Конспект урока по литературному чтению на тему: "«Г. Х. Андерсон «Русалочка»", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсона и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию автора Г. Х. Андерсона, содержание произведения «Русалочка»;
- уметь прогнозировать содержание произведения.
- развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: открытие нового знания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 05.05.2021 ФИО учителя: Гагарина О.А.
Школа: МАОУ«ОЦ №1» ФИ студента: Литвинович А., 43 гр.
Класс: 4 «В» ФИО методиста: Кондратьева И.И.
Кабинет: 206
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Тема урока: «Г. Х. Андерсон «Русалочка»»
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсона и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знать биографию автора Г. Х. Андерсона, содержание произведения «Русалочка»;
- уметь прогнозировать содержание произведения.
- развитие навыков правильного, выразительного чтения.
Личностные:
- способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
- проводить самооценку своих действий;
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.
Этап урока Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа. | 1 мин | - Здравствуйте! - Посмотрите друг на друга и подарите улыбку. - Желаю вам сегодня продуктивной работы на уроке. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: диалог. Практический: работа в тетради. | 3 мин | Речевая разминка (работа в парах). -А начнем мы наш урок с речевой разминки. Работать будем со скороговоркой в парах. -Как вы думаете, что должно стать итогом нашей работы со скороговоркой? Скороговорка: Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей. -Прочитайте: весело, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно. -Можем подвести итог? Каков он? | Отвечают на вопросы учителя Работают со скороговоркой | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
III.Постановка учебной задачи Словесный: диалог. | 5 мин | -Проведем разминку для ума. Разгадайте анаграммы и угадайте героев. Анаграммы: одймвокюач - Дюймовочка аспинрецс - Принцесса аусакрлоч – Русалочка -Кто является автором этих литературных героев? -Какие произведения Г. Х. Андерсена вы читали? Назовите их. -Сформулируйте пожалуйста тему и задачи урока. | Разгадывают анаграммы Г.Х.Андерсен Ответы детей Г.Х.Андерсен «Русалочка» Цели: познакомиться с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка», познакомиться с биографией Г.Х.Андерсена. | П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами. Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. |
IV.Открытие нового знания Словесный: беседа. Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент. | 8 мин | Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена - Прочитайте название раздела, который мы начнём сегодня изучать. - Как вы понимаете его? - Начнём изучение раздела с произведения автора, который жил в Дании. Это знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен. Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника. - Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу для викторины, которую проведём на следующем уроке. Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года. Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ему ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь». Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны. Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решался рассказывать их взрослым. В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить с сыном в театр. Вот тут-то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него дома был собственный домашний театр). Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к беднякам. На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер». На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе. Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать. В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз переводились и издавались на русском языке. | Слушают учителя и составляют по рассказу материал для викторины | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. П.: поиск и выделение необходимой информации. |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. Наглядный: учебник, учебная презентация. | 5 мин | - Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? - Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. - А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок? - Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. - Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. - Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини. - Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки. - Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке. | Русалочку Ответы детей Слушают учителя относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой слушают учителя | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный: беседа. Наглядный: учебная презентация. Практический: работа в тетради. | 7 мин | - Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. (на карточках записаны слова и их значение) Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений. Устрицы – морской моллюск. Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой). Вдовец – мужчина, у которого умерла жена. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Валторна – духовой музыкальный инструмент. Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины. Пучина – морская глубина. Владычить – хозяйничать. Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Снадобья – волшебные средства. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. | Работают со значениями слов | Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П.: структурирование знаний. |
VII.Включение в систему знаний Словесный: беседа. | 8 мин | - Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168). - Где разворачивается действие сказки? - О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? - Как вы думаете, кто была младшая внучка? - Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171) - Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. - Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169) - Какой праздник отмечали на корабле? - Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? - Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство? | в море о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки) русалочка, героиня сказки - бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность - день рождения принца - да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
VIII.Рефлексия деятельности Словесный: беседа. | 3 мин | - Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете на следующих уроках. - Итак, на этом остановимся. Сейчас похлопайте те, кто доволен своей работой на уроке. Теперь потопайте те, кому было трудно и что-то непонятно. А с чем именно возникли трудности? - Откройте дневники и запишите задание на дом. (Задаётся по выбору) (Записано на листочках со словарными словами)
Пересказать эту часть. Урок окончен, вы большие молодцы! | Записывают домашнее задание. | К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс
Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...
Конспект урока по литературному чтению по теме «С.А. Есенин «Лебёдушка»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, в процессе работы над стихотворением С. А. Есенина «Лебедушка».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора; о...
Конспект урока по литературному чтению по теме «Путешествие в страну Фантазия»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: обобщение изученного и прочитанного по разделу «Страна Фантазия».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию авторов Кира Булычева, Евгения Велтистова; осо...
Конспект урока по литературному чтению по теме «С.Д. Дрожжин «Родине»». (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, создание условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углубление и развитие интереса к чтению, формирование любви и у...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "«Г. Х. Андерсен «Русалочка»", 4 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсена и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:Предметные:зна...