Особенности произведений Саши Чёрного
методическая разработка по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПРЕДМЕТ: литературное чтение
ТЕМА: Особенности произведений Саши Чёрного
«КЛАСС: 3
ТИП УРОКА: урок контроля и оценивания
ЦЕЛЬ ТЕМЫ: через контрольно-оценочные действия проверить и оценить уровень овладения учащимися известным способом действия (выразительное чтение как интерпретация) и понимания границ его применения.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- формирование умения анализировать и интерпретировать стихотворение, наблюдать и открывать самостоятельно изобразительные авторские средства;
- формирование личностных качеств читателя, способного оценивать индивидуальный авторский стиль, настроение, отношение к изображаемому в произведении;
- формирование регулятивных и универсальных действий:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: изобразительные средства произведения, «ошибкоопасные» места, образ героя.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
- Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
- Создание учебной ситуации
- Контроль и оценка использования способа действия
- Создание учебной ситуации. Выразительное чтение стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок»
- Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
- Контроль и самооценка использования действия
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Литературное чтение Развитие речи | Информационный ресурс 4) Е.И. Матвеева «Деятельностный подход к обучению в начальной школе». 5) Е. И. Матвеева «Критериальное оценивание в начальной школе». Демонстрационный ресурс
Интерактивный ресурс Электронное приложение к уроку | Индивидуальная Парная Групповая |
ХОД УРОКА
1. Создание ситуации успеха. Мотивационный этап.
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
| Учитель представляет портрет поэта и писателя ХХ века Саши Чёрного. Предлагает учащимся вспомнить уже прочитанные произведения писателя. (Это стихотворения «Песня солнечного луча», «Воробей»). - Можно ли в целом охарактеризовать настроение произведений Саши Чёрного? Автор описывает смешные ситуации. Часто произведения написаны с юмором. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. |
2. Создание учебной ситуации
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
| Чтение стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок» Хвост косичкой, Ножки – спички, Оттопырил вниз губу…. Весь пушистый, Золотистый, С белой звёздочкой на лбу. Юбку, палку, Клок мочалки – Что ни видит, всё сосёт. Ходит сзади Тёти Нади, Жучку дразнит у ворот. Выйдет в поле – Вот раздолье! Долго смотрит вдаль – и вдруг Взвизгнет свинкой, Вскинет спинкой И галопом к маме в луг. - Выполним анализ произведения - Назовите изученные изобразительные средства. - Какие возможные ошибки могут возникнуть при выполнении этого задания? - Так, при выделении эпитета надо помнить, что им является не каждое определение, а только художественное. Олицетворение относит неживой предмет к живому. Метафора как скрытое сравнение может не называть напрямую предмет сравнения. А простое сравнение можно перепутать со сложным предложением. Постепенно на доске собираются так называемые ошибкоопасные места. |
|
3. Контроль и оценка использования способа действия
4. Создание учебной ситуации. Выразительное чтение стихотворения Саши Чёрного «Жеребёнок»
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД |
| - Предлагаю вам перечитать стихотворение для себя, а затем в парах обсудить, с каким настроением автор создавал это произведение? - Как определить настроение стихотворения? Надо найти слова-настроения. Приём «Кластеры» Слова-настроения ___________ _____________ Настроение ритм темп __________ ________ _________ __________ _________ __________ В течение обсуждения учитель заполняет на доске схему. -Так с каким настроением, по-вашему, автор создавал это произведение? Настроение игривое, шутливое. - Что, по-вашему, решил сделать необычным поэт: персонажа, ситуацию или язык? Слова в этом стихотворении простые, ничего необычного в них нет. А вот сама ситуация, события – необычные. - Итак, делаем первый важный вывод для исполнения: какое авторское настроение будем отражать при чтении? Надо постараться создать игривое настроение во время чтения. - Настроение мы определили, может быть, вы уже готовы читать выразительно? Нет. Мы не решили, какой надо выбрать темп для чтения. - Раз вы решили, что надо ещё поработать, давайте вспомним, а что отличает стихотворный текст от прозаического? В стихотворении есть рифма. Обязательным в стихах является ритм. - Действительно, ритм и рифма отличают стихотворную речь. Я предлагаю вам понаблюдать над ритмом и рифмой в этом произведении. И это мы сделаем в группах. Задание 1 для групповой работы:
Планируемый ответ по заданию1. - Мы выделили следующие рифмы в этом произведении: вниз губу/на лбу; и вдруг/в луг и др. Логическое ударение падает почти на все рифмы. Задание 2 для групповой работы
Планируемый ответ по заданию 2 - Ритм «скачущий»: 2 короткие строки, 1 длинная. Задание 3 для групповой работы
Планируемый ответ по заданию 3 Ритмический рисунок напоминает игривые прыжки жеребёнка. - Сделаем вывод о ритме и темпе чтения стихотворения. Выводы фиксируются на доске. Слова-настроения дразнит взвизгнет настроение ритм темп игривое скачущий быстрый шутливое | Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Личностные: применять правила делового сотрудничества. |
5. Выдвижение критериев оценивания выразительного чтения стихотворения
Цели деятельности | Деятельность учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Учитель раздаёт заготовки оценочных таблиц. Учащиеся выполняют задание по оформлению оценочных таблиц индивидуально. Один ученик работает за компьютером и проецирует на интерактивной доске. Заготовка оценочной таблицы Заполняется оценочный лист
В то время как класс работает индивидуально, один из учащихся выполняет свою работу за компьютером. В заготовку оценочного листа ученик вставляет по своему усмотрению необходимые критерии для оценивания выразительного чтения. По окончании работы учащиеся класса на отдельных листах-заготовках и ученика за компьютером заполненная таблица проецируется на экран.
Учитель просит учащихся сравнить свою работу и работу на экране. Пункты 1-3 заготовки оценочного листа не вызывают затруднений у ребят, зона расхождений – пункты 4-5. |
6. Контроль и самооценка использования действия
Когда сформулированные критерии к тому или иному виду работы войдут в ученическую практику, на них можно выстраивать самооценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»
Данный урок литературного чтения «Саша Чёрный «Дневник фокса Микки» был проведён в 4 классе в рамках областного семинара учителей-занковцев, совместно с учит...
литературная гостиная "Подружись со мной" по творчеству Саши Чёрного
материал по внеклассной работе к дню чтения. Внеклассное меоприятие проводится в форме литературной гостиной. Учащиеся знакомятся с творчеством российского поэта Саши Чёрного. В ходе мероприятия учащи...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон""
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Стихотворения Саши Чёрного "Воробей", "Слон"". Учебник: Климанова Л.Ф. и др. Родная речь 3 класс...
Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ
Тест по произведению Саши Чёрного «Дневник фокса Микки» 3 класс ПНШ...
Саша Чёрный. "Фокс Микки"
Урок по литературному чтению в 3 классе. Саша Чёрный. "Дневник Фокса Микки". Акцентное вычитывание рассказа.Задачи: развивать умение анализировать текст для формирования общеучебного умени...
Презентация к стихотворению Саши Чёрного "Жеребенок"
Презентация к стихотворению " Жеребёнок" Саши Чёрного...
. САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»
Технологическая карта к уроку...