конспект урока по теме: Собирай по ягодке - соберешь кузовок
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Педагогические задачи: создать условия для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; организации работы над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников; содействовать воспитанию трудолюбия, старательности |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobiray_po_yagodke_-_naberesh_kuzovok.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА.
Б. В. ШЕРГИН «СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК»
Тип урока: постановка учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения, соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; организации работы над развитием мышления, наблюдательности, выразительной речи учеников; содействовать воспитанию трудолюбия, старательности | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с произведением Б. В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; научатся читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте | Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составляют план работы по решению учебной задачи урока; коммуникативные: вырабатывают критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм | Личностные: оценивают поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; портрет Б. В. Шергина; выставка книг писателя; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»; аудиозаписи музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности | Умеют слушать в соот- |
| – Здравствуйте, ребята. Много интересного будем изучать, Слышите звонок? Значит, будут нам нужны Это начинается новый наш урок. Книжка и тетрадь. Хорошо известно вам, что должен ученик При себе всегда иметь ручку и дневник. А теперь, ребятки, ротики закрыть, Будем мы по теме только говорить. – Проверим готовность к уроку. – Закройте глаза. Представьте себе улыбку. А теперь откройте глаза и попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнем! | чей тетради, учебника, карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | ветствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте пословицы к стихотворению А. Барто «Разлука». Проводит индивидуальную работу по карточке. – Впишите в пословицы и поговорки пропущенные слова: • Старый … лучше новых двух. • Не бравшись за … , избы не срубишь. • Языком … вышивает, а как нитку взять и не знает. • Каждый … свое болото хвалит. • Весна красна цветами, а … плодами Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. – Прочитайте сердито; с вопросительной интонацией; скороговоркой. «Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать». – Прочитайте чистоговорку. – Чики-чики-чики-чок. Повторите: жа-жа-жа! Пусть попляшет язычок. Цапля встретила ежа! Повторите: цо-цо-цо! Чики-чики-чики-чок. Вышла цапля на крыльцо. Ты пляши, мой язычок. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Откройте в учебнике с. 123 и прочитайте название раздела. («Собирай по ягодке – наберешь кузовок».) – Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить? (Учащиеся высказывают предположения.) – Какое необычное название нашего раздела! Что это? (Это пословица.) – Я не зря начала сегодняшний урок тоже с пословицы. И вы это скоро поймете. Откройте с. 124 и прочитайте имя автора и название рассказа, который будем читать. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова: • Мы познакомимся с… • Мы узнаем… • Мы вспомним… • Мы будем уметь… • Мы сможем поразмышлять… – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее |
IV. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. Борис Викторович Шергин – русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Б. Шергин писал, что в Архангельске «живо было устное народное творчество. Кругом там пели еще былины и рассказывали сказы, предания... я усвоил в детстве подлинное былинное звучание, сказы северные, подлинные». Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун» (Б. Шергин). Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею, в книге «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924 г.). Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писа- | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
тель в Москве в Строгановском художественно-промышленном училище, потому что его «с детских лет... прельщали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации. «У песенных рек», «Поморщина-корабелыщина», «Поморские были и сказания» – наиболее известные книги Б. Шергина. Писатель говорил о себе: «Я – малая капля, в которой отражается солнце народного художества... В устных моих рассказах и в книгах моих сохраняю я особенности северной речи, и слушатели и читатели мои ценили и ценят этот мой стиль» | |||
V. Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Проводит словарную работу. – Объясните значение слов и выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства. Маляр – рабочий, занимается окраской зданий, помещений. Звание «Мастер малярного дела». Академия – высшее научное или художественное учреждение. Кузовок – короб из лыка или бересты. Вылощить – наводить лоск. Паркетчик – тот, кто занимается изготовлением и настилкой паркета. – Прочитайте сложные слова по слогам, целым словом, быстро. кра-со-вито – красовито не-за-леж-ли-во-го – незалежливого сто-леш-ни-ца – столешница от-мен-но – отменно от-де-лы-вай – отделывай всплес-ки-ва-ет – всплескивает от-хва-ты-вать – охватывать | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль по результату |
2. Первичное чтение произведения | Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. | Прослушивают текст. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Понравилось ли вам произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Отвечают на вопросы, Аргументируют свою точку зрения | ||
VI. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Перечитайте отрывок, в котором рассказывается о Ваниной бабушке. – Какой она вам представляется? (Доброй, веселой, мудрой, она могла и утешить, и рассмешить, знала много ремесел.) – Как Ваня относился к своей бабушке? (Гордился ею.) – Расскажите о своих бабушках. За что вы их любите? – Как старики говорили о бабушке? («Хоть какая беда, а эта старуха ладно сдумает, тихонько скажет». А один старичок как-то сказал Ване: «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена».) – Автор восхищается Ваниной бабушкой? – Какую важную работу поручили Мите? – Какие руки были у Мити? (Золотые руки.) – Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка – художником? – Что случилось с Митей? – Как ему помогли Ванина бабушка и мастер? (Учащиеся находят в тексте соответствующие отрывки.) – Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. – Какой мудрости научил Митю мастер? (Каждый день выполнять небольшой участок работы так, чтобы «и дело продвигалось», и выполнено оно было с душой и «красовито, тщательно».) – Прав ли оказался мастер? | Читают произведение режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. | Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию. Строят |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– В какой из пословиц заключена эта мудрость? («Собирай по ягодке – наберешь – Какие другие пословицы встретились в рассказе? («Работа любит не молодца, – Как вы их понимаете? Запишите пословицы в тетрадь. – В рассказе встречаются фразеологизмы – устойчивые словосочетания, употребляемые в нашей речи. Объясните значение словосочетаний. Золотые руки – умение, способность очень хорошо делать что-либо. Ни на полмизинца – нисколько. Комар носа не подточит – сделанное безупречно, не к чему придраться. Работа будет тяп-ляп – небрежно, кое-как, не стараясь. – Чему вас научил рассказ Бориса Шергина? – Прочитайте диалог мастера и Мити. Передайте при чтении волнение, озабоченность, тревогу Мити. Проводит работу над планом рассказа. – Восстановите цепь событий в рассказе. «Доска превращалась в цветущий сад». «Твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена». «За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца». «Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу». «Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь». Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». – Итак, что же у нас получилось? (Составили план рассказа.) Организует работу с рабочими тетрадями. Задает вопрос. – Выберите из рассказа все пословицы и объясните их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? | Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. Выполняют задание в рабочих тетрадях на печатной основе. Отвечают на вопрос | монологические выс-казывания. Адекватно Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
VII. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Подготовить чтение по ролям рассказа Б. Шергина. • Составить по произведениям Б. Шергина рассказ о бабушке | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
VIII. Итог урока. Рефлексия | Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Можно ли советом мастера воспользоваться в ваших повседневных делах? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Проводит упражнение «Украсить торт». • Я доволен своей работой на уроке – красный цвет. • Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый. • Работа не получилась, недоволен собой – синий цвет | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения 3 класс.Тема,,Собирай по ягодке- наберешь кузовок\'\' ,,Школа России\'\'
Урок- конкурс предполагает использование ИКТ. Различные виды деятельности обучающихся помогают оценить усвоение изученного раздела учебника....
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" (УМК "Школа России") + презентация
Конспект урока по литературному чтениюТема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по про...
Тестовые задания по произведениям "Собирай по ягодке - соберешь кузовок"
Тест содержит 10 вопросов....
Конспект урока по теме "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся с новым разделом, биографией Б.В. Шергина и его произведением «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».Планируемые резу...
Конспект урока литературного чтения. Тема: "Собирай по ягодке – наберёшь кузовок", (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщения знаний по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; создание условий для развития умений читать вдумчиво, проникать в глубину содержания пр...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (3 класс)
Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела; - знать ...