Олег Кургузов «Мальчик-папа», 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект и презентация урока по литературному чтению на тему Олег Кургузов «Мальчик-папа», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass.docx | 36.78 КБ |
chtenie_prezentatsiya.pptx | 469.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Олег Кургузов «Мальчик-папа».
УМК: Перспективная начальная школа
Цель: познакомить учащихся с рассказом Олега Кургузова «Мальчик-папа».
Задачи: 1. Познакомить учащихся с творчеством Олега Кургузова и совершенствовать технику чтения учащихся;
2. Развивать умение анализировать художественное произведение;
3. Воспитывать моральные качества учащихся и интерес к чтению.
Формируемые УУД:
Регулятивные: уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости, совместно с учителем).
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; включаться в диалог с учителем; уважать другую точку зрения.
Предметные: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать представленную информацию для получения новых знаний; наблюдать противоположные картины в художественном тексте.
Личностные: составлять личное мнение о литературно произведении, выражать его на доступном языке; формировать интерес к учению.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организация класса. | -Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. -Вот звонок весёлый, Мы начать урок готовы, Будем думать и читать, И друг другу помогать. | Приветствуют учителя | Личностные УУД: - сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку. |
III. Изучение нового материала. 1.Биография. | -Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением Олега Кургузова «Мальчик-папа». Но для начала познакомимся с биографией писателя. -Олег Кургузов родился в Подмосковье, отец писателя был историком, а мама врачом. Учился в Московском государственном университете им. Ломоносова на факультете журналистики. -В 1989 году вместе с Тимом Собакиным и Андреем Усачёвым основал журнал «Трамвай». В «Трамвае» произведения Олега Кургузова иногда печатались под псевдонимом Олег Оленча. -В 1992 году выходит детская газета «Маленькая тележка», которую Олег Кургузов придумал и возглавлял как редактор. Также он был редактором русской версии журнала «Улица Сезам». Работал литературным редактором в журнале «Веселые картинки» и в приложениях к нему «Филя», «Синдбад». - Что вы запомнили о семье писателя? Кем были его родители? - Где родился Олег Кургузов? - Как называлась первая книга писателя, которая вышла в 1995 году? -Какой псевдоним был у писателя? -Молодцы! | Слушают биографию писателя Отвечают на вопросы -Семья историка (им был отец писателя) и врача (мама писателя). - Родился в Подмосковье -«По следам Почемучки» -Олег Оленча | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
2. Словарная работа. | -Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением, давайте рассмотрим незнакомые слова, которые нам встретятся. РАБОТА НА СЛАЙДАХ.
- Мы разобрали все незнакомые слова, теперь можем приступить к чтению текста. | Дал по шеям - дать сдачи. Окликнул - позвал. Ухмыляться – корчить рожицы. Кубарем – Завопили – закричали. | Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. |
3. Первичное чтение, чтение учителем. 4. Анализ текста после первичного восприятия 5. Чтение рассказа учениками по цепочке и озаглавливание частей произведения . 6. Анализ произведения | - Откройте учебник на странице 43-ей, приготовьтесь к слушанию и чтению текста. – Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста, затем кто-то продолжит. -Вы, внимательно слушая, определите жанр произведения, рассказ это или сказка. (Я читаю рассказ Мальчик-папа) -Какой жанр произведения? Почему? -Почему этот рассказ помещен в главу «Почему люди фантазируют»? -Как вы считаете, в самом ли деле папа вдруг превратился в мальчика-папу, или главному герою этого рассказа так не хватает верного друга, что он нафантазировал? -Ребята, посмотрите, текст условно разделён на несколько частей, каждая часть отделена зелёной линией. -Прочитайте про себя первую часть и подумайте, как бы вы её озаглавили? -Теперь, цепочкой по одному предложению прочитайте вторую часть текста и озаглавьте её. -Третью часть начинает выразительно читать … -А теперь подумайте, как бы вы её озаглавили. -Четвёртую часть прочитайте в полголоса, озаглавьте её. -Кто дочитал, покажите посадкой, что вы готовы дальше работать. -Итак, как же мы озаглавим четвёртую часть? -Верно, молодцы! - Можно ли предположить, каким мальчик-папа был в детстве, если судить по его внешнему виду и по поведению? И каким же он был? -Нравится ли мальчик-папа мальчику-сыну? Почему вы там думаете? -О чём же мечтает мальчик-сын? - Определите главную мысль произведения. | Чтение текста учителем, обучающиеся слушают и следят. Чтение детьми по цепочке. -Жанр этого произведения - рассказ, потому что это маленькое повествовательное произведение, повествующее об одном или нескольких эпизодах в жизни героев.
4. «Взрослый папа» -Да, можно. Он был таким же, как его сын. -Да, нравится. Потому что они похожи. -Мальчик-сын мечтает, чтобы папа не говорил, что в его возрасте он бы серьёзнее, начал его понимать и не воспитывал по 2 часа. - Главная мысль: «Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём. Мы с тобой вдвоём, конечно сила. Ну, а втроём с мамой — вообще ого-го! Давай держаться втроём?». | Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: эмоциональное принятие домашнего задания. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; отвечать на вопросы учителя, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
Физминутка. | - А теперь давайте немного с вами отдохнём. Тихо, все ребята, встали, Руки дружно все подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли? Опустили разом вниз, Тихо, тихо, все садись! | Дети повторяют движения за учителем. | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
7. Чтение по ролям | - А теперь, прочитаем вторую часть текста по ролям. (3 группы детей читают текст в каждой части) - Слова АВТОРА будет читать … - Слова Мальчика-папы … - Слова Мальчика-сына … - Поставьте пальчик на первое слово, внимательно слушайте и следите за чтением текста. -Молодцы! | Дети читаю текст по ролям | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
8. Поход в «Музейный дом. Выставка рисунка». | -Сегодня мы познакомимся с творчеством Марка Захаровича Шагала. Шагал Марк Захарович (Хацкелевич) (1887—1985), художник. Родился 7 июля 1887 г. в местечке Песковатики близ Витебска в Белоруссии в семье грузчика рыбной лавки, кроме Марка, было ещё восемь детей. Получил традиционное религиозное образование на дому. В конце 1906 г. приехал в Петербург; здесь его наставниками стали Лев Бакст, Мстислав Валерьевич Добужинский, Николай Константинович Рерих. В ранних картинах Шагала доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время вечные мотивы («Я и деревня» 1913г.). Со временем на первый план выходит тема страстной любви («Над городом», 1914—1918 гг.). Умер 28 марта 1985 г. в городке Сен-Поль-де-Ванс в Приморских Альпах (Франция). -Что вы запомнили о Марке Шагале? -У Марка Шагала множество замечательных картин, но мы увидели только некоторые из них. - Только ли через художественное слово можно передавать свою фантазию? -Нам поможет репродукция Марка Шагала «Крылатая лошадь» из хрестоматии. Заглянем в музейный дом. -Какое время года изображено? -При помощи чего художник передал белизну снега? -Снег уже закончил падать или ещё идёт? Как определили? -Кто занимает большую часть листа и является главным героем рисунка? Рассмотрите всех, кто сидит в санях. -Почему именно сверху показана заснеженная деревенька? Кто и откуда её так видит? -Кто занимает большую часть листа и является главным героем рисунка? Рассмотрите всех, кто сидит в санях. -Слышали ли вы фразеологическое выражение «быть окрылённым любовью»? Как вы его понимаете? -Теперь понятно, почему художник изобразил лошадь крылатой? -Как вы думаете, существуют ли для художников чёткие грани с окружающим миром и фантазией? -Марк Шагал проявил свою фантазию? -Верно, когда люди воспринимают мир с радостью и любовью, он кажется им чудесным, необыкновенным. -Важно ли знать, что этот рисунок был сделан для обложки книги стихов? -Можно ли сказать, что у Шагала поэтическое восприятие мира? -Существуют ли для художников и поэтов чёткие границы между окружающим нас миром и миром волшебным, фантастическим? Как это видно на рисунке? -Когда люди с любовью и радостью воспринимают окружающий мир, он кажется им необыкновенным, чудесным, - сказал Михаил Потапович. | Дети слушают биографию Марка Захаровича Шагала (видеоролик) Дети отвечают на вопросы учителя. -Свою фантазию можно передать через картины, через искусство -Зима -При помощи -Снег ещё идёт, это видно по снегу, кружащемуся в небе, похоже на вьюгу | Регулятивные УУД: планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; этикета. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение, оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
IV. Итог урока V. Рефлексия | - С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились? - С каким рассказом этого писателя мы сегодня познакомились? -О чём этот рассказ? -С творчеством, какого художника мы сегодня познакомились? -С репродукцией, какой картины этого художника мы сегодня работали? -Какие ещё картины Марка Шагала вы запомнили? - На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за активную работу, до свидания! | -С творчеством Олега Кургузова -«Мальчик-папа» -С творчеством Марка Захаровича Шагала -С картиной «Крылатая лошадь». -«Влюблённые», «Над городом» и т.д.. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: умение формулировать вывод. Личностные: самооценка на основе критериев успешности УД. Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дал по шеям Окликнул Приказал, ухмыляясь Кубарем покатился Завопили
«Мальчик-папа» «Чудесное превращение» «Игра мальчика-папы и мальчика-сына» «Отпор хулиганам» «Взрослый папа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олег Кургузов «Сухопутный или морской?»
Презентация по литературному чтению по умк ПНШ 2 класс...
Олег Кургузов «Сухопутный или морской?»
Презентация по литературному чтению по умк ПНШ 2 класс...
Конспект урока "Первые русские князья: Игорь, Олег, Ольга,Святослав" (3 класс)
В данном архиве представлен урок с презентацией. На уроке используется групповая работа....
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...
Урок по литературному чтению.2 класс. Тема "Точка зрения. Олег Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в Музейный Дом картина Никифора Крылова «Зимний пейзаж»
Материал к уроку...
Презентация к уроку литературного чтения "Олег Кургузов"
Презентация о творческом пути писателя, журналиста Олега Кургузова - автора замечательных рассказов для детей....