Урок обучения грамоте Звук и буква ы
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Урок обучения грамоте по теме:"Звук и буква ы". На уроке дети знакомятся с героем Пыхом, который знакомит их с новой буквой. Учатся фиксировать изученный материал на ментальной карте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с буквой ы. | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте1класс
Тема: Звук [ы], буква ы
Цель: формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– закрепляем умение различать и использовать разные виды штриховки;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов.
Личностные результаты
Осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.
Образовательные
ресурсы
Учебник «Азбука», «Прописи»; презентация; видеоролик; раздаточный материал
I Орг. Момент (Учебник, тетрадь, карточка, цветные карандаши)
II Развитие речевого аппарата
- Надуйте щёки. Резко надавите кулачками по надутым щекам.
- Представьте, что перед вами большой пирог со свечками. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечек, делая короткие выдохи.
- Произнесите скороговорку: Пыхтит как пышка, наш пухлый мишка.
III Актуализация знаний
- Что называют звуками речи? (Звуки, которые человек использует в своей речи.)
- Как обозначается речевой звук? (Буквой)
- Как звуки обозначаются на схеме?
- Какие звуки называются гласными?
- На какие группы можно разделить элементы этого множества? (Печатные и письменные буквы а, о, и, у. Заглавные и строчные буквы.)
- Что объединяет эти буквы? (Они обозначают гласные звуки)
IV Мотивационно-целевой этап
На самом темном чердаке живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьет и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
- Произнесите имя нашего гостя. Пых.
- Какие звуки вы услышали? П – согл., Ы – гласный, Х - согл.
- Что вы знаете о звуке Ы?
- Кто понял, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает. Кроме того, у него для вас много интересных заданий.
V Работа по теме урока
Знакомство с новой буквой.
1) Учебник стр. 73 Рассмотрите букву Ы.
Прочитайте стихотворение.
Вот топор, полено рядом –
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы,
Все мы знать ее должны.
2) Напечатаем букву Ы в тетрадь. Каким значком мы будем обозначать звук ы в схемах?
Сделаем вывод: буква ы- обозначает гласный звук. (Отмечают на схеме)
3) Учебник. Рассмотрите картинку слева
Кого вы видите на рисунке? Чем они занимаются? Почему они плачут?
Девочки, покажите, как плачет баба. (И-и-и)
Мальчики, покажите, как плачет дед. (Ы-ы-ы)
Что перепутал художник? Кто должен успокаивать стариков?
- Произнесите слово мышка протяжно.
Какие звуки вы услышали?
Замените букву Ы буквами, указанными в учебнике. Какие новые слова получились?
Как звучал первый звук в этих словах? (Твёрдо)
Заменим букву Ы на букву И. Какое слово получится? (Мишка)
Как будет звучать первый звук? (Мягко)
Сделаем вывод: перед буквами ы, о, у, а согласный читается твёрдо, а перед буквой и - мягко.
4) Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы.
А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]?
– Назовите слова, которые начинаются на [ы].
Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать?
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.
Отметим это на карточке
5) Игра «Будь внимателен»
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».
У кого растут усы?
У моржа и у лисы,
У бобра и у крота,
У кота и у кита.
Есть усы у мотыльков,
У тюленей, у жуков.
Есть у зайца и сверчка,
У сома и хомячка.
Есть у тигров и мышей,
Есть у львов и у ежей...
Даже папа для красы
Отрастил себе усы!
– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
Звукобуквенный анализ слова «усы»
- Составьте схему слова усы в тетради. (Один работает на доске)
Найдём рабочую строчку.
6) Мы изучаем букву Ы
С этой буквой каждый сможет
Любой предмет шутя размножить:
Есть жаба – с нею будут жабы!
Какая буква так смогла бы?
– Пых любит разные превращения. Вот и сейчас он играет в игру «Один – много». Хотите ему помочь? (Дикобраз, зебра, аист, тигр, жираф, филин, гиппопотам.)
Сделаем вывод, отметим на карточке.
VI Подведение итогов
Что нового вы сегодня узнали на уроке? (Повторение по схеме)
На чердаке у Пыха есть книга со сказками. Одна из них так и называется «Пых». Кто хочет её почитать? Чтение сказки «Пых».
Сказка «Пых»
https://www.youtube.com/watch?v=SlKmwlOQmvs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Звук "щ". Буквы "Щщ"
На уроке дети знакомятся с новым звуком и буквами, обозначающими этот звук. Урок проходит в занимательной форме, которая способствует запоминанию буквы....
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Урок обучения грамоте . Звук и буква Щ
Конспект урока обучения грамоте в 1классе. Учитель: Мошникова Татьяна Владимировна Тема урока:...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. ЗВУК [щ], БУКВЫ Щ,щ
Данный материал знакомит с творчеством Л.Н.Толстого,способствует привитию любви к чтению и формированию навыков чтения....
Урок обучения грамоте "Звук и буква Г"
Проведен для учащихся 1 класса речевой школы...
урок обучения грамоте " Звук и буква А"
Ознакомление с первой буквой алфавита в занимательной форме...
Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"
Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...