Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Сравнение прошлого и настоящего"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока литературного чтения 3 класс ПНШ "Сравнение прошлого и настоящего"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературного чтения "Сравнение прошлого и настоящего" | 47.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 12.04.2021 Учитель: Кузнецова В.С
Школа: №22 Студент: Дьячкова Е., 41 гр.
Класс: 3 «А» Методист: Солопова Т.В.
Кабинет: 312
Подпись______________
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: «Сравниваем прошлое и настоящее. Б. Кустодиев «Масленица», Н. Римский-Корсаков «Снегурочка», И. Стравинский «Петрушка»
Цели деятельности учителя: Формирование представлений учащихся о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать: как определять сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства
уметь: анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
- проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- осознавать личностный смысл учения;
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование: УМК «Перспективная начальная школа » учебник 3 класс, 2 часть, раздаточный материал, презентация .
Этап урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
| 5 мин | - Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок чтения. Рада всех видеть. Присаживайтесь! - А кто мне расскажет, правила поведения на уроке? Вы все правы, но давайте выделим три самых главных правила, которые будем соблюдать на протяжении всего урока: - Слышать и слушать учителя; - Не перебивать говорящего; - Отвечать только по поднятой руке; | - Приветствуют учителя. - Называют известные им правила поведения на уроке. - Воспринимают информацию | Р – взаимодейст- вовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. |
Словесный (подводящий диалог) | 2 мин | Друзья, нас ожидает новая глава. Хотите ли отправиться туда, Где предстоит нам все понять, О связи прошлого и настоящего узнать? — Откройте учебник на с. 145 и прочитайте название новой главы. («Сравниваем прошлое и настоящее».) — Как вы понимаете название главы? — Время бежит — жизнь меняется, мы меняемся. А что же остается неизменным? — Как бы вы ответили на вопрос Михаила Потаповича? Трудно? | - Следуют указаниям учителя. | КУУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; |
Формулирование темы и цели на экране | 3 мин | - Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Какие цели вы поставите перед собой на данном уроке? - Молодцы. | - Сравниваем прошлое и настоящее». - Мы должны понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным. | РУУД: Умение принимать заданную цель; формулировать цели и задачи деятельности; |
Анализ языкового материала Частичный морфемный анализ Учебный диалог | 15 мин | Вы сможете ответить на этот вопрос, если отправитесь в «Музейный Дом». Михаил Потапович предложил нам рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева «Масленица». — Маша хотела бы знать, какой древний город здесь изображен. Прочитайте на с. 145, как ответила на вопрос Маши Анишит Йокоповна. — А вы знаете, что это за праздник — Масленица? В какое время года его празднуют? — Что можно наблюдать во время масленичных гуляний? Материал для учителя Масленица — это праздник в честь проводов зимы и встречи весны. Во время этого праздника принято водить хороводы вокруг костра, на котором сжигают чучело Масленицы, символизирующей уходящую зиму. Люди катаются на лошадях, съезжают с ледяных гор на санках, играют в снежки, перетягивают канаты, проводят кулачные бои, взятие снежного городка. — Рассмотрите репродукцию. Вы видите народные гулянья? Что люди делают? — Рассмотрите местность. Чем она примечательна? — Возьмите лупу и рассмотрите постройки. Какие вы видите? — Посчитайте количество храмов. — Удалось ли вам обнаружить торговые ряды? — Посмотрите, как выглядели торговые ряды в Костроме, они изображены на переднем форзаце второй части учебника «Окружающий мир» (3 класс). К Масленице была приурочена ярмарка, где торговали пряниками, игрушками и всякими мелочами. На Масленицу готовят большое количество выпечки и делают блины. — Вы узнали государственный флаг на масленичной постройке? — Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? — Возьмите рамочку. Выделите с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать «Храмы дренего города», «Детские забавы», «Катание на лошадях». — Можно ли выделить другие фрагменты? Дайте им название. — А теперь выделите вертикальные фрагменты с такими названиями: «Березы после снегопада», «Хорошо звучит гармонь», «Птицы в небе». — С помощью вертикальной рамки найдите такой фрагмент картины, который можно было бы назвать «Зимние забавы детей». — Кто главные герои этого фрагмента? — Какие чувства, по-вашему, испытывают ребята во время катания с горы? — Ощущаете ли вы те же самые чувства, когда дружно играете вместе на улице? — Так что же, кроме рельефа, памятников архитектуры и общих народных традиций, еще осталось у людей неизменным даже спустя века? — Предлагаю послушать два музыкальных отрывка из произведений И. Стравинского. — Какой из них передает изображенное на картине? — Смогут ли догадаться об этом наши потомки? — Значит, неизменной остается еще и... музыка? Попробуйте объяснить почему. | - Холмистая местность. - Слева на заднем плане — деревянные одноэтажные дома, а справа — каменные многоэтажные дома. - Их четыре — две белые церкви и две — цвета красного кирпича, на заднем плане просматриваются в дымке еще две колокольни. - Снег выпал давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе. - Азарт, удаль, веселье, разгул, бесшабашность, радость, задор. - Человеческие эмоции и чувства. - Учащиеся прослушивают аудиозаписи. | |
| 7 мин | — Еще раз внимательно рассмотрите картину. Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня? — А атмосферу праздничных гуляний? — Эту картину Борис Кустодиев писал 100 лет назад. Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время? — А что сохранилось, осталось неизменным? (Чтение диалога Миши и Кости на с. 146.) — Какой же вывод можно сделать? | - Появились новые постройки, многоэтажные дома, предприятия, школы. - Природа, рельеф, храмы, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление к общению друг с другом. - Сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции, а это вечные ценности. | К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; |
| 5 мин | 2. Работа в тетради для самостоятельной работы (Учащиеся выполняют № 19 (с. 40—41).) — Прочитайте стихотворение Р. Сефа «Путешествие» глазами, выберите нужную интонацию и темп. — На сколько частей разделено стихотворение? (На две.) — Прочитайте только первую часть. — О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово. — Кто объяснит значение слова «предок»? Воспользуемся толковым словарем, чтобы уточнить смысл этого слова. — Прочитайте только вторую часть. — О ком говорится в этой части? Подчеркните это слово. — Кто объяснит значение слова «потомок»? Воспользуемся толковым словарем. — К кому из них — предку или потомку — будет относиться сам автор стихотворения Р. Сеф? Объясните свой ответ. Людей, которые живут с нами в одно время, видят то, что видим мы, чувствуют то, что чувствуем мы и знают о мире то, что знаем и мы, называют современниками. Это слово образовано от уже знакомого нам с вами слова «современный» (например: современный мир). — Обратимся к толковому словарю, чтобы уточнить значение слова «современник». | К-высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, | |
VII.Включение в систему знаний Практический, конструктивный: | 5 мин | — Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья и смеха? В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать музыку Николая Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка»: фрагмент из пролога, который называется «Проводы Масленицы». (Учащиеся прослушивают аудиозапись.) — Поделитесь впечатлениями. Домашнее задание 1.Составить рассказ на тему «Зимние забавы детей». 2.Выразительно читать стихотворение Р. Сефа «Путешествие» (тетрадь для самостоятельных работ, с. 40—41). 3.Выучить стихотворение наизусть (по желанию). | - Мы должны были понять, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным | Р – взаимодейст- вовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности |
V.Рефлексия деятельности Словесный: обобщение учителя | 3 мин | - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке. — Удалось ли нам ответить на вопрос? Оцените полученные знания на лестнице успеха. - Спасибо за урок. | Л-формирование основ оптимисти ческого восприя тия мира; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме «В ожидании новогоднего чуда» (Стихотворения Ю.Мориц. «Настоящий секрет». А.Барто. «В защиту Деда Мороза»)
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по программе "Школа 2100" по теме "В ожидании новогоднего чуда" (Стихотворения Ю.Мориц "Настоящий секрет" и А.Барто "В защиту Деда Мороза")...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б. Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным на материале картины Б. Кустодиева «Масленица» и фрагм...
Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее» Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о том, что меняется в жизни люд...
Конспект урока литературного чтения "Сравниваем прошлое и настоящее.К. Паустовский "Растрёпанный воробей"" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Сравниваем прошлое и настоящее. К. Паустовский «Растрепанный воробей» Цели деятельности учителя: формирование представлени...
Технологическая карта урока литературного чтения Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» (УМК «Школа России», 3 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с прозой Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: познакомиться с пр...
Конспект урока литературное чтение "Путешествие в прошлое"
Литературное чтение в 3 классе «Урок - путешествие в прошлое» Цели: обобщить знания детей по теме «Самое великое чудо на свете»; дать дополнительные сведения о первых лето...