Технологическая карта урока "Деление произведения на части. Г.-Х.Андерсен Русалочка.Рассказ о Русалочке."
план-конспект урока по чтению (4 класс)
ТКУ чтение.Г.Х.Андерсен Русалочка.Деление произведения на части.Г.-Х.Андерсен Русалочка.Рассказ о Русалочке. + презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведения на части. Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.
Дата: 14.05.2020
Класс: 4
Тип урока: обобщение изученного материала
Цель урока: Создание условий для ознакомления учащихся с содержанием сказки Г.-Х. Андерсен «Русалочка», деления произведения на части.
Задачи урока:
Дидактические: научатся осознано воспринимать содержание текста авторской сказки; анализировать текст; делить произведение на части; пересказывать сюжет по составленному плану.
Развивающие: совершенствование навык беглого, осознанного, выразительного чтения, развивать монологическую речь; развитие умения аргументировать своё мнение; развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти.
Воспитательные: воспитание интереса к зарубежной литературе; воспитывать готовность прийти на помощь, положительные качества в процессе работы.
Методы обучения: словесный метод (беседа, работа с книгой), наглядный (иллюстрации), практический (самостоятельная работа).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, проектор, учебник, тетрадь.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактический средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты (Предметные Метапредметные Личностные) |
1.Организационный момент | Организация и настрой учащихся на урок. | Словесный метод (беседа) | Приветствие. - Ребята, нам всем приятно, когда рядом человек с хорошим настроением. Всем становится радостно и тепло. Давайте и мы будем поддерживать хорошее настроение каждую минуту, каждый час, каждый день. | Слушают и обсуждают тему урока, проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на работу. | Ф | К- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; | |
2.Актуализация знаний и умений. Целеполагание. | Формулировка темы урока. | Словесный метод (беседа), наглядный метод (иллюстрация) | Стихотворение – загадка. Девочка спит и пока что не знает, Что в этой сказке её ожидает: Жаба под утро её украдёт, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.) - Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их. («Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий утёнок») - Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущем уроке? (Сл.1) - О чём эта сказка? | Слушают учителя. Вспоминают произведения Андерсена. Формулируют тему урока. | Ф | Презентация | Р- умение определять цель, задачи урока; |
3.Проверка домашнего задания | Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з; | Словесный (беседа), наглядный (иллюстрация) | - Хорошо. Но сейчас проверим, насколько добросовестно вы подошли к выполнению домашнего задания. - Итак, дома вы читали первую и вторую часть сказки Г.Х. Андерсона «Русалочка» (Сл.2) - Какие чувства вызвало у вас начало сказки? - Где происходит действие в первой части сказки? (Морское дно) - Как автор описывает морское царство? - Какая атмосфера царила в семье морского царя? - Сколько сестер было у русалочки? - О чем она мечтала? - Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? -Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? - Что увидела русалочка на поверхности моря? - Что же произошло дальше? - Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? - Как вы думаете, правильно ли она поступила? Как бы вы поступили на ее месте? - Почему русалочке пришлось оставить принца одного на берегу? - Найдите в тексте и прочитайте, какой стала русалочка после этого случая? - Чем сёстры помогли ей? - Как вы считаете, обрадовало ли ее это известие? - Как теперь она проводила вечера? | Отвечают на вопросы, демонстрируют знания фактического материала по изученной ранее теме. (Когда ей исполнилось 15 лет.) Отвечают на вопросы по произведению -Радость, восторг, она всегда мечтала об этом. -Началась буря, корабль развалился на части. -Стала еще тише, задумчивее, чем прежде. Каждый раз все печальнее... | Ф | презентация | П- ориентироваться в своей системе знаний; К–обмениваться мнениями; принимать участие в обсуждении; |
4.Освоение нового содержания и его применение | Изучение нового материала | Словесный метод (беседа), наглядный метод (иллюстрации) | – Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Вывесить портрет Г.-Х. Андерсена (1805–1875). – Назовите сказки Андерсена, которые вы читали. («Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Стойкий оловянный солдатик», «Голый король» и другие.) Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем. Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя. Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки. Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости. 2. Чтение 1-й части сказки «Русалочка» (с. 52–56) учащимися вслух. 3. Вопросы по содержанию. – Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки? – Где происходит действие в этой части сказки? – Кто управлял хозяйством у морского царя? (Бабушка.) Как она выглядела? Зачитайте. – Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая? Зачитайте, с чем сравнивает ее автор. – Как выглядел уголок в саду у каждой русалочки? Зачитайте. – О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что особенно удивляло ее в этих рассказах? – Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие? – Как бы вы озаглавили прочитанную часть? («Владения морского царя».) 4. Чтение следующей части сказки (с. 56–58, от слов «…Но вот старшей принцессе…») учащимися про себя. – Как бы вы озаглавили эту часть сказки? («15-летие русалочек».) 5. Выборочное чтение по 2-й части. – Зачитайте, о чем рассказала старшая русалочка после возвращения с поверхности моря. – Какие впечатления были у второй сестры? – Что вспоминала после путешествия на поверхность моря третья сестра? – Что рассказала четвертая сестра? – Что необычного увидела предпоследняя сестра? - Сегодня на уроке, мы продолжаем работу со сказкой Г.Х. Андерсена. - Откройте учебники на странице 174. - Начнем читать сказку и узнаем, какая история приключилась с русалочкой. Учащиеся читают текст вслух по цепочке. Вопросы по тексту: 1)Что особенно вас тронуло при чтении? - Почему русалочка решила проститься со своей подводной жизнь и стать человеком? - Добилась ли русалочка своей цели и какой ценой? -Почему русалочка отправилась к ведьме? -Найдите и прочитайте описание жилища ведьмы. Что чувствовала русалочка, когда была там? - Что испытывала русалочка, когда покидала свой родной дом? 2)Расскажите о жизни русалочки во дворце у принца? - Можно ли назвать жизнь русалочки во дворце у принца счастливой? - Почему принц не смог полюбить русалочку? - А если бы ведьма не лишила русалочку голоса, всё могло бы быть иначе? - Расскажи, как к русалочке относиться её семья: её бабушка, отец и сестры. - Почему, что кажется возможным её сёстрам- убить принца, что бы сохранить себе жизнь,- невозможно для русалочки? Физкультминутка (Сл.3) Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Покрутимся кругом.(2р.) | Читают сказку по цепочке в учебнике. Отвечают на вопросы. -Она жила рядом с ним, во дворце, разодетая в шелках- прекрасная девушка с дивной походкой, которой все восхищались. Выполняют разминку. | Ф | Презентация, учебник, тетрадь. | Пр.- чтение сказки «Русалочка»; анализируют содержание сказки, формулируют нравственные выводы. Р- контролируют учебные действия; принимают и сохраняют учебные задачи. К– сознательно строят речевое высказывание в соответствии с задачами; П- извлечение необходимой информации из текстов; Л- ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками; проявляют интерес к познанию литературного чтения. |
5.Проверка усвоения нового знания. Практическая деятельность. | Проверка знаний, умений учащихся 1.Составление плана. 2.Пересказ текста по плану. | Словесный метод (беседа, работа с книгой), наглядный метод ( иллюстрации), практический метод (самостоятельная работа) | Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? Работа с иллюстрацией учебника (с. 54). – Какие слова из текста вы бы отнесли к этой иллюстрации? – Какие краски применил художник? Как вы думаете почему? Деление произведения на части (Сл.4) -На сколько частей можно разделить сказку «Русалочка»? -Как вы думаете, о чем первая часть и как мы ее можем озаглавить? -О чем мы можем узнать в содержании сказки после описания первой части? Как озаглавим? - Откройте тетради, запишите число, план. Поставьте цифру 1, запишем название первой части. Такой же алгоритм работы по остальным частям. Озаглавливается каждый эпизод, учащиеся записывают план в тетради и на доске, по мере того как дети называют и озаглавливают часть: - Какие иллюстрации можно нарисовать к каждому эпизоду? - Рассмотрите таблицу (Сл.5 (Приложение)). - В таблице пропущены описания мест подводного царства и жилища ведьмы. Найдите в тексте описание этих мест и запишите в тетрадь. Проверка. Один-два ученика пересказывают текст сказки по составленному плану. -Ну что тяжелее вам было в последовательности воспроизводить действия? | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Составляют план. Озаглавливают части, записывают название в тетради и на доске. Работа с текстом. Находят описание мест из таблицы, записывают их в тетрадь. Устно проверяют. Пересказывают текст по составленному плану. | Ф И и Ф | презентация, учебник, тетрадь. | Пр.- делить произведение на части «Русалочка»; П- извлечение необходимой информации из текста. Р- контролируют учебные действия; К- формулируют и аргументируют свою точку зрения. |
6. Выводы и обобщения (выводы по теме) | Выводы по теме урока. | Словесный метод (беседа) | – С творчеством какого писателя-сказочника мы познакомились сегодня на уроке? – Что вы запомнили о его жизни? – Кто главная героиня его сказки? Общие выводы по сказке (Сл.6) - Понравился ли конец сказки? Почему не понравился? - Как бы вам хотелось закончить сказку? - А отношение автора к случившемуся вы почувствовали? - Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись? - О какой любви говорит автор в этой сказке? - Кого ещё может связывать чувство любви? - Чему учит нас эта сказка? -Мне понравилось, как вы работали на уроке, вы были активны, внимательны, добросовестно отнеслись к сегодняшнему уроку. -Спасибо вам за урок, за активную работу. | Отвечают на вопросы, делают вывод по теме урока. -Детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину. -Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему. | Ф | Р- умение оценивать свою работу и полученный результат; делать вывод. | |
7.Домашнее задание | Домашнее задание: выразительно читать 1-ю и 2-ю части сказки (с. 52–59), нарисовать рисунок к понравившемуся фрагменту и подготовить пересказ этого фрагмента. Домашнее задание: выразительно читать 1-ю и 2-ю части сказки (с. 52–59), нарисовать рисунок к понравившемуся фрагменту и подготовить пересказ этого фрагмента. Домашнее задание: выразительно читать 1-ю и 2-ю части сказки (с. 52–59), нарисовать рисунок к понравившемуся фрагменту и подготовить пересказ этого фрагмента. | . |
Приложение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ганс Христиан Андерсен (1805–1875)
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Покрутимся кругом . Физкультминутка
………………… ………………… ………………… ……………….... ………………… ……………….. Деление произведения на части
Подводное царство Жилище ведьмы Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы… Морское дно ? ? Сад Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные - полурастения, похожие на стоглавых змей… В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов… дом ?
Понравился ли конец сказки? Почему не понравился? Как бы вам хотелось закончить сказку? Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись ? О какой любви говорит автор в этой сказке? Кого ещё может связывать чувство любви? Чему учит нас эта сказка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков к теме "Части речи". 4 класс
В работе представлены технологическае карты уроков к теме "Части речи" (Повторение.)...

Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова».
Русский язык. 2 класс. УМК «Начальная школа XXI века». Технологическая карта урока: «Повторяем правописание частей слова»....
Технологическая карта «Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки»
«Имя существительное как часть речи, его грамматические признаки»...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен «Русалочка». Характеристика героев" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: совершенствование навыков смыслового чтения у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Развивать умение у младших ш...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Произведение М. Пляцковского «Однажды утром». Чтение. Речь и альтернативная коммуникация (2 вариант СИПР)
Комбинированный урок для детей с ОВЗ. По чтению В1 и речевой практике 4 класс по произведению Пляцковского Однажды утром. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся ...