Золотые слова
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Петрашкевич Ирина Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotye_slova.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения

Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова»

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве М.М. Зощенко; содержание произведения «Золотые слова»

- уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать своё отношение к герою произведения;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: Учебник литературы: 3 класс 2 часть: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, УМК «Школа Россия», 2012 год;  проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня впрок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

-Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – объяснение, беседа;

Словесный – проб.ситуац.

6 мин

Речевая разминка.

Три сороки - тараторки тараторили на горке.

-Объясните смысл скороговорки? Почему именно сороки?

Прочитайте сначала медленно, затем увеличивая темп, затем с логическим ударением на разные слова, потом тихо, громко, грустно, весело.

-На слайде вы видите слова. Прочитайте их.

-Что общего у этих слов?

-Кто может объяснить значения этих слов?

-В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

-Посмотрите на экран, знаете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его:

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

- Сегодня мы познакомимся с творчеством  М.М. Зощенко.

- Прочитайте название рассказа, который мы будем сегодня читать?

-Рассказ «Золотые слова», как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

- Какие слова могут считаться «золотыми»?

-Сегодня мы узнаем ответы на этот вопрос.

Пересказывают.

Выполняют речевую разминку

-Болтливого человека сравнивают с сорокой

-этика, этикет

-они однокоренные

Предполагают

-воспитанный человек

-М.М. Зощенко

Золотые слова»

переносном

-мы не знаем…

Р: саморегуляция.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный:

- подводящий диалог;

Наглядный:

- работа с презентацией и учебником

4 мин

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 145.

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

- Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

-Составьте план, чтобы добиться этих целей.

Рассматривают иллюстрацию

Высказывают предположения

-Произведение «Золотые слова»

-Познакомиться с произведением, ответить на главный вопрос урока.

План:

  1. Прочитать произведение;
  2. Определить значение незнакомых слов и словосочетаний;
  3. Проанализировать текст, ответив на вопросы

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – чтение, словарная и лексическая работа

Наглядный – работа с учебником

12 мин

- Какие произведения автора вы уже читали?

- Сейчас вы подробнее о нем узнаете.

Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт.

Новая война – гражданская – позвала его добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские жанры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями».

-Сегодня мы будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. 

Словарная работа.

- Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова. Дайте их определения.

Первичное чтение.

1.Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.

(Прием «Чтение с остановками»). Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

- От чего имени ведётся рассказ?

- Почему дети любили ужинать со взрослыми?

- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

- Как наказал отец Миньку и Лёлю?

- Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

- Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

- В группах по рядам объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания: 1 ряд – тараторила без конца, 2 ряд – сидела как на иголках, 3 ряд – желала загладить происшествие.

Слушают информацию о писателе

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Читают

Отвечают на вопросы

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

К: работа в группе

Динамическая пауза.

1 мин

-Ребята, давайте сейчас немного отдохнем.

Выполняют физические упражнения.

Р: мобилизация силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

Частично-поисковой-выбор ответа на поставленный вопрос

5 мин

Продолжение чтения

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Да, т.к…

Отвечают на вопросы.

Предполагают.

П: произвольное построение высказывания в устной форме

П: анализ с целью выделения существенных признаков

К.: участие  в учебном диалоге.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный- беседа

3 мин

Чтение до конца

-Почему папа назвал их поведение глупым?

-Давайте вернемся к главному вопросу урока. Кто напомнит его?

-Кто может ответить?

Отвечают

- Какие слова могут считаться «золотыми»?

 -это какие-то мудрые ценные советы, которые помогают правильно поступать в каких-то жизненных ситуациях.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: поиск и выделение информации

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

6 мин

 С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

-Почему автор так назвал свое произведение?

- Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».

В чем  заключается основная мысль рассказа?

- Запишите домашнее задание: чтение рассказа  с. 144-153.

- «Золотые слова»

- М.М. Зощенко

Высказывают свое мнение.

Записывают д/з

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: обобщающая беседа

2 мин

-Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Какие цели мы ставили? Как вы думаете, достигли мы целей? Почему? Что мы для этого сделали?

- Возникали ли у вас трудности сегодня на уроке?

-Отлично, урок окончен, до свидания!

Отвечают на вопросы.

Анализирую свою работу.

П.: построение речевого высказывания

П.: осуществление синтеза


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень

Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный  анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...

урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко «Золотые слова»

Урок по литературному чтению в 3 классе по теме "Обучение составлению собственных выскзаываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко "Золотые слова" УМК "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова" (УМК " Школа России", 3 класс"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема:Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о жизни и творчестве М.М.З...

Конспект урока литературного чтения "Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова""

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Создание комический ситуаций с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М...

Конспект урока по теме "Создание комический ситуаций с помощью слова. М. Зощенко "Золотые слова"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко; ознакомление учащихся с произведениями М.М. Зощенко «Золотые слова»; формирование у младших школьни...

Конспект урока литературного чтения "Создание комической ситуации с помощью слова. М.Зощенко "Золотые слова"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; ознакомление учащихся с произведениями М.М. Зощенко «Золотые слова»; формирование у младших школьник...

Конспект урока литературного чтения "Создание комической ситуации с помощью слова. М. Зощенко "Золотые слова"" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: углубление представлений о жизни и творчестве М.М. Зощенко; развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы; расширение смысла у учащихся о п...