Урок по литературному чтению. Тема:А. С. ПУШКИН. «ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ...», «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...»,
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Пахомова Валентина Васильевна

Проверка домашнего задания.

– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?

– Совершенно верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрите портреты поэта, помещенные в ваших учебниках.

– Что хотите сказать?

– Каким вы представляете себе поэта?

– Что можете сказать о его внутренних качествах?

– Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками...

Большую  роль  в  становлении  поэта  сыграло  его  обучение в Царскосельском  лицее,  которое  сам  Пушкин  считал своим главным «везением» (учащиеся рассматривают литографию Лицея в Царском Селе).

(Литография – старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на котором сделан рисунок.)

В Лицее будущий поэт учился не только языкам и наукам, но и искусству стихосложения. Здесь у него были прекрасные учителя, здесь он встретил своих лучших друзей. Годы, проведенные в Лицее, были одними из счастливейших, если не самыми счастливыми, в жизни поэта.

А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.

И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

 А. С. ПУШКИН.
«ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ...»,
«УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО...»,
«В ТОТ ГОД ОСЕННЯЯ ПОГОДА...»

ПАХОМОВА В.В.

Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, прививать детям интерес к литературе, расширять кругозор учеников, работать над развитием выразительной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?

– Совершенно верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрите портреты поэта, помещенные в ваших учебниках.

– Что хотите сказать?

– Каким вы представляете себе поэта?

– Что можете сказать о его внутренних качествах?

– Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками...

Большую  роль  в  становлении  поэта  сыграло  его  обучение в Царскосельском  лицее,  которое  сам  Пушкин  считал своим главным «везением» (учащиеся рассматривают литографию Лицея в Царском Селе).

(Литография – старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на котором сделан рисунок.)

В Лицее будущий поэт учился не только языкам и наукам, но и искусству стихосложения. Здесь у него были прекрасные учителя, здесь он встретил своих лучших друзей. Годы, проведенные в Лицее, были одними из счастливейших, если не самыми счастливыми, в жизни поэта.

А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.

И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».

III. Работа над произведениями.

– Пушкин  не  раз,  и  в  прозе  и  в  стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа...».

В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.

Учитель читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало...».

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Почему так считаете?

– Как бы вы прочитали стихотворение?

Далее следует упражнение в чтении стихотворения.

 Физкультминутка

– Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.

Учитель выразительно читает отрывок из романа «В тот год осенняя погода...».

– Какую картину увидела Татьяна, главная героиня романа?

– Как вы думаете, какие чувства она испытала? Обоснуйте свое мнение.

– В  каких  словах  говорится  о  том,  что  все  очень  ждали  наступления зимы?

– Одинаково ли надо читать все стихотворение? Почему?

Учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.

Затем учитель предлагает учащимся прочитать в парах отрывок из поэмы «Цыганы» «...За весной, красой природы...».

– Почему «людям скучно, людям горе»?

– С каким чувством написано стихотворение?

џ Словарная работа.

Слова объясняются непосредственно после чтения того стихотворения, в котором они встречаются.

Сень покров; то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь.

Куртины (куртина) (устар.) – цветочная грядка, клумба.

IV. Итог урока.

– Какие открытия сделали?

– Что особенно удивило, запомнилось?

– О чем бы хотели рассказать другим?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...» (с. 86), «...За весной, красой природы...» (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературному чтению "Стихи А.С.Пушкина о природе"

Конспект урока с использованием здоровьесберегающих технологий...

Творческий проект на тему: Коллективная работа по рисунку из природного материала "Уж небо осенью дышало"

Творческая работа, выполненная с помощью методики собственного экспериментального материала, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления....

Конспект урока по литературному чтению Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Конспект урока по литературному чтению - Тема: Люблю природу русскую весна. Ф. Тютчев. Зима не даром злится.

Цели деятельности учителя:- выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. - развивать умение анализировать текст, выразительно читать, отыскивать нужную информацию в ...

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». А.С. Пушкин «За весной, красой природы…».

Знакомство учащихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, развивать умения  выразительно читать произведение....

Конспект и самоанализ урока по литературному чтению. Тема: «Ф. Тютчев « В небе тают облака…» А. Саврасов « Сосновый бор на берегу реки»

Цель: познакомить с произведением Ф. Тютчева «В небе тают облака...», с репродукцией картины А. Саврасова «Сосновый бор на берегу реки»; формировать умение эмоционально от...