программа кружка "Делаем сами своими руками"
методическая разработка по чтению

Власова Елена Владимировна

ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения

 Юрьев -Польского района»

Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Владимирская,  д.13

Телефон (49246) 2-37-65

.            

ПРОГРАММА

реабилитации  несовершеннолетних  посредством творческой деятельности

 

«ДЕЛАЕМ САМИ СВОИМИ РУКАМИ»

Разработчик:  Власова Елена Владимировна – воспитатель стационарного социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних

 

 

 

 

 

 

г. Юрьев-Польский

2021 г.

 

Содержание программы

 

 

  1. Краткая аннотация программы ………………………………………..3-4
  2. Актуальность программы………………………………………………5-6
  3. Цель  и  задачи……………………………………………………………7
  4.  Срок реализации…………………………………………………………7
  5.  Принципы реализации программы……………………………………..8
  6. Психолого-педагогическое обоснование программы.…………………8
  7. Содержание программы………………………...………………………..9
  8. Формы работы…………………………………………………………...10
  9. Целевая группа…………………………………………………………..10
  10. Система программных мероприятий…………………………………11-13
  11. Ожидаемые результаты………………………………………………….14
  12. Список литературы………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая аннотация программы.

      Кружковая деятельность  «Делаем сами своими руками»  включает в себя следующие виды деятельности: работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА, а также:  художественных красок  (гуашь, акварель), пластилина, крупы (гречка, манка, кукурузная, рис, соль, пшено),  фасоли  всех сортов,  яичной скорлупы, пуговиц, сушеных листьев, ниток, салфеток, оберточной бумаги, гофрированной бумаги, журналов, фольги, фантиков, поролона, кальки и других  самых неожиданных материалов.

      Занятия аппликацией играют важнейшую роль в развитии ребенка. Разнообразие творческой деятельности в значительной степени раскрывает творческий потенциал ребенка, дает возможность творческой самореализации.

      Программа относится к художественно-эстетической направленности. Развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка.  Также она воспитывает  упорство, наблюдательность, воображение, внимание.  Это и подчеркивает педагогическую  целесообразность программы.

        Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и  создание  индивидуальных и коллективных  сюжетно-тематических композиций. 

       Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения.  А  если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

       Изготовление игрушек, поделок из бумаги и картона – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.  На важность использования бумаги в деятельности ребенка обращал внимание  А.С.Макаренко.  Он указывал, что материалы  (бумага, глина, дерево, и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру…   В игрушке – материал  есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор  для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

       Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся  гибкими, это очень важно.  

       Ручной труд  способствует развитию сенсомоторики – согласованности  в работе глаза и руки,  совершенствованию  координации движений, гибкости, точности  в выполнении действий.   Труд с бумагой  и картоном  оказывает  большое внимание  на умственное  развитие учащихся,  на развитие   из мышления,  внимания.   Во время такой работы  создаются условия  для развития   не только  планирующей  функции речи,  но и речевой  регуляции  поведения.  

       Труд по изготовлению поделок  из бумаги  и картона   способствует   развитию личности  учащихся,  воспитанию их характера.  Изготовление игрушки   требует определенных  волевых усилий.   Постепенно у детей  формируются  такие качества,  как целеустремленность,  настойчивость,  умение  доводить  начатое   дело до конца.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность программы.

              Ситуация в мире современного детства   тревожна и опасна   как  для детей,  так и для будущего общества.  В настоящее время  значительно  расширился  спектр   социальных,  экономических,  психосоциальных,  педагогических  факторов,  стимулирующих  детскую  безнадзорность,  бездомность,  социальное сиротство и дезадаптацию.

              Формирующаяся психика ребенка  чутко   реагирует  на все возрастающие  негативные  воздействия среды,  включая плохую экологию и напряженность  в человеческом обществе.  Неблагоприятные факторы влияют  не только  на психическое. Но и на тесно связанное с ним физическое здоровье детей.

             Кризисные явления  и в жизни семьи,  оказывающие  негативное  влияние  на воспитание  детей,  многообразно  представлены  в современном  обществе.  Среди них  необходимо  отметить:  разрушение  нравственных  представлений  о семье  и браке;  повреждены  традиционные  устои  семьи;  утрачено  традиционное  восприятие  родительства и детства.

            Ребенок, который даже  родился вполне здоровым,  может иметь серьезные  отклонения  в личностном  развитии  в результате  неблагоприятного  семейного окружения.

            Формированию  психопатических  черт личности  и невротических  проявлений  способствуют  внутрисемейные  конфликты,  отсутствие  одного из  родителей.  Неправильные воспитательные воздействия,  ранняя изоляция ребенка от семьи.

             Вышесказанное  часто  является  причиной того, что дети попадают  в различные  учреждения социального обслуживания.  Помещение ребенка в стационарное отделение, с одной стороны, - драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием  в его жизни, - с другой – рубеж,  завершающий  трагический  период,  открывающий  возможность возродиться в социальном, психологическом плане, восстановить здоровье, социальные роли, познать чувство привязанности к другим людям и получить право на достойную человека жизнь.

              В стационарные социально-реабилитационные отделения  попадают дети, ослабленные физически, с нарушениями социального и психологического статуса, отчужденные семьей, а порой и школой.  Эти дети нуждаются в специальном обучении и воспитании, которые включают в себя  различные направления, позволяющие восстановить его жизненный статус.

             Большое влияние и восстановление, укрепление и сохранение физического и психического здоровья ребенка оказывает ручной труд (творчество своими руками).

            Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно. 

            Ручной труд способствует развитию  сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает  большое внимание на умственное развитие детей, на развитие их мышления, внимания.  Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой  регуляции поведения.

           Занятия творческой деятельностью заставляют ребенка целиком погрузиться в работу, что отвлекает его от грустных мыслей и воспоминаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель  программы:

Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок по технике аппликация.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Дать воспитанникам стационарного социально-реабилитационного отделения  для несовершеннолетних  сведения о технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов.
  2. Научить детей различным техникам аппликации, экономно расходуя материал.

Развивающие:

  1. Развивать у ребят внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
  2. Развивать способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ.
  3. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать  усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
  2. Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
  3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

 

 

 

Срок  реализации программы: один год.

 

 

Принципы реализации программы:

 

  • Приоритет интересов ребенка и его благополучие.
  • Возвышение личности воспитанника в глазах его самого и окружающих.
  • Опора на позитивные начала в духовном развитии детей.
  • Гуманизация отношений и общения детей  с  сотрудниками.
  • Комплексный подход к реабилитационной работе с воспитанниками учреждения.
  • Принцип гуманности.
  • Принцип природосообразительности.
  • Принцип всестороннего и целостного изучения ребенка.

 

 

 

Психолого-педагогическое обоснование программы.

       Кружковая работа «Делаем сами своими руками»  представляет собой творческую деятельность, способствующую коррекции и реабилитации в том числе и отклоняющегося поведения детей.

      Данная программа:

  • Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, настроить, заинтересовать.
  • Помогает развить коммуникативные и творческие возможности.
  • Повышает самооценку.
  • Формирует ценные  практические навыки – умение создавать целое из отдельных частей, экономное использование материалов. Умение работать ножницами и другими инструментами.

 

 

 

 

 

 

Содержание  программы.

 

  1. Работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА.
  2. Работа с использованием художественных красок (гуашь, акварель)
  3. Работа с использованием крупы (гречка, манка, кукурузная, рис, соль, пшено)
  4. Работа с использованием яичной скорлупы.
  5. Работа с использованием пуговиц.
  6. Работа с использованием природных материалов.
  7. Работа техникой  «пластилинография».
  8. Работа техникой  «ниткография».
  9. Техника аппликации с использованием бумажных салфеток.
  10. Работа с тканью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы работы

  • Коллективная работа.
  • Индивидуальная  работа.
  • Посещение выставок.

 

 

 

Целевая группа

 

Воспитанники стационарного социально-реабилитационного  отделения  для несовершеннолетних,  находящиеся в трудной жизненной ситуации в возрасте 3-18 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система программных мероприятий.

 

 

Направление деятельности

Содержание работы

Срок

 

 

  1. Работа с использованием цветной бумаги, картона, ножниц, клея ПВА.

 

 

 

 

Плоскостная аппликация 

 

 

Объемная аппликация

 

 

Геометрическая аппликация

 

 

Отрывная аппликация

 

 

Пластическая аппликация

 

 

В течение года

 

 

 

 

  1. Работа с использованием художественных красок (гуашь, акварель)

 

 

Знакомство с особенностями изобразительных материалов и разными техниками работы.

 

 

Формирование необходимых  умений  и навыков в процессе обучения.

 

 

Применение в самостоятельной деятельности  различных  методов  и приемов  рисования,  которыми  дети  овладели   на занятиях.

 

 

 

 

В течение года

  1.  Работа с использованием крупы (гречка, манка, кукурузная, рис, соль, пшено)

 

 

Нанизывание макарон с широким просветом на шнурок для изготовления бус или браслета

 

 

Выкладывание из крупы различных рисунков

 

 

Вдавливание крупы в пластилин или тесто

 

 

 

 

 

В течение года

  1.  Работа с использованием яичной скорлупы.

 

 

Декупаж на яичной скорлупе

 

 

Мозаика из яичной скорлупы

 

Вышивка на яичной скорлупе

 

 

 

В течение года

 

 

  1. Работа с использованием пуговиц.

 

 

   

Картина из пуговиц   

 

Бусы из пуговиц

 

Скрапбукинг (пуговицы своими руками)

 

 

 

 

В течение года

 

  1. Работа с использованием природных материалов.

 

 

Куклы из травы

 

Поделки из природного материала

 

Бижутерия из природного материала

 

 

 

 

Лето

 

В течение года

  1. Техника аппликации с использованием бумажных салфеток

 

«Декупаж»

 

Аппликации из салфетных шариков

 

 

  1. Работа техникой  «пластилинография».

 

 

 

Выкладывание картинки пластилиновыми шариками

 

Рисование полосками пластилина

 

 

Раскрашивание картинки пластилином

 

Лепка 

 

 

 

 

 

В течение года

  1. Работа техникой  «ниткография».

 

 Картины из нарезанной пряжи

 

Картины из нитей

 

Ниткопись

 

В течение года

  1. Работа с тканью.

 

 

 

 

Поделки из фоамирана, фетра

 

Игрушки из ткани

 

Цветы из ткани

 

 

 

 

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты.

 За время работы по программе  «Делаем сами своими руками» воспитанники овладеют следующими  знаниями, умениями и навыками:

 

Будут знать:

 

  • Технологию изготовления аппликации;
  • Основные приемы и техники;

 

Будут уметь:

 

  • Соблюдать правила безопасного труда;
  • Переводить шаблоны на бумагу;
  • Изготавливать и оформлять поделки;
  • Осуществлять декоративную работу изделия;
  • Самостоятельно контролировать качество готовности поделки.

 

Приобретут навыки:

 

  • Наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;
  • Изготовления поделки по собственному эскизу;
  • Самостоятельного изготовления шаблонов.

 

 

Формами подведения итогов реализации программы являются:  выставки, конкурсы, коллективный анализ творческих работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. КАРО. 2004 – (Модернизация общего образования).
  2. Волкова Н.В., Жадью Е.Г. «100 замечательных поделок из всякой всячины», Ростов-на –Дону, 2009г.
  3. Давыдова М.А., Агапова И.А. «Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона», М.: ООО «ЛАДА», 2008г.
  4. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития»,  2006г.
  5. Петрова И.М.  «Овечка»//Дошкольная педагогика – 2002 - №5(9)
  6. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки» Москва, «АЙРИС - пресс», 2007.
  7. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. (сост.Е.П.Климова) – Волгоград. Учитель. 2005.
  8. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А.Дубровская, Т.Г.КазаковаН.Н., Юрина и др./Под ред.Е.А.Дубровской, С.А.Козловой – М.:Издательский центр «Академия»2002)
  9. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок"Делаем сами. своими руками" Тематический план.1 год обучения.

Тарасенко Лилия Ситдиковна. Учитель начальных классов. Темтический план.1 год обучения кружка "Делаем сами .своими руками"...

Кружок"Делаем сами своими руками" 2 год обучения.

Тарсенко Лилия Ситдиковна. Учитель начальных классов. Тематический план кружка "Делаем сами своими руками" 2 год обучения....

Программа кружка "Сами своими руками"

Проектный предметный курс технологии...

"Всё делаем сами, своими руками!" (коррекционно-развивающее занятие по привитию санитарно-гигиенических навыков)

Цели: учить детей выполнять работу по самообслуживанию в определенном порядке; развивать и корректировать санитарно-гигиенические и трудовые навыки; воспитывать культуру труда, радость от выполненной ...

Все делаем сами своими руками

- Наше практическое занятие называется «Все делаем сами своими руками». Сейчас мы покажем, как мы играем (на материале стихотворения «Мы играем» О.Дриз, перевод Р.Сефа):Мы играем, мы играем –Чистим, м...

Занятие Сделаем сами своими руками

Занятие предназначено для детей младшего возраста...

Программа по кружку "Всё сами своими руками"

  Изобразительное искусство – это мир прекрасного! Оно обладает большой силой воздействия, особой привлекательностью и способно играть важную роль в нравственном и эстетическом воспи...