Методическая разработка по теме: Глеб Горбовский "Розовый слон"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Свиточ Ирина Гурьевна

Творческая мастерская о дружбе и взаимопомощи, отношениях между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozovyy_slon.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Творческая мастерская

Тема: О дружбе подлинной и мнимой. Г.Горбовский «Розовый слон»

 Цель: ознакомить с правилами дружбы, учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга.

Задачи:

  1. Формулировать собственное мнение, позицию, признавать право каждого на собственное мнение.
  2. Умение общаться, слушать и слышать друг друга.
  3. Умение работать в сотрудничестве в процессе создания продукта совместной деятельности.
  4. Развитие устной речи детей, воображения, памяти.
  5. Действовать самостоятельно, проявлять инициативу.
  6. Проявлять волевые усилия, преодолевать затруднения.
  7. Создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
  8. Учить ребенка открывать для себя новое в известном.
  9. Воспитание любви к чтению.

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.

Смысл мастерской состоит в том, что воспитатель ставит проблемные задачи, дети работают, находят различные варианты решения, выходят из затруднительных ситуаций, учатся работать в группе, помогают друг другу.

  1. Индуктор (поток к процессу) должен проходить через все этапы Мастерской, обязательно опираясь на личный опыт.
  2. В мастерской присутствует реконструкция (затруднение, неловкое положение). Ребенок должен сам реконструировать или опереться на опыт соседа.
  3. Социализация – каждый выступает в группе на основе социального опыта.
  4. Рефлексия – ребенок рассказывает о своих чувствах, возвращаясь к началу занятия и вспоминая свое эмоциональное состояние.

Материалы к занятию:

- изображение волшебной страны;

- листы разноцветной бумаги;

- листы ватмана;

- открытки с видами зоопарка;

- запись песни «Розовый слон»;

- листы для работы с текстом стихотворения;

- листы для написания творческих работ;

- увертюра Глинки «Руслан и Людмила»;

- Шуберт «Неоконченная симфония»;

- Бах «Ария из Сюиты №3».

Сегодня мы работаем в творческих группах.

Напоминаю правила работы:

- уметь слушать других

- не отвлекать товарищей

- внимательно слушать и выполнять то, о чем я прошу

Послушайте сказку. (2 ребенка в костюмах)

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака, первая зелень и даже серебристый дождик – все радовало их. Королева Радуга вселяла в души людей чувство прекрасного и доброту.

Но однажды случилась беда. Злой-презлой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил отнять у людей радость. И задумал он самое страшное. Закрыл своим волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блекнуть и сереть. Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что мир был разноцветный. Волшебник ликовал: вот теперь-то скука и злость придут в это серое царство-государство.

  • Что бы вы почувствовали, оказавшись в этом царстве? (скуку, равнодушие, грусть, злость)
  • Какие краски могли бы спасти волшебное царство?
  • Подбери листы бумаги нужного цвета, покажи их в группе, дополни цветами, которые выбрали другие члены группы. На листе ватмана составьте орнамент из выбранных листов бумаги для подарка другим группам.
  • Какие ассоциации вызывает у вас розовый цвет? (тепло, доброта)

Сегодня на занятии мы познакомимся со стихотворением Глеба Горбовского «Розовый слон».

  • Бывают ли розовые слоны?
  • Почему автор так назвал свое стихотворение?

Послушайте песню «Розовый слон». Слова этой песни написал Глеб Горбовский.

  • Понравилась ли вам песня?
  • Какие чувства она у вас вызвала?

Откройте книги. Прочитайте стихотворение про себя и разделите его на смысловые части. Обсудите свою работу в группах, придите к единому мнению.

  • Сколько частей в этом стихотворении?

Послушайте музыку. (Увертюра Глинки «Руслан и Людмила»)

- Какие картины вы представили себе, когда слушали музыку? Кто хочет рассказать?

- А может кто-то хочет выразить свои чувства в танце?

- Мы сейчас видели движение, в вашем воображении картина ожила.

Прочитайте ту часть стихотворения, которая у вас ассоциируется с этой музыкой. Выберите строчку, которая может служить названием 1 части стихотворения.

Прочитайте 1 строфу.

  • Это красивое место? Каким вы себе его представляете? Радостно ли здесь жить?
  • Как вы понимаете строчку:

«Много веселых было в нем сил, скучную обувь он не носил».

  • Почему? Бывает ли обувь скучной?
  • Что имел в виду автор?

Прочитайте следующую строфу.

  • За что звери любили слона?

 Покажите цветом свои чувства. Обсудите результат работы в группе.

Дети вывешивают результаты работы в группе на доску. Все смотрят. Обсуждают.

И вот в этот счастливый мир, мир полный добра и любви, пришла беда. Звучит «Неоконченная симфония» Шуберта.

  • Какие чувства у вас вызвала эта  музыка? Какую картину вы представили себе, расскажите или покажите в движении. Расскажите в группе. Покажите другим группам.

Прочитайте ту часть стихотворения, которая у вас ассоциируется с этой музыкой. Выберите строчку, которая может служить названием 2 части стихотворения.

  • Что изменилось в жизни слона? Прочитайте.
  • Почему слон стал серым?
  • Почему теперь звери смеются над слоном?
  • Какое сравнение они придумали?
  • Это обидное сравнение?
  • Изменилось ли отношение слона к окружающим? Докажите.
  • Какой стала жизнь слона в зоопарке?

Жизнь сурова. Попав в плен к хитрому охотнику, в зоопарке слон стал обычным серым слоном. Но грустный слон по-прежнему добр. Он улыбается шутникам, которые его дразнят, и прощает их.

Выразите чувства, которые вы испытывали, при чтении данной части стихотворения цветом. Обсудите результаты работы в группе. Внесите дополнения.

Вывесите результаты работы группы на доску. Все смотрят. Обсуждают.

Музыка (Бах «Ария из Сюиты № 3)

- Как изменилась музыка?

  • Какой нюанс появился в ней?

Прочитайте 3 часть стихотворения.  Выберите строчку, которая может служить названием 3 части стихотворения.

  • Кто обращается к слону в 3 части?
  • Как он пытается успокоить слона?
  • Почему автор в последней части стихотворения просит прощения? Разве он виноват?
  • О каких чувствах автора говорит последняя часть? (О надежде)

Докажите текстом.

  • Когда же слон опять станет розовым?

Прочитайте.

  • Но сделает ли солнце слона розовым, ведь он остается в клетке?

Выразите свои чувства цветом. Обсудите результаты работы в группе. Внесите дополнения.

Вывесите результат работы группы на доску. Все смотрят. Обсуждают.

 

Обратите внимание на звучание стихотворения. Оно доброе, тихое, беззащитное, печальное, грустное, мягкое, нежное, музыкальное. Это лирика - от лиры. (Музыкальность)

Прочитайте стихотворение в группе. Постарайтесь голосом передать состояние слона, его мечты и надежды.

Назовите главных героев стихотворения. Прочитайте описание слона в первой части.

  • Что изменилось в описании слона во второй части? Прочитайте.
  • Внешне слон изменился, а внутренне?

 

Прочитайте, что говорит автор о слоне.

  • Почему он считает, что слон розовый?

И в сером слоне можно увидеть розового, если он добр и великодушен. Это и есть надежда автора. Надежда, которая может совершить чудо.

Подготовка выразительного чтения стихотворения учащимися в творческих группах.

Выступления творческих групп.

  • Как вы относитесь к слону?
  • Хотелось бы вам иметь такого друга?
  • Напишите письмо розовому слону. Что бы вы могли сказать в этом письме?

Дети вывешивают свои работы на доску. Все читают. Обсуждают.

Давайте вернемся к названию нашего стихотворения «Розовый слон».

Есть выражение «видит мир в розовом цвете», «надел розовые очки».

  • О ком так говорят?
  • Как относятся к таким людям?
  • Можно ли так сказать о розовом слоне?

Обсуждение в группах. Выступления членов творческих групп. Обсуждение.

Розовый слон - добрый мир.

  • А всегда ли мир добрый?
  • Для чего автор написал это стихотворение?
  • Почему оно помещено в детской книге? (обращается к детям и надеется на них)
  • Как бы вы закончили сказку, с которой начался наш урок?

Самостоятельная творческая работа учащихся. Обсуждение в группе. Чтение лучшего варианта сказки для всех групп. Обсуждение.

А я придумала такой конец для нашей сказки.

Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о сказочном мире, детские нежные души сохранили доброту, они почувствовали, что лишились чего-то прекрасного. Однажды, один мальчик набрел  на старую хижину, в которой жил слепой древний старец. Он дал мальчику три волшебные краски, которые помогут вернуть людям радость, сделать мир счастливым. Мальчик смело отправился в город, где ждала его большая работа на радость людям.

Передавая друг другу игрушечного слоника, продолжите фразу: «Мое слово, обращенное к людям, это слово - …».

19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Методическая разработка По теме «Использование оригами в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Живописцу - требуется холст,Скульптору - необходимо пространство,Для оригами нужен только лист бумаги....

Методическая разработка на тему "Урок английского языка в 3 классе на тему "Clever animals" по ФГОС"

Данный материал представляет собой разработку урока английского языка в 3 классе по ФГОС на тему "Clever animals" с использованием ИКТ. Материал включает в себя конспект урока и презентацию....

Методическая разработка по теме «Финансовая грамотность в образовательных учреждениях» Тема занятия: «Дети и их карманные деньги» 2 класс

Продолжительность занятия – 45 минут. Внеурочное занятие для учащихся 2 класса. Проблема: выяснить, каким образом знания финансовой грамоты помогут в повседневной жизни, какие ценности...

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...