ФГОС О НОРМАХ ЧТЕНИЯ
методическая разработка по чтению

Кол Наталья Евгеньевна

Техника чтения. Что это такое?Две стороны техники чтения:

   1) смысловая – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

 2) техническая (подчиненная смысловой, обслуживающая ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ФГОС О НОРМАХ ЧТЕНИЯ17.43 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС о нормах чтения

 Техника чтения


Что  понимают под техникой чтения?

Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

   1) смысловую – понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста

 2) техническую (подчиненную смысловой, обслуживающей ее) - скорость (темп), правильность и выразительность чтения.

Осмысленность чтения 

предполагает понимание читающим:


           - значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

      - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;


       - содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);


       - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Правильность чтения

 выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает: 
замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов; правильно или ошибочно делает ударения в словах читаемого текста. 

Выразительность чтения

 проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико- грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений). Делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно.

И наконец, самое важная по мнению детей и родителей, характеристика чтения:

Скорость (темп) чтения 

характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.

Ориентировочные показатели по скорости  чтения в начальных классах

1 класс 
1 полугодие: 25 - 30 слов в минуту 
2 полугодие: 30-40 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения – от 60 слов в минуту.

2 класс

1 полугодие: 40-50 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп чтения- 85-90 слов в минуту. 
2 полугодие: 50-60 слов в минуту, в классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 90-95 сл./мин.

3 класс 
1 полугодие: 60-70 сл./мин. 
2 полугодие: 70 80 сл./мин. 
В классах и школах повышенного уровня возможен более высокий темп – 95 – 105 сл./мин. 
Темп чтения про себя на 20 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.

4 класс
1 полугодие: 80-90 сл./мин 
2 полугодие: 100-120 сл./мин.
Темп чтения про себя на 50 и более слов быстрее, чем при чтение вслух.

Скорость чтения зависит от способа чтения (плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов). Для повышения техники чтения необходимо побуждать ребенка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, т.е. к самому продуктивному способу чтения.

Нужно отметить, что представленные нормы скорости чтения едины для всех, но, к сожалению, при этом не учитываются ни тип нервной системы (флегматик, меланхолик, холерик, сангвиник), ни речевая подготовка к овладению письменной речью, ни множество других индивидуальных показателей ребенка.

Кроме того, необходимо также иметь в виду, что сама процедура проверки техники чтения вызывает у многих детей страх и состояние стресса, которые конечно отражаются на результатах. Это относится и к темпу чтения, и к осмыслению читаемого и к количеству ошибок, допущенных при чтении.

Конечно важно, чтобы все дети к концу 4 класса владели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

В.Н.Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза, это уже составит от двух до трех часов. Еще прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневное домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать. Исходя из такого несложного подсчета, трудно переоценить значение уроков чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.

Практикующие учителя  о нормах чтения в начальной школе:

Выдержка из сайта учителя начальных классов: 

http://baznatnik.ucoz.ru/load/normativy_skorosti_chtenija/10-1-0-67 

Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени. 


1 класс 

2 четверть: меньше 10 слов - "2", 10-15 слов - "3", 16-20 слов "4", больше 20 слов - "5". 

3 четверть: меньше 20 слов "2", 20-25 слов "3", 26-35 слов "4", больше 35 слов "5". 

4 четверть: меньше 25 слов "2", 25-30 слов "3", 31-40 слов "4", больше 40 слов "5". 


2 класс 

1 четверть : меньше 25 слов "2", 25-34 слов "3", 35 - 45 слов "4", больше 45 слов "5". 

2 четверть: меньше 25 слов - "2", 25-39 слов - "3", 40 - 55 слов "4", больше 55 слов - "5". 

3 четверть: меньше 35 слов "2", 35-49 слов "3", 50-65 слов "4", больше 65 слов "5". 

4 четверть: меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55-70 слов "4", больше 70 слов "5". 


3 класс 

1 четверть : меньше 40 слов "2", 40-54 слова "3", 55 - 70 слов "4", больше 70 слов "5". 

2 четверть: меньше 45 слов - "2", 45-59 слов - "3", 60 - 75 слов "4", больше 75 слов - "5". 

3 четверть: меньше 55 слов "2", 55-69 слов "3", 70-85 слов "4", больше 85 слов "5". 

4 четверть: меньше 60слов "2", 60-74 слова "3", 75-90 слов "4", больше 90 слов "5". 


4 класс 

1 четверть : меньше 65 слов "2", 65-74 слов "3", 75 -90 слов "4", больше 90 слов "5". 

2 четверть: меньше 70 слов - "2", 70-84 слов - "3", 85 -100 слов "4", больше 100 слов - "5". 

3 четверть: меньше 80 слов "2", 80 - 94 слов "3", 95-110 слов "4", больше 110 слов "5". 

4 четверть: меньше 90 слов "2", 90-104 слова "3", 105-120 слов "4", больше 120 слов "5". 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к технике чтения в начальных классах. Нормы чтения.

Справочный материал по  оцениванию качества чтения учащихся начальных классов....

Нормы чтения в начальной школе

Нормы чтения в начальной школе...

Нормы чтения вслух

Нормы чтения вслух для учащихся начальной школы...

ФГОС о нормах чтения в начальной школе

ФГОС о нормах чтения в начальной школе...

ФГОС о нормах чтения

ФГОС на уроках литературного чтения...

Буклет для родителей "Нормы чтения в начальной школе"

Буклет "Нормы чтения в начальной школе" предназначен для родителей детей, которые обучаются в начальной школе...