карточке.

VI Подведение итогов

Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Повторение по схеме)

 На чердаке у Пыха есть книга со сказками. Одна из них так и называется «Пых». Кто хочет её почитать? Чтение сказки «Пых».

Сказка «Пых»

https://www.youtube.com/watch?v=SlKmwlOQmvs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"

На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ

Конспект урока обучения грамоте в 1классе.   Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ

Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....

Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"

Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...

урок обучения грамоте " Звук и буква А"

Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...