Методический маршрут "Коллаж как продукт реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека"
методическая разработка по чтению (2 класс)
В данном методическом маршруте предлагается рассмотреть организацию работы над учебным проектом по литературному чтению "О чём может рассказать школьная библиотека" во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_marshrut_kollazh_shkolnaya_biblioteka.doc | 259 КБ |
proekt_o_chyom_mozhet_rasskazat_shkolnaya_biblioteka.notebook | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Общая информация |
Ф.И.О. автора идеи маршрута: Сафронова Наталья Геннадьевна
Место работы, должность: МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области, учитель начальных классов
Название маршрута: Коллаж как продукт реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека"
Краткое название маршрута: Коллаж "Школьная библиотека"
Раздел 1. О методическом маршруте |
Целевая аудитория: учителя начальных классов
1.1. Общая информация о методическом маршруте
Одним из требований реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является достижение результатов основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных и предметных).
Достижение новых результатов образования возможно только новыми средствами, в том числе посредством использования новых образовательных технологий, в частности метода проектов, который является наиболее эффективным способом актуализации, целеполагания и планирования деятельности обучающихся, развития их социальных компетенций и самоопределения.
В данном методическом маршруте предлагается рассмотреть организацию совместной работы над проектом по литературному чтению во 2 классе "О чём может рассказать школьная библиотека". Методический маршрут опирается на реальный педагогический опыт.
1.2. Какие возможности получат учителя, использующие данный методический маршрут
В рамках представленного маршрута педагоги познакомятся с этапами работы над коллективным проектом "О чём может рассказать школьная библиотека":
- планирование проекта;
- реализация проекта;
- защита проекта;
- самооценка проекта.
Данный методический маршрут предполагает повышение уровня:
1. Профессиональной готовности к реализации требований ФГОС:
- формирование познавательных УУД с помощью средств ИКТ;
- формирование коммуникативных УУД в ходе организации групповой работы над проектом;
- формирование регулятивных УУД в ходе целеполагания, планирования работы, прогнозирования продукта проекта, самооценки результатов работы.
2. Методической подготовки педагога:
- освоение педагогом различных ролей в ходе работы над проектом: тьютор, руководитель, консультант, эксперт;
- организация работы по планированию проекта;
- организация совместной деятельности творческих групп обучающихся по поиску и обработке информации, необходимой для реализации проекта;
- организация работы при выполнении продукта проекта и его защиты.
3.Технологической компетентности педагога:
- организация работы с интерактивной доской;
- организация работы с цифровым фотоаппаратом;
- организация работы по созданию коллажа с помощью текстового редактора и с помощью программы Picture Collage Maker Free.
1.3. Какие возможности этот маршрут открывает для обучающихся
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей, подготовки к реальным условиям жизнедеятельности, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Метод проектов позволяет создать естественные условия для формирования результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные
регулятивные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
познавательные УУД
- использование различных способов поиска, сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
коммуникативные УУД
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные
- понимание значения книги как средства сохранения и передачи информации;
- осознание значимости библиотеки как хранилища книг;
- формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- формирование навыков и умений при работе с цифровым фотоаппаратом и компьютерными программами.
В ходе работы обучающиеся получат возможность освоения проектной деятельности на различных её этапах (планирования, реализации, защиты, самооценки проекта).
1.4. Какие приемы и методики используются в маршруте
Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность, умение решать проблемы, ответственность, инициативность) могут быть достигнуты в проектной деятельности младших школьников . Однако, чтобы обучающиеся смогли справиться с этой деятельностью, они должны чётко представлять, что такое проект, из каких этапов он состоит и что нужно делать на каждом этапе.
Работа над проектом начинается с его планирования. Обучающиеся вместе с учителем составляют план работы. Для визуализации этапов работы над проектом и повышения мотивации используется интерактивная доска. При её отсутствии возможно использование проектора.
Используемое дидактическое средство: интерактивные средства, помогающие наглядно показать этапы работы над проектом.
Используемый приём: "Строим дом, в котором живёт проект", помогающий обучающимся оперировать понятиями, используемыми в проектной деятельности, и составлять план работы над проектом.
Фишка маршрута
«Фишка» маршрута заключается в том, что используемые приёмы планирования и реализации проекта могут быть использованы при организации работы над любыми другими проектами.
1.5. Как используемые вами приемы и методы связаны с учебным планом и планом урока (проекта, внеклассного мероприятия и т.п.)
В проектной деятельности применяются следующие формы учебно-познавательной деятельности обучающихся:
- фронтальная работа на этапе планирования проекта (выявление проблемы, формулирование темы проекта, постановка цели и задач, определение продукта проекта);
- групповая работа на этапе реализации и защиты проекта (поиск, сбор и обработка информации; совместное создание продукта проекта в виде коллажа; защита проекта);
- индивидуальная работа на этапе реализации проекта (при формулировании ответов на вопросы: Что сделаю сам? Кого и в чём попрошу помочь?), а также самооценки выполнения проекта (при формулировании ответов на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему?)
Раздел 2. Знания, необходимые для прохождения методического маршрута |
2.1. Какие навыки потребуются учителю для прохождения методического маршрута и использования его в своей практике?
Для прохождения данного методического маршрута учителю потребуются знания требований Федерального государственного образовательного стандарта и способов реализации деятельностного подхода, а именно, навыков организации проектной деятельности с обучающимися начальных классов.
Создание организационных условий: метод проектов требует освоения педагогом различных ролей:
- тьютор - создание индивидуальных условий для каждого обучающегося при выполнении работы над проектом;
- руководитель - осуществление педагогом общего руководства на всех этапах выполнения проекта;
- консультант - консультирование обучающихся на этапе реализации проекта, избегая, прямых подсказок и замечаний;
- эксперт - организация экспертизы с привлечением других педагогов и библиотекаря.
Технологическая подготовка: прохождение данного методического маршрута потребует от педагога умения организовать работу обучающихся второго класса с цифровым фотоаппаратом с последующим сохранением результата в памяти ПК и на сменных носителях, организовать работу по созданию коллажа из полученных фотоснимков с помощью текстового редактора и с помощью программы Picture Collage Maker Free.
Содержательный компонент: педагог должен понимать, что успех проекта зависит от чётко спланированной работы, поэтому он должен организовать деятельность обучающихся так, чтобы им были понятны виды работ на каждом этапе: составление плана проекта, работа над реализацией проекта в соответствии с составленным планом, защита проекта с использованием памятки, выполнение самооценки проекта.
Методический компонент: в силу возрастных особенностей младших школьников степень их самостоятельности при работе над проектом не является полной, поэтому педагогу потребуется умение организовать деятельность родителей как тьюторов в процессе проектной деятельности их детей.
2.2. Дополнительные навыки преподавателя: совместная работа с коллегами
Для того, чтобы организовать работу над проектом "О чём может рассказать школьная библиотека", педагогу необходимо работать в тесном сотрудничестве с библиотекарем, который научит обучающихся ориентироваться в библиотеке и предоставит необходимую информацию.
Раздел 3. Как маршрут будет интегрирован в образовательный процесс? |
3.1. Как выбранная тема сочетается с учебным планом и планами отдельных уроков?
Представленный маршрут "Коллаж как форма реализации проекта "О чём может рассказать школьная библиотека" направлен на формирование предметных результатов по литературному чтению и ИКТ- компетентности обучающихся в соответствии с ООП НОО ФГОС.
Что касается литературного чтения, то данный проект включён в программу 2 класса. Обучающиеся знакомятся с понятием "библиотека", с историей возникновения библиотек, с назначением библиотеки. Затем происходит планирование проекта "О чём может рассказать школьная библиотека", после которого обучающиеся в течение недели собирают информацию, готовят продукт и защиту проекта.
3.2. Какие шаги необходимо выполнить для достижения планируемых результатов обучения?
Этап 1. "Деление на группы"
Класс делится на мини-группы, которые собирают информацию по одному из вопросов проекта:
1. Алфавитный каталог школьной библиотеки.
2. Художественная литература школьной библиотеки.
3. Словари и справочники, имеющиеся в библиотеке.
4. Энциклопедии школьной библиотеки.
5. Периодические издания для детей.
6. Выставки, проводимые в школьной библиотеке.
7. Школьная библиотека в будущем.
Этап 2. "Сбор информации"
Каждая группа беседует с библиотекарем по своему вопросу, учится ориентироваться в библиотеке, находит нужную информацию, делает необходимые снимки с помощью цифрового фотоаппарата.
Этап 3. "Создание коллажа"
Обучающимся выдаются карточки с инструкциями по созданию коллажа. Каждая группа выбирает один из вариантов создания коллажа.
Создание коллажа в текстовом редакторе
- Создайте папку «Проект о библиотеке».
- С внешнего носителя скопируйте фотографии в папку.
- Создайте текстовый документ «Коллаж» в программе Microsoft Office Word.
- Задайте параметры страницы (ориентацию и поля страницы).
- Напечатайте заголовок (тему своего проекта) по центру страницы: выберите шрифт, размер, цвет.
- Вставьте фотографии в документ.
- Отформатируйте фотографии: обтекание, стиль, яркость, размер.
- Сделайте подписи под фотографиями: выберите шрифт, размер, цвет.
- В нижнем правом углу документа напечатайте фамилии, имена авторов и класс.
- Сохраните и распечатайте документ.
Создание коллажа с использованием программы Picture Collage Maker Free.
- Создайте папку «Проект о библиотеке».
- С внешнего носителя скопируйте фотографии в папку.
- Откройте программу Picture Collage Maker Free и вставьте в неё фотографии.
- Выберите форму расположения рисунков, сохраните коллаж в папку.
- Создайте текстовый документ «Коллаж» в программе Microsoft Office Word.
- Задайте параметры страницы (ориентацию и поля страницы).
- Напечатайте заголовок (тему своего проекта) по центру страницы: выберите шрифт, размер, цвет.
- Вставьте полученный коллаж в документ и отформатируйте его (обтекание, размер).
- В нижнем правом углу документа напечатайте фамилии, имена авторов и класс.
- Сохраните и распечатайте документ.
Этап 4. "Защита проекта".
Каждая группа готовит коллективную защиту проекта с использованием плана. На урок, посвящённый презентации проекта приглашаются ученики первых классов и школьный библиотекарь.
План защиты проекта
- Сформулируйте проблему и тему проекта.
- Назовите цель и задачи проекта.
- Раскройте основное содержание проекта (расскажите, что вы узнали о возможностях библиотеки по своему вопросу).
- Расскажите о продукте проекта (из чего состоит коллаж, как вы его изготовили).
- Сделайте вывод, поблагодарите слушателей.
Этап 5. "Экскурсия по школьной библиотеке".
После представления результатов работы каждой группы в школьной библиотеке оформляется стенд из коллажей, по школьному телевидению показывается видеофрагмент.
Этап 6. "Самооценка выполненной работы".
После завершения работы над проектом необходимо предоставить каждой группе и каждому ученику позволить увидеть плюсы и минусы в своей работе, соотнести получившиеся результаты с ожидаемыми, наметить возможные перспективы деятельности. Самооценка выполненной работы над проектом осуществляется формулированием ответов на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему?
Раздел 4. Ресурсы для реализации маршрута |
4.1. Какие технические средства или ресурсы могут потребоваться?
Для работы необходимы цифровые фотоаппараты, персональные компьютеры.
Технологическое сопровождение
Педагог должен уметь и научить обучающихся и их родителей:
- делать фотографии на цифровой фотоаппарат с последующим сохранением результата в памяти персонального компьютера и на сменных носителях;
- набирать, редактировать и форматировать текст;
- использованию функции вставки изображения из файла в текстовом редакторе;
- работать в программе Picture Collage Maker Free.
Раздел 5. Каким образом может быть оценен и оптимизирован методический маршрут? |
5.1. Рассмотрите и оцените каждый урок с учетом индивидуальной и групповой рефлексии.
Задание для индивидуальной рефлексии
Педагогу предлагается провести анализ своей готовности к участию в маршруте, ответив на вопросы.
Направляющие вопросы
Технические возможности
- Есть ли у вас возможность проведения урока - планирования проекта с использованием интерактивной доски или проектора?
- Имеется ли у вас возможность организовать работу обучающихся с использованием цифрового фотоаппарата?
- Имеется ли у вас возможность организовать работу обучающихся в программе Picture Collage Maker Free?
Технологическая компетентность
- Имеете ли вы опыт работы с интерактивной доской?
- Имеете ли вы опыт работы в программе Picture Collage Maker Free?
Готовность обучающихся
- Готовы ли обучающиеся к совместной работе над проектом?
- Смогут ли обучающиеся сделать фотоснимки с использованием цифрового фотоаппарата?
- Справятся ли обучающиеся с работой в программе Picture Collage Maker Free?
Методические приёмы
- Испытываете ли вы трудности в планировании работы над проектом?
- Испытываете ли вы трудности в организации самостоятельной работы обучающихся над проектом и осуществлении руководства ею?
- Испытываете ли вы трудности в оценке работы, выполненной обучающимися?
После ответов на данные вопросы педагогу предлагается подсчитать количество положительных и отрицательных ответов. Затем проанализировать отрицательные ответы и составить план работы по изучению этих вопросов.
Задание для коллективной рефлексии
Педагогам предлагается определить своё отношение к данному методическому маршруту, составив синквейн.
5.2. Определите направления для оптимизации будущих занятий.
Продолжение работы над маршрутом может быть реализовано следующим образом:
- составить задания, направленные на проверку сформированности умений самостоятельно выбирать интересующие книги, пользоваться справочной, энциклопедической литературой и периодическими изданиями для получения дополнительной информации;
- коллаж может стать продуктом следующих проектов по литературному чтению "Любимый детский журнал", "Мой любимый писатель".
5.3. Каким образом участники смогут применять данный маршрут в других учебных ситуациях (например, с обучающимися других образовательных ступеней или предметов)?
В дальнейшей профессиональной деятельности педагоги, успешно прошедшие этот маршрут, могут применять следующие навыки:
- организации совместной деятельности обучающихся при работе над другими проектами;
- активного включения обучающихся в познавательную деятельность с использованием интерактивных средств обучения;
- формирования ИКТ - компетентности обучающихся начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС.
Классификатор маршрута |
Классификаторы:
1. Ступени обучения: начальная школа
2. Предметы: литературное чтение
3. Тип урока: практическое применение знаний, умений
4. Преобладающая деятельность: проектная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...
презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс
презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...
Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"
Работа над проектом способствует развитию художественно-творческих и познавательных способностей обучающихся, интереса к чтению и книге, формированию читательского кругозора,приобретению опыта в самос...
Проект "О чем может рассказать школьная библиотека"
Проект "О чём может рассказать школьная библиотека" выполнен обучающимися 2 класса под моим руководством. Характеристика деятельности детей: участие в коллективном проекте, работать в паре и индивидуа...
Технологическая карта урока по литературному чтению (2 класс) по теме Проект "О чём может рассказать школьная библиотека"
2 класс. Технологическая карта по литературному чтению по теме Проект " О чём может расскзать школьная библиотека". УМК "Школа России"....
Проект Что может рассказать школьная библиотека
мини-экскурсия в школьную библиотеку...
Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».
Цели урока: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, выразительного чтения....