Урок по литературному чтению. Тема:А. С. ПУШКИН. «ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ...», «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...»,
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Проверка домашнего задания.
– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?
– Совершенно верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрите портреты поэта, помещенные в ваших учебниках.
– Что хотите сказать?
– Каким вы представляете себе поэта?
– Что можете сказать о его внутренних качествах?
– Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками...
Большую роль в становлении поэта сыграло его обучение в Царскосельском лицее, которое сам Пушкин считал своим главным «везением» (учащиеся рассматривают литографию Лицея в Царском Селе).
(Литография – старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на котором сделан рисунок.)
В Лицее будущий поэт учился не только языкам и наукам, но и искусству стихосложения. Здесь у него были прекрасные учителя, здесь он встретил своих лучших друзей. Годы, проведенные в Лицее, были одними из счастливейших, если не самыми счастливыми, в жизни поэта.
А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.
– И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
А. С. ПУШКИН.
«ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ...»,
«УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...»,
«В ТОТ ГОД ОСЕННЯЯ ПОГОДА...»
ПАХОМОВА В.В.
Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, прививать детям интерес к литературе, расширять кругозор учеников, работать над развитием выразительной речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?
– Совершенно верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрите портреты поэта, помещенные в ваших учебниках.
– Что хотите сказать?
– Каким вы представляете себе поэта?
– Что можете сказать о его внутренних качествах?
– Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками...
Большую роль в становлении поэта сыграло его обучение в Царскосельском лицее, которое сам Пушкин считал своим главным «везением» (учащиеся рассматривают литографию Лицея в Царском Селе).
(Литография – старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на котором сделан рисунок.)
В Лицее будущий поэт учился не только языкам и наукам, но и искусству стихосложения. Здесь у него были прекрасные учителя, здесь он встретил своих лучших друзей. Годы, проведенные в Лицее, были одними из счастливейших, если не самыми счастливыми, в жизни поэта.
А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.
– И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».
III. Работа над произведениями.
– Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».
В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.
Учитель читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало...».
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– Почему так считаете?
– Как бы вы прочитали стихотворение?
Далее следует упражнение в чтении стихотворения.
Физкультминутка
– Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.
Учитель выразительно читает отрывок из романа «В тот год осенняя погода...».
– Какую картину увидела Татьяна, главная героиня романа?
– Как вы думаете, какие чувства она испытала? Обоснуйте свое мнение.
– В каких словах говорится о том, что все очень ждали наступления зимы?
– Одинаково ли надо читать все стихотворение? Почему?
Учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.
Затем учитель предлагает учащимся прочитать в парах отрывок из поэмы «Цыганы» «...За весной, красой природы...».
– Почему «людям скучно, людям горе»?
– С каким чувством написано стихотворение?
џ Словарная работа.
Слова объясняются непосредственно после чтения того стихотворения, в котором они встречаются.
Сень – покров; то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь.
Куртины (куртина) (устар.) – цветочная грядка, клумба.
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– Что особенно удивило, запомнилось?
– О чем бы хотели рассказать другим?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...» (с. 86), «...За весной, красой природы...» (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению "Стихи А.С.Пушкина о природе"
Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий...
Творческий проект на тему: Коллективная работа по рисунку из природного материала "Уж небо осенью дышало"
Творческая работа, выполненная с помощью методики собственного экспериментального материала, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления....
Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.
Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...
Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.
Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...
Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, развивать умения выразительно читать произведение....
Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: А.С.Пушкин "Зимняя дорога", 3 класс,программа "Планета знаний"
Тема: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»...
Конспект и самоанализ урока по литературному чтению. Тема: «Ф. Тютчев « В небе тают облака…» А. Саврасов « Сосновый бор на берегу реки»
Цель: познакомить с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки»; формировать умение эмоционально от...