ТКУ чтение.Г.Х.Андерсен Русалочка урок 1
план-конспект урока по чтению (4 класс)
ТКУ чтение.Г.Х.Андерсен Русалочка урок 1 + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
g.h.andersen_rusalochka_urok_1.pptx | 2.57 МБ |
tku_chtenie.g.h.andersen_rusalochka_urok_1.docx | 43.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ганс Христиан ( Ханс Кристиан ) Андерсен (1805–1875)
Андерсен родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных.
Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу.
Памятник установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. П амятник Р усалочке
Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений.
Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Устрицы – морской моллюск. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Валторна – духовой музыкальный инструмент .
Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Дата: 13.05.2020
Класс: 4
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: Создание условий для ознакомления учащихся с творчеством Г.-Х. Андерсена его произведением «Русалочка».
Задачи урока:
Дидактические: расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; отрабатывать навыки чтения; читать и анализировать 1 и 2 части сказки «Русалочка»; учить находить ответы на вопросы по тексту.
Развивающие: совершенствование навык беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь; развитие умения аргументировать своё мнение; развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти.
Воспитательные: воспитание интереса к зарубежной литературе; воспитывать готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы.
Методы обучения: словесный метод (беседа, работа с книгой), наглядный (иллюстрация, иллюстрации в учебнике), практический (самостоятельная работа).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактический средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты (Предметные Метапредметные Личностные) |
1.Организационный момент | Организация и настрой учащихся на урок. | Словесный метод (беседа) | Приветствие. - Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | Ф | К- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; | |
2.Актуализация знаний и умений. Целеполагание. | Формулировка темы урока. | Словесный метод (беседа), наглядный метод (иллюстрация) | В класс пришёл – не хмурь лица, Будь весёлым до конца! Ты не зритель и не гость А программы нашей гвоздь! Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь! А закон у нас такой –Все в учёбу с головой! Итак, принимаемся за работу. Анаграмма (Сл.1) А У С А К Р Л О Ч -Знаете ли вы историю о русалочке? -Кто автор этой сказки? - Какие цели мы поставим на этот урок? | Слушают учителя Разгадывают анаграмму. Формулируют тему и задачи урока. | Ф | Презентация | К–обмениваться мнениями; принимать участие в обсуждении; Р- умение определять цель, задачи урока; |
3.Освоение нового содержания и его применение | Изучение нового | Словесный метод (рассказ), наглядный метод (иллюстрация) | – Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Вывесить портрет Г.-Х. Андерсена (1805–1875). – Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Голый король» и другие.) Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем. Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя. Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки. Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости. 2. Чтение 1-й части сказки «Русалочка» (с. 52–56) учащимися вслух. 3. Вопросы по содержанию. – Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки? – Где происходит действие в этой части сказки? – Кто управлял хозяйством у морского царя? (Бабушка.) Как она выглядела? Зачитайте. – Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая? Зачитайте, с чем сравнивает ее автор. – Как выглядел уголок в саду у каждой русалочки? Зачитайте. – О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что особенно удивляло ее в этих рассказах? – Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие? – Как бы вы озаглавили прочитанную часть? («Владения морского царя».) 4. Чтение следующей части сказки (с. 56–58, от слов «…Но вот старшей принцессе…») учащимися про себя. – Как бы вы озаглавили эту часть сказки? («15-летие русалочек».) 5. Выборочное чтение по 2-й части. – Зачитайте, о чем рассказала старшая русалочка после возвращения с поверхности моря. – Какие впечатления были у второй сестры? – Что вспоминала после путешествия на поверхность моря третья сестра? – Что рассказала четвертая сестра? – Что необычного увидела предпоследняя сестра? -Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Вывесить портрет Г.-Х. Андерсена (1805–1875) (Сл.2) – Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Голый король» и другие.) 1.-Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных (Сл.3). Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов, Андерсен добился своего – он стал писателем. Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». -Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки. (Сл.4) -Запишите в тетради число, имя автора, годы жизни и название сказки. 2. Вводная беседа. -Рассмотрите изображение памятника «Русалочка» (Сл.5) - Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник? - Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира. - А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок? - Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде (Сл.6). - Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини. - Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки. 3.Словарная работа (Сл.7-9) - Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов. Коралл – красивый известковый скелет морских организмов. Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части. Янтарь – окаменевшая смола древних растений. Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Устрицы – морской моллюск. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки. Устрицы – морской моллюск. Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник. Снасти и реи – детали корабля. Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза. Валторна – духовой музыкальный инструмент. Ил – вязкий осадок на дне водоёма. Муслин – лёгкая и тонкая ткань. Штиль – полное безветрие на море. Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна. Физкультминутка Мы топаем ногами топ-топ-топ Мы хлопаем руками хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем Мы руки подаем И бегаем кругом. | Называют сказки. Знакомятся с биографией Г.-Х. Андерсена. Рассматривают изображения на слайде. Строят ответы на вопросы в устной форме. Читают название сказки. (относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой) Читают слова, которые встретятся в тексте и их определения. Выполняют упражнения. | Ф Ф | Презентация, учебник, тетрадь. | Пр- знакомство с биографией Г.-Х. Андерсена; Р- контролируют учебные действия; принимают и сохраняют учебные задачи. К– сознательно строят речевое высказывание в соответствии с задачами; П- извлечение необходимой информации из текстов; Л- ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками; проявляют интерес к познанию литературного чтения. |
4.Проверка усвоения нового знания. Практическая деятельность. | Проверка знаний, умений учащихся | Словесный метод (беседа, работа с книгой), наглядный метод ( иллюстрации в учебнике), практический метод (самостоятельная работа) | Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? 4.Работа над сказкой. - Читаем первую часть сказки (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168). - Где разворачивается действие сказки? - О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? - Как вы думаете, кто была младшая внучка? - Что происходило дальше, мы узнаем из второй части (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171). - Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет? - Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169) - Какой праздник отмечали на корабле? - Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? - Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство? - Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете на следующих уроках. 5.Работа с иллюстрацией учебника – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? | Читают первую и вторую части сказки. Отвечают на вопросы по тексту. -О морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки. Подбирают слова текста к иллюстрациям в учебнике. | Ф и И | презентация, учебник | Пр- чтение сказки «Русалочка»; анализируют содержание сказки формулируют нравственные выводы. П- извлечение необходимой информации из текстов. Р- контролируют учебные действия; К- формулируют и аргументируют свою точку зрения. |
5. Выводы и обобщения (выводы по теме) | Выводы по теме урока. | Словесный метод (беседа) | – С творчеством какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке? – Что вы запомнили о его жизни? – Кто главная героиня его сказки? – С творчеством, какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке? – Что вы запомнили о его жизни? – Кто главная героиня его сказки? | Отвечают на вопросы. | Ф | Р- умение оценивать свою работу и полученный результат. | |
6.Домашнее задание | Прочитать сказку дальше (до слов «Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня…», с.171-174). | Записывают домашнее задание | Ф |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Г.Х.Андерсен. Снежная королева"
Данная разработка объединяет несколько уроков, в течение которых идёт работа над произведением Г.Х.Андерсена "Снежная королева". Здесь собран дополнительный материал для учителя (био...
Конспект урока по литературному чтению «Г.Х. Андерсен.«Русалочка»»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя:углублениезнаний о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена; развитие навыка анализа литературоведческого произведения; развитие словарного запаса.Планируемые результаты: Предметные...
Конспект урока по литературному чтению Г.Х.Андерсен "Русалочка"
Цели:расширить знания детей о жизни и творчестве Г.Х.Андерсена;отрабатывать навыки чтения;читать и анализировать 1и2 части сказки «Русалочка»;учить находить ответы на вопросы по текс...
Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Русалочка»», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Г.Х. Андерсен «Русалочка»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирован...
Конспект урока литературное чтение Г.Х. Андерсен "Русалочка" 4 класс Школа России
Конспект урока Литературное чтение «Г.Х.Андерсен «Русалочка»»....
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Развивать умение у младших ш...