Маленькие секреты страны Литературии. Что такое согласие?
методическая разработка по чтению (3 класс)

Наталья Викторовна Серегина

Технологическая кааурока литературного чтения в 3 классе. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_uroka.docx23.68 КБ
Файл test_basnya.docx12.74 КБ
Файл kontseptualnaya_tablitsa.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

УМК «Перспектива»

Класс:           3 класс

Учитель:      Серегина Н.В.

Тема урока:  Маленькие секреты страны Литературии. Что такое согласие?

Цель урока:  Сформировать эмоционально-ценностное отношение к согласии через произведения русских поэтов.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:

        1. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт; развитие умений сравнивать и делать выводы, обосновывать свою точку зрения, развивать наблюдательность, воображение.
        2. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; умение адекватно воспринимать оценки и отметки; выполнять взаимопроверку учебного задания.
        3. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе, учитывать разные мнения, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные: прививать интерес к произведениям о поступках людей, отрабатывать навыки правильного, беглого, осмысленного чтения.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу; желание читать лирические произведения о взаимодействии людей; развитие навыков сотрудничества в группе, развитие самостоятельности; развитие интереса к книге.

        Оборудование:

1. Учебник «Литературное чтение» Авторы: Климанова Л.Ф., Виноградова В.Г., Горецкий В.Г. и др.  М., Просвещение, 2016.

2. Компьютер, компьютерная презентация к уроку.

3. Диафильм к басне И.Крылова «Квартет»

4. Реквизит для инсенированя басни

5. Карточки - задания для групповой работы.

6. Карточки с тестами для самопроверки.

7. Выставка книг по теме «Произведения А.Барто»

8. Листы оценивания.

Межпредметные связи:  русский язык, окружающий мир, музыка.

Деятельность учителя на этапах урока

Деятельность учеников

Формирование УУД

1.        Организационный момент

Проверка готовности к уроку Упражнение «Ладошки»

Психологический настрой на урок. Я хотела бы настроить вас на урок словами великого Жана Жак Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)          

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

    желаю (соприкасаются большими пальцами);

    успеха (указательными);

    большого (средними);

    во всём (безымянными);

    и везде (мизинцами);

    Начали! (прикосновение всей ладонью)

Личностные УУД:

 -положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.       Этап актуализации знаний

Урок- «закрепление»

Дает нам понять,

Что мы умеем

И что должны знать.

Мы продолжаем открывать секреты страны Литературии. Какие секреты вы уже знаете?

Как вы думаете, что за секрет мы откроем на сегодняшнем уроке?

1.Давайте вспомним, чему мы научились на предыдущих уроках.

Тест.

1. Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это:

а) краткий рассказ;

б) поучительный рассказ;

в) краткий иносказательный рассказ поучительного характера

2. Человека, который пишет  басни,  называют:

   а)  поэт

  б)  писатель

   в) баснописец

3.  Басни писались с целью:

а) высмеять пороки людей

б) научить правильному поведению

в) показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

а) прямое значение

б) иносказательное  значении    

5. В басне:

а) есть вывод – мораль

б) вывода нет, каждый придумывает его сам.

в)  вывод не нужен.

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

а) Они высмеивают не людей, а животных.

б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

в)  Они высмеивают только богатых людей.

2. Проверка домашнего задания.      - Чему вы научились дома?

 - Что сумели сделать?

 2 группа озвучивает диафильм

1 группа инсценирует басню «Квартет»

  Дети обобщают знания об уже открытых секретах:

читая произведения о природе- можно лучше её понять. В сказках скрыта житейская народная мудрость. Юмористические произведения помогают воспринимать весело различные ситуации.

Дети высказывают предположения о возможном секрете.

Работают в парах по тесту, выбирают правильные ответы. Зачитывают результат.

Дети напоминают, что дома они учились чтению по ролям. 2 группа озвучивает диафильм по басне Крылова, 1 группа – инсценирует.

Дети анализируют, всё ли у них получилось. Что понравилось.

 Личностные УУД:

-проявление интереса к учебному материалу.

Познавательные УУД:

-понимание вопроса, построение ответа в соответствии с ним; выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные УУД:

 -формулирование учебной задачи, планирование её выполнения.

 Коммуникативные УУД:

-совместно договариваться о правилах работы на уроке.

3.     Физкультминутка

Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день. Что такое квартет?

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей

    А сейчас, ребята, вы послушаете «Квартет» композитора Бородина, который исполняют профессионалы своего дела – музыканты.

-Сядьте удобнее, расслабьтесь.

- Какая прозвучала музыка?

-  Какое настроение вызвала у вас эта музыка?  А как играли музыканты? А почему у них  получалось хорошо исполнить это произведение? 

Прослушивание музыки. Ответы детей  (если не ответа: где можно уточнить значение слова?)

Отзывы о впечатлении, которое произвела музыка и предположение о том, что слаженность в работе даёт хороший результат.

4.   Этап получения нового знания

  • Вызов к изучению новой темы.

На слайде деформированное предложение. Соедините слова по смыслу.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

Знаете ли вы кому принадлежат эти слова? А как называется произведение? Попробуйте поставить логическое ударение в этом предложении. Прочитайте с различной эмоциональной окраской. 1 ряд-  грустно, 2 ряд – с чувством горечи, 3 ряд- торжественно.

Работа со словом согласье: лексическое значение, синонимы, антонимы.

  • Встреча с автором.

Сегодня на уроке с нами всеми любимая поэтесса, чьё имя известно многим поколениям россиян.

Можете ли вы по фамилии автора и названию догадаться, о чём будет произведение, которое мы будем изучать и к какому литературному жанру оно будет принадлежать.

  • Первичное знакомство с текстом. 

Чтение с остановками (+прием антиципации) читаем отрывками и предполагаем, что может произойти дальше.

Басню выбрали давно,

Распределили роли,

Решило выступить звено

На утреннике в школе.               Что произойдёт дальше?

Решили девочки прочесть

«Квартет», такая басня есть.

Светлане роль не подошла:        

— Я вовсе не упряма,

Зачем же мне играть осла?

Мне не позволит мама.           Что дальше?

О чём это произведение?

  • Словарная работа

Перечитайте текст. Встретились ли в тексте непонятные слова? К какому словарю нужно обратиться, чтобы найти значение слова «звено»? Выберите из всех значений этого слова то, в котором оно употреблено в нашем тексте?

Как вы понимаете значение выражения пуститься наутёк?

  • Определите жанр произведения?
  • Выразительное чтение с последующей взаимооценкой

Дети собирают в логической последовательности слова, зачитывают предложение и объясняют его значение.

Вспоминают, что это мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»

Работают над выразительностью речи.

Выступление заранее подготовленных детей о поэте.

Диалог детей, они высказывают обоснованные мнения.

Дети предполагают, что может произойти дальше.

Дети учатся выбирать из нескольких предложенных решений единственно верное, учатся истолковывать слова и выражения.

Применение полученных знаний определения басни к произведению А.Барто. Прослушивание чтения одноклассниками с последующей взаимооценкой.

Коммуникативные УУД:

-умение строить понятные для партнёра высказывания.

- владение пересказом.

РегулятивныеУУД: умение удерживать учебную задачу

Коммуникативные: умение придавать речи эмоциональную окраску

Коммуникативные:

строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

Познавательные:

Построение несложных рассуждений

5. Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка для глаз

Личностные УУД:

-умение применять правила охраны своего здоровья

  • Работа над понимание текста

Чтобы разобраться в происходящем давайте проследим за развитием событий в тексте.

Работая в парах внимательно читайте текст и заполняйте пропуски в таблице. Проведём анализ события

Дети устанавливают причинно-следственные связи и приходят к выводу о том, что помешало ребятам выступить.

Познавательные:

осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по заданным критериям

6.        Рефлексия деятельности. Подведение итогов.

Оцените работу на уроке.

Лист самооценки работы на уроке (на парте)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно

было трудно ...

могу похвалить себя за то, что ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

мне показалось важным ...

для меня было открытием то, что

Если бы вы могли встретиться с героями этого произведения, то какой совет бы им дали. Как вы думаете, пригодятся ли нам знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни? Где? Самооценка работы на уроке.

Личностные УУД:

 -представление о границах собственного «знания» и «незнания»;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

-уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

7.       Домашнее задание.

Я бы хотела предложить вам написать небольшое сочинение в «Творческой тетради» о том, что такое по-вашему согласие.

Выразительное чтение басни.

Повышенный уровень: заучивание басни наизусть.

Дети выбирают и записываю домашнее задание.

Регулятивные УУД:

-уметь слушать в соответствии с целевой установкой.



Предварительный просмотр:

Тест. Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это: 

а) краткий рассказ или стихотворение;

б) поучительный рассказ или стихотворение;

в) краткий иносказательный рассказ или стихотворение поучительного характера

3. Цель басни:

а) высмеять пороки людей

б) научить правильному поведению

в) показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

а) прямое значение

б) иносказательное  значение    

5. В басне:

а) есть вывод – мораль

б) вывода нет, каждый придумывает его сам.

в) вывод не нужен.

2. Человека, который пишет  басни,  называют:

а)  поэт

б)  писатель

в) баснописец

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

а) Они высмеивают не людей, а животных.

б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

в) Они высмеивают только богатых людей.

Тест. Выберите   правильный ответ  

1. Басня  – это: 

краткий рассказ или стихотворение;

б) поучительный рассказ или стихотворение;

в) краткий иносказательный рассказ или стихотворение поучительного характера

3.  Цель басни:

а) высмеять пороки людей

б) научить правильному поведению

в) показать пример для подражания

4. Форма речи басни носит:

а) прямое значение

б) иносказательное  значение    

5. В басне:

а) есть вывод – мораль

б) вывода нет, каждый придумывает его сам.

в) вывод не нужен.

2. Человека, который пишет  басни,  называют:

а)  поэт

б)  писатель

в) баснописец

6. В чём успех басен И.А.Крылова?

а) Они высмеивают не людей, а животных.

б) Они через животных высмеивают не людей, а их пороки.

в) Они высмеивают только богатых людей.



Предварительный просмотр:

Ребята решили________________________________________________

действия

причины

последствия

Дети выбрали басню

Хотели выступить

Распределили роли

Отказ Светланы играть роль Осла

Некому играть Осла

Артиски не могут распределить роли

_____________________

_____________________

Артисты не могут собраться на репетицию

Козёл _____________

____________________

        ____________________

______________________

Репетиция сорвалась

Мартышка __________ ____________________

______________________

______________________

_________________________

_________________________

Козёл ________________ ______________________

______________________

______________________

_________________________

_________________________

Косолапый Мишка

_____________________

______________________

______________________

______________________

_________________________

_________________________

В итоге ребятам________________________________________________

Ребята решили________________________________________________

действия

причины

последствия

Дети выбрали басню

Хотели выступить

Распределили роли

Отказ Светланы играть роль Осла

Некому играть Осла

Артиски не могут распределить роли

_____________________

_____________________

Артисты не могут собраться на репетицию

Козёл _____________

____________________

        ____________________

______________________

Репетиция сорвалась

Мартышка __________ ____________________

______________________

______________________

_________________________

_________________________

Козёл ________________ ______________________

______________________

______________________

_________________________

_________________________

Косолапый Мишка

_____________________

______________________

______________________

______________________

_________________________

_________________________

В итоге ребятам________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Самостоятельная работа . учащиеся повторяют и обобщают изученный материал; равивают умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их , творческие способности , речь, память , мышл...

Маленькие и большие секреты страны Литературии

Мероприятие подготовлено по сказкам А. С. Пушкина....

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"...

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу" часть2 ...