Урок литературного чтения во 2 классе по теме "К.И. Чуковский "Федорино горе"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Это второй урок по теме, на котором дети продолжают знакомство с творчеством Чуковского и учатся читать произведение по ролям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_fedorino_gore.docx | 26.93 КБ |
shapochki_dlya_chteniya_po_rolyam.docx | 336.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: К. И. Чуковский «Федорино горе»
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством К. Чуковского; развивать образное и ассоциативное мышление; тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения; прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словари учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы.
Оборудование: портрет К.Чуковского, выставка его книг, аудио- или видеозаписи его сказок; карточки для работы в парах (словарная работа), «шапочки» с предметами для чтения по ролям.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе, в парах.
Материально-техническое обеспечение: презентация, аудиозапись.
Ход урока
- Организационный момент.
– Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок литературного чтения.
- Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель показывает большую подарочную коробку. СЛАЙД
- Вы любите получать подарки? Это вам. Какие вопросы у вас возникли, глядя на коробку? (Что там? Этого на всех хватит? Это съедобное? и т.д.)
- Ответить на ваши вопросы поможет загадка. СЛАЙД
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга)
СЛАЙД - книги К.И. Чуковского.
- В моем детстве считалось, что книга – лучший подарок.
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума.
- Целеполагание. Постановка задач урока.
- Что объединяет эти книги? (Их автор – Чуковский)
- Мы уже знакомы с его творчеством?
- Какие произведения мы читали?
- А какое будем читать сегодня? Узнайте, выполнив речевую разминку.
В сказке этой, вот беда,
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда, куда?!»
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Все виновную прощают,
Без хозяйки плохо быть,
А она им обещает
Их не пачкать и не бить.
- Мы знакомы с этим произведением?
- Значит, какой будет урок? (Урок закрепления знаний)
- Чему будем учиться? (Отрабатывать выразительное чтение, задавать вопросы по содержанию, читать по ролям, составлять план).
- Повторение изученного.
Индивидуальное задание: ТЕСТ по сказке "Федорино горе"
Тест_________________________________________
1.Как звали главную героиню сказки?
А. Мария Николаевна
Б. Федора Егоровна
В. Елизавета Васильевна
2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А. Корова
Б. Коза
В. Свинья
3. Тарелки скакали как…
А. как зайцы
Б. как белки
В. как кенгуру
4. Кто остался в доме у Федоры?
А. кошки
Б. тараканы
В. попугаи
5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А. читала стихи
Б. пела тихую песню.
В. плясала
6. На чём стоял самовар в конце сказки?
А. на столе с белой скатертью
Б. на подоконнике
В. на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
- Что вы знаете о биографии и творчестве писателя? (Обучающиеся коротко рассказывают, что запомнили о Чуковском из предыдущих уроков. Учитель может добавлять сведения).
- Чуковский – псевдоним, настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
- Родился в Петербурге в бедной семье. Мать Чуковского, Екатерина Осиповна, была крестьянка и работала прислугой в доме Чуковских. Чуковского исключили из гимназии из-за низкого происхождения.
- Чуковский сам изучил английский и французский языки и перевёл такие произведения, как “Робинзон Крузо”, “Приключение Тома Сойера”, “Приключение барона Мюнхаузена”.
- Он наблюдал и записывал, как говорят маленькие детки. Из этих записей получилась интересная книга "От двух до пяти".
- Много произведений Корней Чуковский написал благодаря своим детям, которых он очень любил.
- Корней Чуковский не только сочинял стихи. Он первый пересказал для детей Библию.
- Корней Чуковский жил в Переделкино (дачный поселок в Подмосковье). Сейчас в доме в Переделкино находится музей. Здесь все сохранилось так, каким было в последние годы жизни писателя. А еще перед домом растет большой клен. Однажды клен оказался без листьев и все решили, что он погиб. Директор музея в один прекрасный день куда-то исчез и, спустя некоторое время, появился с загадочным лицом и большим количеством поношенных детских башмаков, которые он и повесил на старый клен. После этого дерево вновь покрылось листвой, а приезжающие сюда туристы – дети, могут привезти и оставить на память свой ненужный башмачок.
- Умер в 87 лет. Похоронен писатель в Переделкино, где он жил долгие годы.
- А знаете, как появилось произведение «Федорино горе»?
- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”.
- Сказка была опубликована в 1926 году, т.е. 94 года назад. Написана, скорее всего, еще раньше. В общем, 95 лет ей точно есть.
Конечно, за это время многое изменилось и некоторыми словами мы перестали пользоваться. Такие слова называются устаревшими. Устаревшие и мало употребляемые слова мы уже разбирали, поэтому сейчас проверим, как вы запомнили их значения.
Словарная работа. Работа в парах
- У вас на партах лежат карточки. Ваша задача – соединить слово с его лексическим значением. (Карточки разрезаны.)
Сито | предмет с сеткойдля просеивания муки |
Корыто | большой продолговатый открытый сосуд для стирки |
Расфуфырили | сделали пушистыми |
Побежали во всю прыть | очень быстро |
Кадушка | небольшая кадка – бочка из досок, стянутых обручами |
Кишат | беспорядочно двигаются в разных направлениях |
Прусак | рыжий таракан |
Проверка со слайда
V. Работа по теме урока
1) Выразительное чтение 1-3 части.
2) Чтение по ролям. Инсценирование.
- Продолжим читать стихотворение «Федорино горе» выразительно по ролям.
- Можете ли вы сразу приступить к выполнению этого задания? (Нет. Необходимо подготовиться.)
- Как подготовиться к чтению по ролям?
- Прочитайте, какие советы вам дают авторы учебника.
- Определите действующие лица, запишите в тетрадь.
- Распределите роли в группе, прорепетируйте.
- Прочитайте отрывок по ролям.
VI. Физкультминутка по сказкам Чуковского.
- А посуда вперёд и вперёд – по полям, по болотам идёт (ходьба)
- Я бегу, бегу, бегу – удержаться не могу (бег)
- Вдруг из маминой из спальни кривоногий и хромой выбегает умывальник и качает головой (наклоны головы)
- Тут бабочка прилетала, крылышками помахала (машут руками)
VII. Закрепление материала.
- Почему это произведение названо сказкой?
- С какого эпизода начинаются события в сказке? (Посуда убегает от Федоры).
- Как ведут себя эти предметы?(Как люди)
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К. И. Чуковский построил свою сказку так?(Чтобы было интереснее потом).
- Найдите в тексте место, где объясняется причина бегства Федориной утвари.(с.17 «Было нам у бабы худо…»)
- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (Он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется? ([ж]) Автор помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (Так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- А теперь прочитаем, как убегают блюдца. Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (Они круглые, мчатся, не могут остановиться и налетают, натыкаются на стаканы).
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь?(Звук разбивающегося стекла)
- Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла.
-Так Чуковский не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Какой Федора была в начале сказки? (Ленивая, неряшливая)
- Как автор относится к Федоре? (Осуждает, сочувствует, жалеет)
- А вам Федору жалко?
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл).
IX. Итог урока. Рефлексия. Выставление отметок.
Тест
1. Кого из животных встретила посуда на пути. Это животное широко растопырило глаза:
а) Корова
б) Коза
в) Курица
2. Кто вывалился из окошка?
а)Стул
б) Диван
в) Стол
3. Как называла посуда свою хозяйку?
а) Неряха-замараха
б) Грубиянка
в) Драчунья
4. Кто остался с бабой Федорой?
а) Тарелки
б) Стаканы
в) Тараканы
5. Как в своей песне она называла посуду?
а) Бедные сиротки мои
б) Посудушка
в) Мои родные
Проверка по слайду
- К чему призывает нас автор своей сказкой?(Внимательному отношению друг к другу. Быть аккуратными. Учит соблюдать порядок).
- Какая пословица подходит к сказке? СЛАЙД
- У кого из наших ребят всегда порядок на парте?
- А у кого сегодня был порядок в ответах? Кого бы вы отметили?
- Оцените свою работу на уроке.
-Если вы активно работали на уроке, никаких трудностей у вас не возникало, нарисуйте чашку желтого цвета на верхнюю полку шкафа.
- Если вы считаете, что были небольшие неточности в ответах, затруднения, то поставьте на среднюю полку чашку зеленого цвета.
- Если вам было трудно работать, то на нижнюю полку поставьте чашку красного цвета.
X. Домашнее задание
- Выучить наизусть отрывок из сказки.
- Оформить обложку книги «Федорино горе».
Предварительный просмотр:
автор
чайник
блюдце
корыто
скалка
чашка
утюг
кастрюля
самовар
Федора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока литературного чтения А.Прокофьев. "Как на горке, на горе"
Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...
Урок литературного чтения по теме К.И. Чуковский «Федорино горе»"
Знакомство с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, и с произведением “Федорино горе&rdquo...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Корней Чуковский сказка "Федорино горе"...
Конспект урока и презентация по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Федорино горе".
Дети научатся: читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться: • воспринимать на слух художественный текст; • определять смысл произведения; • нахо...
Урок литературного чтения по теме "К.И.Чуковский "Федорино горе"
Урок разработан по УМК "Школа России".Цель: знакомство с произведением К. Чуковского «Федорино горе».Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произ...
Презентация к уроку литературное чтение 2 класс К.И. Чуковский "Федорино горе"
Презентация к уроку литературное чтение 2 класс К.И. Чуковский "Федорино горе"...