Хорошее
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Цели:
Обучающая: формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;
Развивающая: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
Воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности ребенка.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Л.Ф.Климанова и др., листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя, индивидуальные карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, презентация к уроку.
Ход урока:
І. Орг. момент
Добрый день, дорогие ребята!
Очень рада видеть вас!
Все мы знаем, был звонок,
начинаем наш урок!
1.Приветствие
Уважаемые ребята! Предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!».
- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
ІІ. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие будет длиться целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы»:
- что нас ждёт увлекательный урок - путешествие?
- что можно научиться делать хорошие дела просто так?
- что можно думать о том, что читаете?
- что сделать, что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.?
- что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
III. Подготовка к работе
1) Разминка речевого аппарата
- На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на доску. Прочитайте и скажите, что это?
Про пёстрых птиц поёт петух,
Про перья пышные, про пух.
- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)
- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)
- Хором проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
Прочитайте друг другу, а потом всему классу.
2) Подготовка к изучению нового материала
- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.
- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)
- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.
- Догадайтесь, ококом рассказе идёт речь? А кто его автор?
"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
- Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")
- Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)
Какой раздел мы изучаем? (Я и мои друзья). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела.
-Чему учат нас эти произведения? (дружбе, вежливости, доброте)
– В этот раздел включено и произведение В. Осеевой.
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой
Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
–Попробуйте догадаться? Кто прислал нам письмо?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?
Подготовленные ребята рассказывают сообщение о В. Осеевой
1.Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
2.В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.
Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)
3.Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.
4.Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.
Осеева прожила 67 лет.
- О чём, о ком её рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)
!- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи.
Познакомиться … (с новым произведением В.А.Осеевой).
Учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Проанализировать … (поступки героя).
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
-С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете, прочитав слово в обратном направлении ЕЕШОРОХ (Хорошее)
2. Целеполагание
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?
Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)
Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.
2. Работа над рассказом "Хорошее"
1) Первичное чтение рассказа (учитель) (у детей учебники закрыты)
- Я прочитаю рассказ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.
Чтение текста учителем с остановками
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
1 остановка
-Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
2 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
3 остановка
-Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
2) Проверка первичного восприятия.
- Понравился рассказ?
- Чье же предположение оказалось более точным?
- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю..(Правильный ответ:«Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
3) Чтение рассказа детьми. Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером».
1) Гимнастика для глаз.
- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.
Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.
Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.
2) Анализ произведения. Выборочное чтение:
- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.
- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?
- В какое время суток происходит действие рассказа?
- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.
- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).
- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)
-А теперь посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)
- Как он разговаривал с сестрой? (Грубо)
- Что он сказал сестре, когда она попросила его погулять с ней? (Уходи не мешай думать)
- Ребята, а когда мы просим, чтобы нам не мешали? (Когда чем-то заняты)
- Был ли Юра занят? (Нет, он просто думал)
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни? (Убрать посуду)
- А как он поступил? (Обидел няню)
- Как он с ней разговаривал? (Грубо)
- Что он ей сказал? (Некогда мне)
- А когда мы говорим, что нам некогда? (Когда у нас очень много дел)
- Действительно ли у Юры было очень много дел? (Нет, он просто сидел и думал)
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором. Что Трезорка будто бы хотел сказать Юре?
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора? (Дать ему попить).
- Как он поступит с Трезором? (Прогнал его)
- Сделайте вывод: какие же были поступки Юры?
- Мысли и желания Юры были хорошие, а вот его поступки плохие.
Проблемный вопрос: - Как вы считаете,
О ком думает Юра на самом деле?
(Он думает о себе.
Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
-В каком случае можно сделать что-то хорошее?
(Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
-Почему Юра не заметил простых дел?
- Каким вы себе представляет Юру, был ли он плохим, злым мальчиком? (Нет, просто он не знал, как он может сделать хорошее)
- Какой совет вы можете дать Юре? Что бы ему сделать хорошего?
- Как вы думаете, какой совет дала Юре мама?
- Да, ребята, хорошее нужно совершать на деле, а не в мыслях. Я надеюсь, вы своим родным помогаете по-настоящему. Нашафизминутка так и называется "Помогаем маме".
3) Физминутка
4) Работа в парах по характеристике Юры
-Как автор относится к своему герою?
- Продолжим разговор о главном герое рассказа - Юре.
-Хотел ли Юра что-то сделать для себя?
-Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
-Кто такой герой?
А если вы не знаете значение слова, но хотите узнать, как это можно сделать? (Герой - это тот, кто совершил подвиг.)
-Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает.
-Что сестрёнка испытывает в этот момент?
-А что испытали бы няня, Трезорка, если бы Юра им помог?
-О ком думает Юра на самом деле? Думает ли он на самом деле о своих близких - сестрёнке, няне, Трезорке?
(Он думает о себе.Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)
-Как считаете, можно ли сделать что-то хорошее, когда думаешь только о себе, а не о других людях?
-Почему Юра не заметил простых дел: погулять с сестрёнкой, убрать посуду, дать попить собаке?
-Какой же был Юра?
- На партах у вас лежат листочки с разными личностными качествами человека. Переверните и положите поближе к себе. Работать будете в парах. Вам необходимо выбрать и отметить те качества, которые соответствуют характеру Юры. Чья пара будет готова, поставьте руки домиком.
Смелый + |
Мужественный + |
трусливый |
Непослушный + |
послушный |
жадный |
вежливый |
весёлый |
Грубый + |
думающий о себе + |
внимательный |
Заботливый + |
Добрый + |
- Проверим, что вы выбрали и почему именно это качество.
5) Составление плана рассказа
- Посмотрите, ребята, на экран. Что вы видите? (Картинный план)
- Придумайте название для каждой картинки
Составим план к этому рассказу.
1ч. Юрик проснулся. (Захотелось Юрику сделать что-то хорошее).
2ч. Просьба сестренки.
3ч. Нянина просьба.
4ч. Трезорка хочет воды.
5ч. Совет мамы.
6. Творческое задание в группах
- Сейчас мы будем читать этот рассказ по ролям.Сколько действующих лиц в рассказе?
- Давайте возьмем карандаши и отметим слова автора. Как их надо читать? (спокойно)
- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
- Слова Юры мы будем одинаково читать?
- Как нужно читать мысли Юры? (мечтательно)
- А слова, обращенные к сестре, няне, собаке? (грубо)
- Дети распределяют в группах роли и готовятся. Затем одна группа афиширует.
7.Подведение итогов урока
Заключительная минута тишины
Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили?
Что вы взяли из нашего разговора, что вы поняли для себя?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Чему я хотела научить вас этим уроком?
Я хочу пожелать вам вырасти настоящими людьми, чтоб из ваших маленьких сердец исходили только добро, любовь, взаимопонимание, а самое главное, чтобы вы умели слушать не только себя, но и другого человека
8.Обобщение по теме урока
- Итак, мы прочитали и разобрали рассказ.
- Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ « Хорошее»? (Чтобы дети совершали хорошие дела.)
- Вспомните, какие добрые дела недавно вы совершили ?
- А какие хотели бы совершить?
- Будете ли вы ждать награды за свои поступки?
- Теперь потренируемся: я буду читать стихотворение, а вы должны ответить на вопросы в стихотворении словом "да", если, конечно, вы бы ответили так.
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать?
-Да!
Будем дерево сажать? ---Да!
Будем маме помогать? --Да!
А братишку одевать?
-Да!
Позаботимся о кошке? --Да!
Птицам мы насыплем крошки?
-Да!
Позаботимся о друге? ---Да!
И цветы польем на клумбе?
-Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет»
-Да! Да! Да!
9.Рефлексия
-Оцените своё состояние после урока.
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 3 высказывания, прочитайте их и определите, какое высказывание подходит вам, и покажите соответствующий смайлик.
Я уважителен и доброжелателен к людям. | Я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться. | Мне трудно быть уважительным и вежливым. |
10. Выставление оценок
11.Домашнее задание:
Обязательное домашнее задание и задание по желанию.
1. Выразительно читать текст - Учебник с 136-138., р.т. с 45 №2,3
2. По желанию:
– Подготовить краткий пересказ.
- Составить рассказ «Хорошее» из собственной жизни.
Отзыв
о посещенном уроке литературного чтения в 2кл.
учителя начальных классов
МБОУ «Джаванкентская СОШ»
Хасаевой Заремы Телеевны.
Тема урока: В. А. Осеева «Хорошее»
Цели: познакомить обучающихся с автобиографией и творчеством В. А. Осеева.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, портрет В. А. Осеева аудиозапись (приложение к учебнику) 2 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Урок Хасаевой Заремы Телеевны, организован и проведен на достаточно высоком профессиональном уровне. Структура урока соответствует требованиям к построению современного урока. На уроке продуманно использованы современные педагогические технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, уровневая дифференциация, проблемное обучение.
По своему типу урок изучения нового материала. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны. Стиль урока доброжелательный, создающий творческую атмосферу делового сотрудничества.
Учитель использовал разнообразные формы работы на уроке: взаимопроверка, дифференцированная работа, работа в группах, творческая работа.
Темп урока высокий, учащиеся понимали учителя, были активны, показали хорошие знания при опросе теоретического материала и при выполнении практических заданий.
Урок был проведен на высоком методическом и теоретическом уровне, был насыщен наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Применение ИКТ на всех этапах урока позволило заинтересовать учащихся и поддержать высокий уровень мотивации к изучаемому материалу.
Урок был отлично спланирован, цели были достигнуты, оценивание было проведено объективно.
Учитель русского языка и литературы:____________Закарьяева М. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование в 4 классе по теме: "Делать хорошее людям - хорошеть самому"
Главными новообразованиями детей младшего школьного возраста является внутренний план действий, позволяющий осуществлять умственную деятельность про себя, без опоры на внешние объекты. Дети этог...
Родительское собрания " У хороших детей-хорошие родители"
Счастливы родители, чья жизнь-благонравия для детей, зеркало для исправления и образец хороших дел....
Классный час по теме "Хорошую речь хорошо и слушать"
Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается. Ещё сложнее это сделать детям с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из них имеют индиви...
Презентация к классному часу "Хорошую речь хорошо и слушать"
Использование презентации во время проведения классного часа способствует созданию у детей позитивных установок , развитию творческих способностей,поддерживается атмосфера доброжелательности и сотрудн...
Презентация к классному часу "Хорошую речь хорошо и слушать"
Использование презентации во время проведения классного часа способствует созданию у детей позитивных установок , развитию творческих способностей,поддерживается атмосфера доброжелательности и сотрудн...
Классный час "Лучший способ найти хорошего друга - самому стать хорошим другом"
Цель классного часа: помочь детям разобраться в том, как стать настоящим другом....
Хорошо говорить – значит хорошо думать.
Центральное место в обучении школьников русскому языку занимает развитие речи. Развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения....