Статья "Читательский дневник - помощник осознанного чтения."
статья по чтению (3 класс)
Читательский дневник - помощник осознанного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читательский дневник - помощник осознанного чтения. | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Читательский дневник - помощник осознанного чтения.
«Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее.
Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку
работать при помощи книги».
Н.А. Рубакин
Современная жизнь сейчас наполнена различными интересными вещами, с точки зрения детей, это и планшет, сотовый телефон, компьютер, игровые приставки. Но в жизни детей совсем нет места книге. Дети уже с детского сада легко используют современные гаджеты, тратя все свое свободное время на игры. С приходом в школу интерес к книге минимален. Им достаточно учебника по литературному чтению. Прочитать какое-либо произведение, данное не на уроке, родителям приходится заставлять детей читать. Поэтому ведение читательского дневника в начальной школе является обязательным.
Под читательским дневником подразумевается тетрадь или блокнот со специальной структурой. Во время летних и других каникул ученики получают задания от учителя литературы — прочитать определенное количество книг по списку, который оглашается в классе. Уходя на каникулы, школьники не перестают учиться. Они продолжают получать основы школьной программы. А чтобы учитель смог после каникул их проконтролировать, все прочитанные за каникулы книги отмечаются в читательском дневнике.
Главная цель ведения читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому требования к оформлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения записать свои выводы. Поэтому чтобы ученику было интересно и легко работать с читательским дневником, его можно составить в виде викторины. Смысл вопросов викторин в том, чтобы ученик смог вспомнить, каков сюжет произведения, интересные моменты из жизни героя, "незаметные" детали о которых говорит автор. Для ребенка такой читательский дневник может быть своего рода шпаргалкой.
Также с помощью читательского дневника можно избавиться от затруднений при выполнении заданий, которые предложены во Всероссийских проверочных работах: Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос. Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение… Для того, чтобы ученик мог выполнять аналогичные задания, необходимо тренироваться. В этом может помочь читательский дневник. Необходимо составить вопросы в викторинах, которые способствовали бы развитию умений определять главную мысль произведения (не просто вопрос "о чем произведение?"), основное содержание текста и др.
Примеры викторин к читательскому дневнику:
Л.Н.Толстой рассказ «Котенок»
1. Произведение «Котенок» - это
- Рассказ
- Сказка
- Стихотворение
2.Напиши, как звали брата и сестру___________________________________________________
3. Что обозначает слово амбар
- Строение для хранения зерна, припасов, вещей или товаров.
- Баня
- Крытый загон для крупных домашних животных
4.Когда пропала кошка? _______________________________
5.Какого котенка оставили? Опиши его.________________________________________________________
6. Что означает число 5 в рассказе:
- Количество рожденных котят
- Количество собак охотника
- Количество братьев и сестер
7. Кто спас котенка? И как? Напиши ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Восстанови порядок пунктов плана:
- Дети нашли кошку с котятами
- Страшные собаки
- Дети забыли котенка на дороге
- Вася спасает котенка
- Самый лучший котенок
- У Кати и Васи пропала кошка
9. Какой была Катя? Выбери, подчеркни: хитрая, ловкая, трусливая, опасливая, смелая, маленькая
10. Каким был Вася? Выбери, подчеркни: храбрый, трусливый, смелый, глупый, ответственный, злой.
11. Выбери главную мысль рассказа:
• Человек, даже если он ещё маленький, должен нести ответственность за тех, кого приручил.
• Тяга к учению должна быть у каждого человека, и даже самый маленький ребенок должен хотеть научиться чему-то новому.
12. Напиши 2 пословицы к рассказу:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Л. Толстой рассказ «Слон»
1. Произведение «Слон» - это
- Рассказ
- Сказка
- Стихотворение
2. Кто был хозяином слона?___________________________________________________
3. Индиец – это
- Житель Индии
- Крестьянин
- Укротитель слонов
4.Выпиши второе предложение из рассказа___________________________________________________________
5. Каким был индиец? Выбери, подчеркни: злой, трудолюбивый, жестокий, жадный, хитрый, добрый.
6. Почему слон наступил на своего хозяина?___________________________________________________________
7. Каким был слон? Выбери, подчеркни: справедливый, добрый, жестокий, агрессивный, глупый, умный
8. Как поступила жена индийца?__________________________________________________________
9.Кто стал хозяином слона?_______________________________________________________________________
10. Какая пословица соответствует данному рассказу:
- Как аукнется, так и откликнется.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Любишь кататься – люби и саночки возить.
11. Закончи главную мысль данного рассказа
Если ты относишься к кому то плохо, несправедливо, то________________________________________________________________
Таким образом, ведение читательского дневника – весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребенка. Дневник способствует развитию речи, умению работать с текстом, повышению темпа чтения, повышению качества чтения, развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование беглого осознанного чтения на уроках литературного чтения и русского языка в начальных классах.
В представленном материале можно ознакомиться с системой работы по формированию беглого осознанного чтения, пополнить свою методическую копилку упражнениями, способствующими достижению поставленной це...
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения.
Работа по самообразованию....
Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения
В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...
Тема по самообразованию "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ВЫРАБОТКЕ ПРАВИЛЬНОГО И ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ"
Этот материал может пригодиться учителям начальных классов...
Дневник – помощник в саморазвитии школьника
Дневники 1 – 4-го кл. Образовательная система «Школа 2100» (материал взят с сайта http://school2100.com/)...
Читательский дневник - помощник и собеседник его владельца
Статья посвящена формированию и становлению грамотного читателя , у которого есть стойкая привычка к чтению и духовная потребность в нем. Представленные материалы затрагивают педагог...
Презентация "Дневник помощник"
Данный материал будет полезен учителю 1 класса....