ТКУ чтение.Г.Х.Андерсен Русалочка урок 1
план-конспект урока по чтению (4 класс)

ТКУ чтение.Г.Х.Андерсен Русалочка урок 1 + презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А У С А К Р Л О Ч Анаграмма

Слайд 2

Ганс Христиан ( Ханс Кристиан ) Андерсен (1805–1875)

Слайд 3

Андерсен родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных.

Слайд 4

Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу.

Слайд 5

Памятник установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. П амятник Р усалочке

Слайд 7

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Слайд 8

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Устрицы – морской моллюск. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Валторна – духовой музыкальный инструмент .

Слайд 9

Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Дата: 13.05.2020

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Создание условий для ознакомления учащихся с творчеством Г.-Х. Андерсена его произведением «Русалочка».

Задачи урока:

Дидактические: расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; отрабатывать навыки чтения; читать и анализировать 1 и 2 части сказки «Русалочка»; учить находить ответы на вопросы по тексту.

Развивающие: совершенствование навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь; развитие умения аргументировать своё мнение; развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти.

Воспитательные: воспитание интереса к зарубежной литературе; воспитывать готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы.

Методы обучения: словесный метод (беседа, работа с книгой), наглядный (иллюстрация, иллюстрации в учебнике), практический (самостоятельная работа).

Формы работы: фронтальная,  индивидуальная.

Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная,

 Г-групповая)

Дидактический средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

(Предметные

Метапредметные

Личностные)

1.Организационный момент

Организация  и настрой учащихся на урок.

Словесный метод (беседа)

Приветствие.

 - Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место.

Ф

К- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

2.Актуализация знаний и умений.

Целеполагание.

Формулировка темы урока.

Словесный метод (беседа), наглядный метод (иллюстрация)

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!  

Ты не зритель и не гость  

А программы нашей гвоздь!

Не ленитесь, улыбайтесь,  

Всем законам подчиняйтесь!  

А закон у нас такой

–Все в учёбу с головой! Итак, принимаемся за работу.

Анаграмма (Сл.1)

  А У С А К Р Л О Ч

-Знаете ли вы историю о русалочке?

-Кто автор этой сказки?

- Какие цели мы поставим на этот урок?

Слушают учителя

Разгадывают анаграмму.

Формулируют тему и задачи урока.

Ф

Презентация

К–обмениваться мнениями; принимать участие в обсуждении;

Р- умение определять цель, задачи урока;

3.Освоение нового содержания и его применение

Изучение нового

Словесный метод (рассказ),  наглядный метод (иллюстрация)

– Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса

Христиана Андерсена.

Вывесить портрет Г.-Х. Андерсена (1805–1875).

– Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. («Дюймовочка», «Гадкий утенок»,

«Стойкий оловянный солдатик», «Голый король» и другие.)

Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано

остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился

он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился,

много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем.

Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над

простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал

себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур»,

«петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного

лебедя.

Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик),

обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились

героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу.

Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых

потом рождались сказки.

Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они

написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют

людям радость всегда, до самой глубокой старости.

2. Чтение  1-й  части  сказки  «Русалочка»  (с. 52–56)  учащимися вслух.

3. Вопросы по содержанию.

– Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки?

– Где происходит действие в этой части сказки?

– Кто управлял хозяйством у морского царя? (Бабушка.) Как она выглядела? Зачитайте.

– Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая?

Зачитайте, с чем сравнивает ее автор.

– Как выглядел уголок в саду у каждой русалочки? Зачитайте.

– О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что

особенно удивляло ее в этих рассказах?

– Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие?

– Как  бы  вы  озаглавили  прочитанную  часть?  («Владения  морского царя».)

4. Чтение следующей части сказки (с. 56–58, от слов «…Но вот старшей принцессе…»)

учащимися про себя.

– Как бы вы озаглавили эту часть сказки? («15-летие русалочек».)

5. Выборочное чтение по 2-й части.

– Зачитайте, о чем рассказала старшая русалочка после возвращения с поверхности моря.

– Какие впечатления были у второй сестры?

– Что  вспоминала  после  путешествия  на  поверхность  моря  третья сестра?

– Что рассказала четвертая сестра?

– Что необычного увидела предпоследняя сестра?

-Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Вывесить портрет Г.-Х. Андерсена (1805–1875) (Сл.2)

– Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Голый король» и другие.)

1.-Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных (Сл.3). Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего – он стал писателем. Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек».

-Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки. (Сл.4)

-Запишите в тетради число, имя автора, годы жизни и название сказки.

2. Вводная беседа.

-Рассмотрите изображение памятника «Русалочка» (Сл.5)

- Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

- Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. - А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?

- Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде (Сл.6).

- Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.

- Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки.

3.Словарная работа (Сл.7-9)

- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Устрицы – морской моллюск.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Устрицы – морской моллюск.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

 Валторна – духовой музыкальный инструмент.

Ил – вязкий осадок на дне водоёма.

Муслин – лёгкая и тонкая ткань.

Штиль – полное безветрие на море.

Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.

Физкультминутка                                      

Мы топаем ногами топ-топ-топ

Мы хлопаем руками  хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Называют сказки.

Знакомятся с биографией Г.-Х. Андерсена.

Рассматривают изображения на слайде.

Строят ответы на вопросы в устной форме.

Читают название сказки.

(относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой)

Читают слова, которые встретятся в тексте и их определения.

Выполняют упражнения.

Ф

Ф

Презентация, учебник, тетрадь.

Пр- знакомство с биографией Г.-Х. Андерсена;

Р- контролируют учебные действия; принимают и сохраняют учебные задачи.

К сознательно строят речевое высказывание в соответствии с задачами;

П- извлечение необходимой информации из текстов;

Л- ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками; проявляют интерес к познанию литературного чтения.

4.Проверка усвоения нового знания. Практическая деятельность.

Проверка знаний, умений учащихся

Словесный метод (беседа, работа с книгой), наглядный метод ( иллюстрации в учебнике), практический метод (самостоятельная работа)

Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). 

 Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? 

 Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?

Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). 

 Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? 

 Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?

Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). 

 Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? 

 Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?

4.Работа над сказкой.

- Читаем первую часть сказки (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168).

- Где разворачивается действие сказки?

- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка?

- Как вы думаете, кто была младшая внучка?

- Что происходило дальше, мы узнаем из второй части (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171).

- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет?

- Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169)

- Какой праздник отмечали на корабле?

- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?

- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?

- Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете на следующих уроках.

5.Работа с иллюстрацией учебника

– Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации?

– Какие краски применил художник? Как вы думаете почему?

Читают первую и вторую части сказки.

Отвечают на вопросы по тексту.

-О морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки.

Подбирают слова текста к иллюстрациям в учебнике.

Ф и И

презентация, учебник

Пр- чтение сказки «Русалочка»; анализируют содержание сказки формулируют нравственные выводы.

П- извлечение необходимой информации из текстов.

Р- контролируют учебные действия;

К- формулируют и аргументируют свою точку зрения.

5. Выводы и обобщения (выводы по теме)

Выводы по теме урока.

Словесный метод (беседа)

 С творчеством какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке? 

 Что вы запомнили о его жизни? 

 Кто главная героиня его сказки?

– С творчеством, какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке?

– Что вы запомнили о его жизни?

– Кто главная героиня его сказки?

Отвечают на вопросы.

Ф

Р- умение оценивать свою работу и полученный результат.

6.Домашнее задание

Прочитать сказку дальше (до слов «Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня…», с.171-174).

Записывают домашнее задание

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Г.Х.Андерсен. Снежная королева"

Данная разработка   объединяет несколько уроков, в течение которых идёт работа над произведением  Г.Х.Андерсена "Снежная королева". Здесь собран дополнительный материал для учителя (био...

Конспект урока по литературному чтению «Г.Х. Андерсен.«Русалочка»»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:углублениезнаний о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.Планируемые результаты: Предметные...

Конспект урока по литературному чтению Г.Х.Андерсен "Русалочка"

Цели:расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;отрабатывать навыки чтения;читать и анализировать 1и2 части сказки «Русалочка»;учить находить ответы на вопросы по текс...

Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Русалочка»», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Г.Х. Андерсен «Русалочка»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирован...

Конспект урока литературное чтение Г.Х. Андерсен "Русалочка" 4 класс Школа России

Конспект урока Литературное чтение «Г.Х.Андерсен «Русалочка»»....

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Развивать умение у младших ш...