Аксаков Аленький цветочек
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Задачи урока:
- Воспринимать на слух художественное произведение.
- Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
- Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
- Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т. Аксакова.
- Осмысление правил взаимодействия в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_alenkiy_tsvetochek.ppt | 1.29 МБ |
urok_alenkiy_tsvetochek.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки Народные Литературные (авторские)
Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 – 1859) Умел читать с 4 лет, в 5 лет декламировал стихи и читал сказки в лицах. С 8 лет учился в гимназии. С 15 лет начал публиковать первые стихи, очерки. Организовал студенческий театр, ставил пьесы. Работал литературным критиком, переводчиком. Заветная мечта С.Т. Аксакова – книга для детей. «Детские годы Багрова внука»
Правильный порядок событий. (ЭТАЛОН) 1. Жил-был купец, и было у него три дочери. 2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки 3. Нашел купец подарки для старших дочерей. 4. Встреча купца с чудищем лесным. 5. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надобно. 6. Младшая дочь у чудища лесного. 7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам. 8. Превращение чудища в принца.
Предварительный просмотр:
Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»
Цели: обучать начальным навыкам поиска и исследования информации: учить анализировать сказку, работать с текстом; обогащать словарный запас детей; воспитывать любовь и уважение к родителям; развивать внимание, память, воображение, интерес к русской словесности; отрабатывать навыки выразительного чтения.
Задачи урока:
- Воспринимать на слух художественное произведение.
- Формировать исследовательские навыки при определении истоков сказки, опираясь на дополнительную информацию.
- Учить анализировать художественный текст, выделение в нём основной мысли.
- Формировать интерес к творчеству русского писателя С.Т. Аксакова.
- Осмысление правил взаимодействия в парах.
Ход урока
1. Проверка дом задания.
2. Актуализация знаний.
-Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в мир сказок.
Слайд 1
3. Речевая разминка. (ХОРОМ)
- “Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.”
- Объясните смысл этой пословицы.
- Вспомните пословицу с таким же смыслом. (Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок)
- Кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину)
III. Работа по теме урока.
Слайд 2
По иллюстрации кто догадался с каким произведением мы будем знакомиться? Кто назовет автора?
ИТАК Цель урока знакомство с новым произведением.
А чтобы вы хотели узнать на уроке? Об авторе хотели узнать? Прочитать произведение? Узнать кто главные герои? Какие поступки совершали? Составить план
-На какие две группы делятся все сказки? Слайд 3
- К какой группе относится сказка Аксакова, почему?
Слайд 4
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791г. (какой это век?) в городе Уфе. Сказку “Аленький цветочек” он услышал в детстве во время своей болезни. Маленький Аксаков страдал бессонницей. По совету тётушки позвали старую ключницу Пелагею, которая была мастерицей сказывать сказки. Вот она то и рассказала Сереже Аксакову сказку про цветочек аленький. Пелагея каждый день рассказывала мальчику какую-нибудь из своих многочисленных сказок.
С.Т. Аксаков вырос, стал писателем и, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука” вспомнил Пелагею, её замечательную сказку про “Аленький цветочек” и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
- Ребята, а какой писатель сочинял сказки, вспоминая услышанные в детстве? Петр Павлович Ершов, Конек-горбунок.
-Какие еще сведения вы узнали о писателе?
Слайд 5 Какие еще детские книги написаны Аксаковым? (рассказы о родной природе, детские годы Багрова-внука. Можем из названия и иллюстрации определить о чем эти произведения?
4. Словарная работа.
-В сказке “Аленький цветочек” много устаревших слов, почему? (автор писал её в 18 веке, Аксаков старался передать народность сказки)
- Наша словарная работа пройдет необычно. Сегодня я буду называть устаревшие слова и выражения, а вы будете их объяснять.
- Заморский - находящийся за морем. За границей.
- Не ведаю - не знаю.
- Самоцветный - драгоценные или полудрагоценные камни.
- Сажень - старая русская мера длины. 2м.13см.
- Торная - о дороге, гладкая ровная.
- Чертог- пышное великолепное здание или дворец.
- Гвалт- крик, шум.
- Яства сахарные – вкусная еда.
- Опочивать легла – легла спать.
-А теперь поработаем со словариком. Как называется словарь, в котором объясняется значение, толкование слова? (ТОЛКОВЫЙ). Открываем стр 221 Читаем слово ПАРЧА, БУРМИЦКИЙ ЖЕМЧУГ,ТУВАЛЕТ,КАРМАЗИННОЕ СУКНО,ХОРОНИТЬ ПАЧЕЗЕНИЦЫ ОКА,ПРИГОРОК МУРАВЧАТЫЙ,ЗОЛОТО ЧЕРВОННОЕ, СЕРЕДОВИЧ,ЧЕЛЯДЬ,ЗЫЧНЫЙ.
5. Работа с текстом.
Внимательно следим за чтением и отвечаем на вопрос. Какой урок у этой сказки?
АУДИОЗАПИСЬ.
Какой урок? Чему учит сказка? (Держать слово, быть честным, не совершать плохих поступков).
6. Работа в парах.
- У вас на столе деформированный план сказки. Нужно восстановить правильный порядок событий. И не забывайте пословицу “Семь раз отмерь, один раз отрежь”
Проверка по эталону слайд 6
1. Жил-был купец, и было у него три дочери.
2. Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки
3. Нашел купец подарки для старших дочерей.
4. Встреча купца с чудищем лесным.
5. Опечалился купец, возвращаться к “лесному зверю” надобно.
6. Младшая дочь у чудища лесного.
7. Скучает Настенька по батюшке и сестрицам.
8. Превращение чудища в принца.
7. Подведение итога урока.
- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Почему?
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
X. Домашнее задание. Стр. 193-200 выразительное чтение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина С. Аксаков "Аленький цветочек"
Литературная викторина....
Презентация С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"
Презентация может использоваться при изучении сказки Акксакова "Аленький цветочек"...
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек
1. Познакомить с творчеством С.Т. Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». Учить работать с детской книгой.2. Развивать:а) умения давать полные ответы на вопросы по содержанию сказки, с...
открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...
Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."
Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...
материалы для проведения урока литературного чтения А.Аксаков "Аленький цветочек", 4 класс
Материалы включают в себя конспект урока, методические рекомендации, буклет, игру, презентацию к уроку...