Когда люди живут счастливо… или Жизненная мудрость сказки Е. Шварца
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предмет: литературное чтение. (Потапрова Д.Я.)
Класс: 4 «А»
Тема: Когда люди живут счастливо… или Жизненная мудрость сказки Е. Шварца.
Цель (локальная): формировать ценностное отношение к семье, внутрисемейным отношениям на примере произведения Е. Шварца «Два брата».
Задачи:
Познавательные:
- учить извлекать, перерабатывать информацию из прочитанного, увиденного, преобразовывать из одной формы в другую (составление схемы развития сюжета);
- совершенствовать различные виды чтения (просмотровое - выделение смысла, сюжета по названию, автору; изучающее чтение -1 часть, 2 часть, 8 часть);
- раскрыть идею и смысл сказки через анализ произведения.
Воспитательные:
- раскрыть воспитательную направленность сказки;
- учить дружбе, доброте, взаимопомощи;
- формировать личностное видение окружающего мира.
Коммуникативно-развивающие:
- формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, делать выводы;
- развивать воображение, познавательные умения, доказательную речь;
- воспитывать культуру общения посредством создания атмосферы сотрудничества.
Здоровьесберегающие:
- сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся во время учебного процесса путем чередования труда, отдыха, смены поз, а также создание комфортной атмосферы во время работы.
Методическая цель: формирование правильного типа читательской деятельности через совместное учение.
Форма: урок-открытие.
Тип урока по дидактической цели: урок сообщения новых знаний.
По содержанию исследовательской деятельности: работа с источниками информации, наблюдение, слушание.
Критерии обученности:
минимум:
- сформированность умения оценивать поступки, отделять оценку поступка от оценки главных героев;
- формулировать простые правила поведения (общечеловеческие ценности);
максимум:
- прогнозирование последствий поступков главных героев с целью использования полученных знаний в жизни.
Принципы обучения: принцип обучения деятельности и принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Форма организации деятельности:
- учащихся – групповая (в паре, 3 группы по 8 человек), фронтальная;
- учителя - речевая, слушание, помощь учащимся во время групповой работы.
Ведущие технологии:
- технология продуктивного чтения;
- технология проблемного диалога.
Литература:
учебник Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» (2 часть) Бунеев Р.Н., М.: «Баласс» 2010. – 224 с. (с.62-81).
Оборудование:
для детей:
- учебник,
- простой карандаш,
- таблицы для заполнения характеристик гл. героев и оценки их поступков;
- листочки со словами Е. Шварца;
для учителя:
- учебник,
- ключевые слова для составления схемы произведения,
- компьютер, проектор, презентация, фрагмент мультипликационного фильма по сказке Е. Шварца.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение. (Потапрова Д.Я.)
Класс: 4 «А»
Тема: Когда люди живут счастливо… или Жизненная мудрость сказки Е. Шварца.
Цель (локальная): формировать ценностное отношение к семье, внутрисемейным отношениям на примере произведения Е. Шварца «Два брата».
Задачи:
Познавательные:
- учить извлекать, перерабатывать информацию из прочитанного, увиденного, преобразовывать из одной формы в другую (составление схемы развития сюжета);
- совершенствовать различные виды чтения (просмотровое - выделение смысла, сюжета по названию, автору; изучающее чтение -1 часть, 2 часть, 8 часть);
- раскрыть идею и смысл сказки через анализ произведения.
Воспитательные:
- раскрыть воспитательную направленность сказки;
- учить дружбе, доброте, взаимопомощи;
- формировать личностное видение окружающего мира.
Коммуникативно-развивающие:
- формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, делать выводы;
- развивать воображение, познавательные умения, доказательную речь;
- воспитывать культуру общения посредством создания атмосферы сотрудничества.
Здоровьесберегающие:
- сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся во время учебного процесса путем чередования труда, отдыха, смены поз, а также создание комфортной атмосферы во время работы.
Методическая цель: формирование правильного типа читательской деятельности через совместное учение.
Форма: урок-открытие.
Тип урока по дидактической цели: урок сообщения новых знаний.
По содержанию исследовательской деятельности: работа с источниками информации, наблюдение, слушание.
Критерии обученности:
минимум:
- сформированность умения оценивать поступки, отделять оценку поступка от оценки главных героев;
- формулировать простые правила поведения (общечеловеческие ценности);
максимум:
- прогнозирование последствий поступков главных героев с целью использования полученных знаний в жизни.
Принципы обучения: принцип обучения деятельности и принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.
Форма организации деятельности:
- учащихся – групповая (в паре, 3 группы по 8 человек), фронтальная;
- учителя - речевая, слушание, помощь учащимся во время групповой работы.
Ведущие технологии:
- технология продуктивного чтения;
- технология проблемного диалога.
Литература:
учебник Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» (2 часть) Бунеев Р.Н., М.: «Баласс» 2010. – 224 с. (с.62-81).
Оборудование:
для детей:
- учебник,
- простой карандаш,
- таблицы для заполнения характеристик гл. героев и оценки их поступков;
- листочки со словами Е. Шварца;
для учителя:
- учебник,
- ключевые слова для составления схемы произведения,
- компьютер, проектор, презентация, фрагмент мультипликационного фильма по сказке Е. Шварца.
Структура урока
Этап урока | Цель |
1. Психологический настрой | создание положительного настроя на учебную деятельность |
2. Формулирование проблемы урока | мотивация к изучению нового материала |
3. Работа с текстом до чтения 3.1. Антиципация 3.2. Работа с ключевыми словами | развитие антиципации обобщение знаний, имеющихся у детей |
4. Работа с текстом во время чтения | достижение понимания текста на уровне содержания |
Физминутка | снятие утомления, сохранение физического здоровья учащихся |
5. Работа с текстом после чтения 5.1. Просмотр фрагмента мультфильма | достижение понимания текста на уровне подтекстового смысла ознакомление с целым произведением для полного осмысления |
6. Обобщение | формирование умения делать выводы на основании работы |
7. Рефлексия. | формирование оценочных суждений |
8. Домашнее задание | мотивация на самостоятельную учебную деятельность |
Ход урока
- Психологический настрой слайд 1 - заставка
- Прочитайте строки с поучительной интонацией.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стихотворение или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
- Чему учат нас уроки литературного чтения? (Беседовать с книгой. Высказывать свое отношение к прочитанному, понимать позицию автора. Описывать героев произведений, давать характеристику героям).
- Каким вы хотите видеть наш урок?
- Какие цели вы поставите перед собой? (Записать кратко на доске)
- Чтобы достичь целей, какие качества мы должны проявить? (Сплоченность, активность, внимательность, прийти вовремя друг другу на помощь.)
2. Формулирование проблемы урока
На доске (2-я часть фразы закрыта) слайд 2
«Когда люди живут счастливо?»
- Прочитайте проблемный вопрос. Как бы вы на него ответили? (Записываю на доске с обратной стороны). Эти предположения мы проверим в конце урока.
(Открываю вторую часть).
«Жизненная мудрость сказки»
- Какое произведение поможет нам прийти к ответу? Почему именно сказка? (В сказке скрыта мудрость народа)
- Какие изречения о сказке вы знаете? (Сказка – ложь, да в ней намек…
«Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы все-таки верьте сказке,
Сказка всегда права»
3. Работа с текстом до чтения
3.1. Антиципация
- Откройте учебник на стр. 62. (Изучите имя автора, название произведения, рассмотрите иллюстрацию.)
- Предположите, о ком будет произведение? На основании чего вы сделали такой вывод? (Название)
- Рассмотрите первую иллюстрацию. О чём будет текст?
- Что можете сказать об авторе? Эпохе? (Шварц долгое время работал вместе с Маршаком в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались журналы «Чиж» и «Ёж», где кипела веселая жизнь, где обериуты «ходили» на четвереньках)
3.2. Работа с ключевыми словами слайд 3 –портрет Е. Шварца, сказки
- Какие произведения писал Е. Шварц для детей? (сказки, пьесы, все, что назовут)
- Почему такое несказочное название для сказки? («Два брата»)
- Знаете ли вы другие сказки с таким же названием? (Л.Н. Толстой. Главное в сказке: Каждый выбрал свой путь и был от этого счастлив)
- Прочитайте ключевые слова (по щелчку), предположите, о чем будет сказка. (Лесничий, Честное слово, «Что я наделал?», «Не смей возвращаться»)
- Можете ли вы предположить, о чем будет текст? (Запись на доску по возможности)
4. Работа с текстом во время чтения
1 глава (читает учитель первые 4 абзаца, ведет диалог с автором)
- Начинаю читать я, если по ходу чтения у вас возникнут вопросы, отметьте вопрос на полях карандашом.
- Какие вопросы возникли по ходу чтения?
Предполагаемые вопросы (задать самой, если не возникнут у детей):
- Что радовало и что огорчало лесничего?
- Почему два брата носят такие необычные имена? (Чтобы мы не забывали, не путали их в течение сказки)
- Как думаете, к какой проблеме подводит нас автор? (На доске появляется схема)
- К чему они могут привести? (Выстраиваем алгоритм рассуждений...)
- Предлагаю дочитать 1 главу, работая в группе. После чтения заполните таблицу на одного из героев произведения. (Таблицы для заполнения)
1 глава (дочитывают дети, работая в группе по 8 человек, заполняют таблицу с характеристикой героя)
- Какое мнение сложилось у вас о Младшем? О Старшем? Об отце? (отчёт групп)
- Какие вопросы к автору у вас появились по ходу чтения?
(- Почему отец заставил Старшего дать честное слово? Имел ли он на это право? Почему?
- Какие главные слова были в его напутствии Старшему?
- Можно ли сказать, что отец был строгим человеком? Почему?
- Какие страшные слова произнес Старший брат?
- Почему их можно считать страшными?
- Как вы понимаете слово «покой»? (А вот так его объясняет В. И. Даль Слайд 4)
- Как бы вы объяснили поступок Старшего?
- Можно ли его считать жестоким человеком? Докажите. (Нет, это поступок жестокий, необдуманный, он опомнился и побежал искать Младшего).
- Найдите в тексте вопросы автора? Какой вопрос он задает дважды? (Где Младший? Где твой младший брат?) Почему?
- Докажите, что отец глубоко переживает за Младшего. (Поседел)
- Какое решение вынес отец?
- Каким бы вы назвали это решение? (Тяжелое, жестокое, справедливое, мудрое…)
- Так к чему привели частые ссоры?
- Как вы думаете, что будет делать Старший? Почему? А как поступили бы вы?
(Чтение 2 главы – чтение про себя или в паре с соседом полушепотом)
- Что нового вы узнали о Старшем? Как это его характеризует?
- Зачем автор напоминает нам о его возрасте во второй раз? (Даже в 12 лет люди должны нести ответственность за свои поступки и исправлять ошибки).
- Молодцы. Предлагаю отдохнуть вам и вашим глазам.
(физминутка-тренажер Базарного для глаз слайд 5
под хрустальную гармонику каждый самостоятельно)
- Примите удобную позу, закройте глаза и включите фантазию. Что вы слышите? Как думаете, где мы сейчас окажемся? Откройте глаза. Слайд 6 – ледяной лес по щелчку
- Приходилось ли вам бывать в ледяном лесу? Красив ли сказочный ледяной лес?
- Какое ваше впечатление?
- А какое впечатление ледяной лес произвел на Старшего?
3-7 главы – просмотр мультфильма (7,5 мин) слайд 7 По ходу просмотра – вопросы по содержанию
- Как называл себя новый герой? (Дедушка Вечной Мерзлоты)
- Как вы думаете, почему ему понравилось, что Старший выгнал Младшего на мороз? («Оставь меня в покое!» А Дедушка Вечной Мерзлоты любит покой.)
- Как думаете, что понимает под словом «покой» Дедушка? (мертвый мир, мир вечного покоя, смерть) Покой (буддизм) - состояние освобождения от страданий, буквально — уход от мучений.
Покой (православие) — мир, тишина, смерть.
- Как думаете, пройдя этот путь, будет ли Старший говорить младшему: «Оставь меня в покое?»
- Почему Дедушка был уверен, что Старший не убежит?
- Почему Старший подчинился Дедушке и стал успокаивать птиц? (Он хотел выручить брата)
- Что помогло Старшему выдержать ледяную жизнь? (Желание спасти Младшего)
- Какие попытки спасения он предпринимал? (На доске алгоритм сказки
После последнего кадра.
- Как думаете, что произойдет дальше? Почему вы так думаете?
(стр. 78 последний абзац - дочитайте самостоятельно главу 7)
- Оправдались ли наши предположения? (За добро добром платят, гласит народная мудрость)
- Как думаете, почему в сцене оживления Младшего брата так много союзов «и»? (Прочитайте выразительно. Если будет время)
8 глава – (в лицах) читает учитель с хорошо читающими учениками (или учитель в зависимости от времени)
5. Работа с текстом после чтения. Вывод по произведению
- Вот и закончилась наша сказка. Можете ли вы теперь ответить на основной вопрос урока? Слайд 8
- Когда можно жить счастливо? (Принимаются все ответы детей)
- На такой вопрос однозначно ответить нельзя, ведь каждый понимает счастье по-своему.
- В чем жизненная мудрость сказки Е. Шварца? (Будь внимателен к своим ближним, живи дружно, и тогда ты будешь счастлив.)
- Сравним вывод с нашими предположениями в начале урока. Что видим? (В мире есть такие ценности, как …, и они необходимы для того, чтобы жить счастливо)
- Какова главная идея написания такой сказки для детей? Можно ли предположить, что эта сказка написана на основе реальности? Слайд 9 семья Шварца
- Определите жизненную позицию автора, подчеркнув верное, на ваш взгляд, предложение.
(На индивидуальных карточках: «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всем свете. Справедливость уничтожит корысть и пристрастие».)
- Сошлись ли ваши мнения в паре? А в классе?
Дополнительно: - Хотели бы вы жить в такой семье? Почему?
«Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой». Иоганн Вольфганг Гёте)
6. Рефлексия.
- Что можете сказать о сегодняшнем уроке? Достигли ли мы намеченных целей?
- Чья работа на уроке заслуживает похвалы или высокой отметки?
- Что можете сказать о своей работе?
- А мне хочется надеяться, что этот урок заставил нас всех задуматься о хрупкости семейного счастья, благополучия, я думаю, что никогда с наших губ не сорвутся страшные слова «Оставь меня в покое».
7. Домашнее задание
- Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить к следующему уроку?
(На следующем уроке мы будем продолжать работать над сказкой, выделять мир реальности и волшебства, искать доказательства жанра сказки, устанавливать сходства и отличия сказок Е. Шварца и Л.Н. Толстого, давать характеристику личности каждого героя, поэтому дома вам нужно:
1. перечитать 3-6 главы, т.к. жанр мультипликации может отличаться от самого произведения, и
2. отметить черты характера того героя, который вас заинтересовал.)
Если какие-то вопросы не решены для вас на сегодняшнем уроке, запишите их на листочках, мы ответим на них на следующем уроке. слайд 10
Вот и все. Волшебной сказки
Закрываем мы страницу.
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны.
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
Тест по сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"...
Презентация к уроку "Люди живут в разных странах"
Презентация к уроку по теме "Люди живут в разных странах", Окружающий мир, 1 класс по системе Л.В.Занкова...
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме "Люди живут в разных странах"
Одной из ведущих тенденций реформирования образования является внедрение новейших информационных технологий в учебно – воспитательный процесс с целью повышения его результативности.[1] Таковыми ...
Конспект урока «Люди живут в разных странах».
Развивающая программа Л.В. Занкова...
Конспект урока "Люди живут в разных странах"
Программа Л.В. Занкова...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Тест к сказке Е.Шварца "Сказка о потерянном времени"
тест по прочитанному...
- Мне нравится (1)